пятница, 4 декабря 2015 г.

The Jurkovič House

Вторая половина последней недели ноября была отдана знакомству с городом Таллин. Поездка дала мне достаточно энергии, чтобы начать рассказ о наших с М. путешествиях. Вояжи всегда заканчиваются разбором сувениров (материальных и нематериальных), среди которых своим постоянством выделяются значки с названиями городов, собираемые М., и посещения домов-музеев художников, коллекционируемые мноюЛетом этого года нас принимал музей "Вилла Душана Юрковича" в чешском городе Брно.



Будущий словацкий архитектор Душан Самуэль Юркович родился 23 августа 1868 года в деревне Тура-Лука (западная Словакия) в семье нотариуса. После окончания средней школы в городе Шопрон, он поступил в Национальную промышленную школу Вены (1884). Юркович попал под сильное влияние архитектора и теоретика искусства Готфрида Земпера и профессора искусствознания Алоиза Ригля, которые отмечали достоинство народного искусства и рекомендовали его в качестве источника вдохновения для современных художников, дизайнеров и архитекторов. Этот подход позволил Душану Юрковичу приобщиться к традициям народного творчества, и поработать мастером деревянных изделий под руководством архитектора Власия Буллы в городе Мартине (северная Словакия). Спустя некоторое время Юркович переехал в город Всетин, где продолжил обучение в мастерских архитектора Михаила Урбанека. Вместе со свои наставником он принял участие в "Чешско-словацкой этнографической выставке", проходившей в Праге в 1895 году. Благодаря Юрковичу и Урбанеку был организован временный музей народного искусства, опередивший на пять лет создание официального этнографического музея на Чешской земле. 
Приглашение на выставку подарило Душану Юрковичу первые крупные заказы - ресторан Либушин и гостиницу Маменка для туристов горнолыжного курорта Пустевны в Бескидских горах (1897-1899). Успех в деле создания пространств для отдыха дал архитектору возможность поработать на знаменитом моравском термальном курорте Лугачовице, где он переоборудовал здание Спа-отеля (1901-1903). Оба заказа были исполнены в духе национального романтизма - резные балконы, деревянные украшения фасадов, черепичные крыши, обходные галереи, пирамидальные многоуровневые крыши, барочные главки являются элементами, характерными для архитектуры Карпат.
Работа в Пустевнах привлекла внимание Франтишека Мареша - руководителя школы для девочек "Весна" в городе Брно. Он поручил Юрковичу создание проекта оформления интерьеров начальной школы (1899). С этого времени жизнь архитектора неразрывно связана с Брно, здесь он основал архитектурное бюро и построил сказочную виллу для себя и своей семьи.
Ворота Виллы Душана Юрковича украшены изображением солнца и птиц - символами тепла, света и дома. Вспомним Птиц Счастья славянских народных вышивок.

Франтишек Мареш представил Юрковича Роберту Бартельмусу - владельцу первого и в то время крупнейшего завода электротехники в Моравии. Эта встреча сыграла важную роль в судьбе архитектора - начали поступать крупные заказы на строительство и переоборудование вилл. Летний дом Бартельмуса неподалеку от городка Нове Место над Матуйи (1899) и вилла Яна и Луизы Нагловских в пражском районе Бубенич (1907). Настоящая этнографическая работа, рука об руку с историком, была проведена во время реконструкции загородных дворцов - замка второй половины XVIII века для землевладельца Ярослава Веселы (1908-1911) и дворца для текстильного промышленника Йозефа Бартона (1908-1913). В загородном строительстве Душан Юркович сочетал элементы народной архитектуры, Венского Сецессиона и английского "коттеджного стиля", он стремился объединить художественное оформление, комфорт и функциональность. 
Архитектурный облик города Брно в конце XIX века формировался под влиянием немецкого искусства, национальные чешско-словацкие черты стали появляться в нем около 1900 года. Вилла Юрковича, построенная в 1906 году в духе эпохи модерн, демонстрирует традиционные элементы - крутые черепичные крыши, фронтоны с характерными расходящимися "лучами" (повторяют декор ворот) и имитацию фахверка. Главный фасад украшала мозаика, созданная Адольфом Каспаром по мотивам сказки "Пастух и Дракон" (не сохранилась).

В Брно Душан Юркович стал членом-учредителем Клуба друзей искусства (1899), занимавшегося проблемами современного искусства, выпуском публикаций, организацией выставок и других мероприятий. Здесь архитектор познакомился с художниками Альфонсом Мухой, Ганушем Швайгером и Йозой Упркой, композитором Леошем Яначеком, писателем Иржи Магеном и другими творческими представителями своего времени.
В годы Первой мировой войны Душан Юркович служил в Департаменте воинских захоронений, руководя строительством кладбищ для солдат Австро-Венгерской армии. Он является автором примерно 40 захоронений в Западной Галиции, при создании которых учитывались особенности ландшафта и использовались элементы народного орнамента. После окончания войны и создания независимой Чехословакии Душен Юркович продал виллу в Брно и переехал в Братиславу (1919), где построил новый дом, объединив черты предшествующих своих работ с элементами Ар-Деко. В этот период он занимался созданием гробниц и памятников, домов для рабочих и канатной дороги в Высоких Татарах, а здание Санатория Коха в Братиславе демонстрирует увлечение архитектора идеями функционализма. 
Вторую мировую войну Душан Юркович провел в уединении, а по её завершении начал работу по сохранению культурных ценностей Словакии и обновлению родной страны. Он скончался 21 декабря 1947 года в Братиславе.
"Это было необходимо, всё же, отдать свои силы служению объединяющей работе в Словакии после создания Республики ... Так я присоединился к очереди художников-архитекторов на территории моей ближайшей родины. У меня была возможность остаться в Моравии, обосноваться в Праге, но Братислава должна была победить..."
Душан Юркович, 1929 г.
Парадный вход Виллы Душана Юрковича

На рубеже веков город Брно представлял собой прекрасный тихий уголок, неподалеку размещались владения императора. Душан Юркович приобрел несколько участков на лесном склоне над рекой Свраткой в районе Жабовржески, но после возведения виллы продал часть своих угодий.
Осмотр внутреннего пространства виллы начинается с постоянной выставки, рассказывающей о жизненном и творческом пути Душана Юрковича, а также демонстрирующей созданные им предметы мебели. Выставка занимает три помещения - спальню, детскую комнату и ванную. 

Стулья для начальной школы "Весна", 1899 г.

Слева: Кресло из квартиры госпожи Людмилы Цеснековой-Беседовой, 1904 г.
Деталь ножки кресла.
Справа: Прикроватная тумбочка, 1906 г.

Слева: Стол из библиотеки загородного дворца Молиторов, 1910 г.
Деталь ножки стула, украшенная резьбой.
Справа: Кресло из Риб Холл загородного дворца в Нове Место над Матуйи, 1913 г.
Деталь подлокотников кресла, украшенная резьбой.

Душан Юркович женился в 1903 году на дочери промышленника Бартельмуса - Божене, у пары родилось трое сыновей Юрий (1904-1963), Ян (1905-1986) и Павел (1907-2005). От знакомых им интерьеров сохранились: декоративный фриз, выполненный по трафарету, межкомнатные двери и ниша для кровати супругов. Образованное эркером пространство, в спальне было оформлено как место для отдыха и уединения, вполне в традициях английской архитектуры. 

Осмотр виллы продолжается в гостиной, интерьер которой был восстановлен. Гостиная умело зонирована - выделено пространство возле печи, оформлены две ниши, приподнятые над уровнем пола, на фотографии справа в конце комнаты хорошо видна одна из ниш, выполнявшая роль библиотеки.

Дизайн виллы является производным от основного пространства, из которого лестница ведет на балкон, расположенный на уровне второго этажа, где находятся дополнительные помещения. Таким образом, свет и воздух главенствуют в доме. 
Две части ниши-библиотеки, находящиеся с двух сторон от окна

Слева: Ниша со скамьей, созданная балконом и поддерживающими его опорами.
Справа:  Изразцовая печь и часть лестницы, ведущей на второй этаж.

Моя персона, сидящая в вышеупомянутой нише с книгой отзывов в руках:)

Детали керамических изделий, в изобилии украшающих гостиную

26 августа 1906 года вилла Душана Юрковича открыла свои двери и приняла выставку архитектуры и декоративно-прикладного искусства, став ярким примером Синтеза искусств. Тот факт, что вилла сначала на короткое время стала местом для выставки, прежде чем перейти в частную собственность, был распространенной практикой эпохи модерн. Юркович задумывал и использовал гостиную в качестве "выставочного пространства для мебели, годной для продажи". Первый комплект мебели для официального открытия виллы был впоследствии приобретен для загородного дворца в Нове Место над Матуйи, где он сохранился по сей день. Мебель выполнил Первый кооператив столяров из Брно. 
Вид Виллы Душана Юрковича со стороны сада

Крепкие узы, связывающие Душана Юрковича с народным искусством, не помешали ему обратиться к современным конструкциям, интерьерам и мебели. В вилле он воплотил свои взгляды на идеальный дом для семьи. Юркович обратился к идеям Движения искусств и ремесел, которое возрождало традиции ремесла и домостроительства, объединяло декоративно-прикладное и изящные искусства. В то же время, он находил вдохновение в творчестве Йозефа Марии Ольбриха (Колония художников Дармштадта) и Йозефа Хоффмана (квартал Хоэ-Варте).
Для строительства дома Юркович взял за основу фахверковую конструкцию, покрыв её пробковой доской и обработав штукатуркой. Облик виллы построен на сочетании чистых светлых стен и сдержанных, но красочных геометрических узоров, берущих свое начало в народном искусстве. Каменной кладкой оформлены фундамент, арка входа и лоджия, в этом приеме можно увидеть влияние на Юрковича архитекторов Северного модерна, широко использовавших "дикий" камень.
"Я изучил Бэйли Скотта, Эдгара Вуда и Уильяма Макинтоша (Чарльза Макинтоша - курсив мой) среди английских дизайнеров, Элиэля Сааринена и Армаса Линдгрена - среди финских, и других...".
Душан Юркович 1929 г.


За сто лет своего существования вилла Юрковича сменила нескольких владельцев, последний из которых продал её летом 2006 года Моравской галерее в Брно. Каждый хозяин вносил что-то свое в облик и структуру дома, поэтому в 2009 году началась реставрация виллы, направленная на воссоздание оригинальной формы здания и адаптации его для нужд учебного центра современной архитектуры. Работы велись за счет средств гранта, полученного в Норвегии. Экспозиция "Душан Юркович. Архитектор и его дом" открыла двери для посетителей весной 2011 года.
В настоящее время музей предоставляет помещения для временных выставок. Наш визит на виллу совпал с периодом проведения выставки "Modfolk" (Modernity in Folkness). Коллекция дизайнера Либэны Роховой бала создана исключительно для виллы Юрковича. Концепция строится на простоте кроя, практичности, материалах и силуэтах, присущих народной одежде. Предлагаю посмотреть видео о коллекции Modfolk (на чешском языке).
Работа Либэны Роховой вполне соответствует высказыванию Душана Юрковича: "Я не знаю ни одной другой отправной точки, кроме поиска опоры в том, что создал наш народ" (1929).



P.S. Больше информации о Вилле Юрковича и условиях её посещения читайте на сайте Моравской галереи в Брно
Упомянутые в тексте работы Душана Юрковича лишь часть его большого творческого наследия. Львиная доля текста была составлена на основе материалов (на английском языке), привезенных из путешествия в Брно, поэтому перевод/написание имен и географических названий может не соответствовать реальному, заранее приношу свои извинения!!! 

Комментариев нет:

Отправить комментарий