Наконец-то я добралась до истоков журнала "Теория моды"! Выпуск 3 (Весна 2007) полностью посвящен попытке по-новому взглянуть на связь моды и социализма. Читая статьи, я ловила себя на мысли, что в мамином шкафу хранятся замечательные подтверждения некоторых высказываний авторов журнала. На этот раз я решила извлечь из гардероба несколько сохранившихся предметов нижнего белья и поговорить с мамой на данную крайне популярную тему.
При всем чудесном умении мамы смотреть на прошлое с оптимизмом, в отношении советского нижнего белья её мнение таково - однообразно и скудно, несмотря на весомое преимущество в виде натуральности тканей. Выбор был невелик, модели изменялись очень медленно, подобрать подходящий вариант и носить его потом было сложно. Особенно это касалось бюстгальтеров, особенно для женщин с пышной грудью. Купленные в магазине вещи нужно было переделывать - переставлять пуговицы застежек, удлинять/укорачивать бретели, уменьшать/увеличивать объем. Проще было обратиться в ателье женского конфекциона и сшить бюстгальтер на заказ. Пока портниха делала обмеры, обсуждались детали будущего изделия - ширина бретелей, глубина выреза и т.п. Благодаря крою, четкости швов, плотности материала (обычно использовали атлас или хлопчатобумажную ткань) бюстгальтер садился идеально. Без дополнительных деталей он поддерживал даже пышную грудь, делая её выше, аккуратнее и визуально меньше (маленькая грудь считалась более привлекательной, по крайней мере, в нашей семье).
Бюстгальтер из черного атласа, сшитый на заказ в ателье женского конфекциона - 1979 год.
Детали бюстгальтера из черного атласа - петельки и пуговки застежек, швы чашек бюстгальтера.
Мария Заржицкая (МЗ): "Была ленинградская портниха, которая специально шила бюстгальтеры и пояса.
Ольга Вайнштейн (ОВ): Вот это интересно.
МЗ: Бюстгальтер делался по вашей груди, и он такой был, что, во-первых, он организовывал вашу фигуру.
Ов: То есть там какие-то подкладочки были?
МЗ: Ничего этого! Был покрой и форма. И это для вас - ваша индивидуальность. Ваш бюстгальтер никогда не подходил бы мне. Пол Советского Союза приезжало к ней в Ленинград это делать. И не так уж дорого она за это брала".
("Теория моды: одежда, тело, культура", №3 (2007). Ольга Вайнштейн. "Мое любимое платье": портниха как культурный герой Советской России", с. 116)
Бледно-розовый (выцвел со временем) хлопчатобумажный пояс для чулок советского производства - до 1976 года.
Колготки стали постепенно входить в гардероб советской женщины вначале 1970-х г. Предшествующие десятилетия были полностью "чулочно-панталонным" периодом - взаимосвязь двух этих изделий становится еще более очевидной, если учесть неприветливость нашего климата. Летом заменить панталоны можно было трусами, но не для всех этот предмет нижнего белья был близким и привычным. Повседневную жизнь также нельзя было представить без пояса для чулок. Купить пояс не составляло сложности, его строение - наличие эластичных частей, резинок и застежек - давало возможность подобрать удобный и хорошо сидящий вариант. Пояса для чулок не были дефицитом, выпускались (и продавались) в большом количестве.
На рубеже 1960-х/70-х помимо колготок (из Чехословакии и ГДР) жизнь женщины облегчило появление плотных рейтуз, хорошо облегающих и не создающих складки, а также теплых кожаных сапог (до конца 1960-х годов в обиходе были туфли, ботики, ботинки и войлочные сапожки).
Комбинация из синтетической ткани с кружевом производства югославской (на сегодняшний день хорватской) фирмы Pounje d.d. - начало 70-х годов.
В 1970-х годах ассортимент нижнего белья в магазинах увеличился, это непосредственно касалось комбинаций. Их шили из приятного шелковистого материала, который напоминал натуральную ткань. Комбинации советского производства были комфортнее, в них не было так жарко, как в импортных нейлоновых изделиях, но страсть ко всему "заграничному" заставляла отдавать предпочтение иностранному варианту.
"В противовес ценность несоветской вещи заключается, прежде всего, в его "коросте красоты". Рассказывают истории о том, что красивые немецкие комбинации жены советских офицеров могли использовать как платья: "...например, в начале 1960-х годов появились комбинации из ГДР. ... Они были очень красивыми, и эти комбинации носили просто на улице. ... Потому что комбинация - это была вещь какая-то недостижимая и очень дорогая, которую можно было достать по блату. Или, например, на юге в нижнем белье ходили, потому что из ГДР оно было таким красивым. Это 1960-е годы. Не только по пляжу, но и по улицам". Комбинации были сшиты из модных синтетических материалов, красиво декорированы и во многом напоминали летнее легкое платье. Заметим, что даже в интервью респондент признает, что те комбинации мало походили на привычное советское нижнее белье. Наоборот, подчеркивается, что комбинация обладала всеми свойствами вещи, которую нужно демонстрировать, открыто показывать: она красивая, изысканная и очень дорогая. Эти предметы не были опознаны их владелицами как привычное советское нижнее белье - теплое, суровое и гигиеническое, не предназначенное для того, чтобы быть выставленными напоказ".
("Теория моды: одежда, тело, культура", №3 (2007). Ольга Гурова "Чулки "повышенной зебристости": нижнее белье и репрезентация тела в советской культуре", с. 301)
Нижние юбки советского производства из ацетата - 1980-е годы
Выйти из дома в платье или юбке без комбинации до начала 1980-х годов было просто невозможно. Постепенно комбинация начинает сдавать свои позиции, уступая место нижним юбкам (подъюбникам). Происходит процесс "упрощения" повседневного женского бельевого гардероба - на смену панталонам приходят разные варианты трусиков, чулки и пояса вытесняются колготками (любой плотности), комбинации становятся бельем для соблазна, а нижние юбки, зачастую, уже пришиты к подолам легких платьев.
"Комбинация стала "настоящим фаворитом эпохи" и "знаковой вещью времени" (Демиденко 2000). Ее популярность обусловлена следующими преимуществами: верхнее платье "не липнет", модная шифоновая блузка не просвечивает. Кроме того, синтетическая комбинация считалась особенно сексуальной".
("Теория моды: одежда, тело, культура", №3 (2007). Ольга Гурова "Чулки "повышенной зебристости": нижнее белье и репрезентация тела в советской культуре", с. 293)
Комментариев нет:
Отправить комментарий