Живопись и фотографию связывают длительные отношения, полные взаимных влияний и противоречий. Живопись получила от этого союза новые композиционные приемы, понимание бессмысленности слепого копирования художником натуры и возможность пользоваться фотоснимками в качестве эскизов.
Но даже в роли исходного материала каждому художнику фотография служила по-своему. Альфонс Муха рассаживал своих натурщиц в студии, фотографировал и преобразовывал снимки в полотна. Эдгар Дега пользовался фотографией в качестве мини-лаборатории по изучению движения. А Морис Дени находил образы для своих работ в семейном фотоальбоме.
Дени повторял на картинах сюжеты снимков, позы героев, и даже их костюмы. Матросские костюмчики детей, чепцы и кружевные воротнички, тельняшки и блузы перемещаются с фотографий на холсты. Мадонны, матери и дамы в саду на полотнах Мориса Дени носят одежды его супруги Марты, потому что почти все эти женщины и есть Марта. Где теперь свободные платья мадам Дени - в полоску, крапинку или горошек? На картинах, в крупнейших музеях мира, хотя их собственная ткань, наверняка, уже истлела.
Марта Морье стала женой, другом и музой Мориса Дени в 1893 году. Спустя год родился их первенец Жан-Поль (умер в младенчестве), следом за которым появилось на свет шесть его братьев и сестер:
Но даже в роли исходного материала каждому художнику фотография служила по-своему. Альфонс Муха рассаживал своих натурщиц в студии, фотографировал и преобразовывал снимки в полотна. Эдгар Дега пользовался фотографией в качестве мини-лаборатории по изучению движения. А Морис Дени находил образы для своих работ в семейном фотоальбоме.
Дени повторял на картинах сюжеты снимков, позы героев, и даже их костюмы. Матросские костюмчики детей, чепцы и кружевные воротнички, тельняшки и блузы перемещаются с фотографий на холсты. Мадонны, матери и дамы в саду на полотнах Мориса Дени носят одежды его супруги Марты, потому что почти все эти женщины и есть Марта. Где теперь свободные платья мадам Дени - в полоску, крапинку или горошек? На картинах, в крупнейших музеях мира, хотя их собственная ткань, наверняка, уже истлела.
Марта Морье стала женой, другом и музой Мориса Дени в 1893 году. Спустя год родился их первенец Жан-Поль (умер в младенчестве), следом за которым появилось на свет шесть его братьев и сестер:
- Ноэль/домашнее прозвище Ноно (1896)
- Бернадетт/Бадетт (1899)
- Анна-Мария/Нене (1901)
- Мадлен/Малон (1906)
- Доминик/Доми (1909)
- Жан-Франсуа (1915).
Все семейные события - отдых на берегу океана, путешествия, сценки из домашней жизни - Морис Дени фиксировал с помощью камеры Кодак № 2 "Бычий глаз". В 1895 году фирма Кодак усовершенствовала свою портативную фотокамеру, сделав её еще более удобной в использовании, а проявку и печать фотографий стандартизированными. Семья Дени приобрела камеру в 1896 году. Можно предположить, что весомой причиной покупки камеры стала смерть Жан-Поля, и желание родителей зафиксировать рост и развитие детей, чья жизнь была столь хрупка. Отснятые Морисом Дени негативы профессионально проявлялись, после чего Марта Дени печатала снимки и бережно хранила их в альбоме. Художник оставил огромное фото-наследие - 2,689 отпечатанных снимков и 1,250 негативов, героями большинства из которых являются Марта и дети. Лучшим комментарием ко всему вышесказанному будет цитата из книги Сьюзен Сонтаг "О фотографии":
"Запечатлеть достижения индивида в роли члена семьи (или иной группы) - это было одной из первых функций фотографии. Не меньше века фотографии свадеб были такой же непременной частью церемонии, как предписанные словесные формулы. Камеры сопровождают семейную жизнь. Согласно социологическому исследованию, проведенному во Франции, в большинстве семей есть фотоаппараты, но в семьях с детьми они встречаются вдвое чаще, чем в бездетных семьях. Не снимать детей, особенно когда они маленькие, - это признак родительского равнодушия, точно так же, как не пойти на съемку класса после выпуска - это проявление подросткового бунта.
С помощью фотографий семья создает свою портретную историю - комплект изображений, свидетельствующих о её единстве. Не так уж важно, за какими занятиями её фотографировали, - важно, что сфотографировали и снимками дорожат. Фотографирование становится ритуалом семейной жизни именно тогда, когда в индустриализированных странах Европы и Америки сам институт семьи подвергается радикальной хирургии. Когда замкнутая семейная ячейка вырезалась из большой родственной общности, явилась фотография, чтобы увековечить память об исчезающих связях большой семьи, символически подтвердить грозящую оборваться преемственность. Эти призрачные следы - фотографии - символически восполняют отсутствие рассеявшейся родни. Семейный фотоальбом обычно посвящен большой семье, и зачастую - единственное, что от неё осталось".
Слева: Анна-Мария на руках у Марты под аркой из роз на вилле в Перро-Гирек. 1902. Фотография. 15,2 х 16 см. Париж, Музей Орсе. Справа: Морис Дени. Корона из маргариток. 1905-1906. Холст, масло. 73 х 54,5 см. Мадрид, Музей Тиссена-Борнемисы.
Большая часть фотографий из архива Мориса Дени, находящихся сегодня в широком доступе, связана с семейным отдыхом и путешествиями. Любимым местом на летний период для семейства Дени становилось побережье полуострова Бретань, вероятно, в связи с увлеченностью отца-художника творчеством Поля Гогена и Понт-Авенской школы. На фотографиях разных лет Марта и дети весело проводят время на пляжах Ле Пульдю, Локтюди и Перро-Гирек. Без сомнения, главным предметом детского "отпускного" гардероба является матросский костюмчик, ставший популярным предметом одежды в начале 1870-х годов. Интересно, что матросскую блузу носит с бриджами не только Доминик, но и его старшие сестры - для активного отдыха штанишки все же удобнее юбки. На нескольких фотографиях даже мадам Дени появляется в купальном костюме в морском стиле - с матросским воротником гюйсом, полосатой оторочкой и вставкой, имитирующей тельняшку.
Фуфайки в бретонскую полоску (breton stripes) или иначе тельняшки, еще одна примета пляжного отдыха и предмет гардероба малышей Дени. Примечательно, что на картинах Мориса Дени все полосатые костюмы - белые с красным. Вероятно, так было и в жизни, ведь на морском берегу ребенка в яркой одежде сложнее потерять из виду.
Ну, и как же на пляже без головного убора? Дети Дени носили соломенные шляпы разной формы, матросские шапочки и длинные колпаки - красные, если судить по картинам. Стоит отметить, что красные колпаки, защищавшие головки детей от солнца и ветра, в Бретани считаются по сей день символом сопротивления. В 1675 году восставшие против королевских налогов бретонцы надевали подобные головные уборы в знак протеста, это событие так и было названо - "Восстание красных колпаков".
Отдых на берегу океана, как и атмосфера родного дома, располагает к выбору комфортной одежды, не стесняющей движения. В обоих случаях мадам Дени отдавала предпочтение платьям свободного покроя, столь же незаменимым в периоды беременности (повторявшиеся довольно часто). Дополнением к "пляжным" нарядам служили объемные чепцы и кружевные воротнички (у детей тоже). Головной убор - атрибут отдыха на открытом воздухе и неотъемлемая часть гардероба замужней женщины. Кроме того, белоснежные кружевные чепцы всех мыслимых и немыслимых форм являются частью традиционного женского костюма в Бретани.
Слева: Ноэль и Бернадетт сидят на камнях в Локтюди. 1901. Фотография. 8,5 х 8,5 см. Париж, Музей Орсе. Справа: Морис Дени. Мадлен в красном колпаке. 1915-1917. Доска, масло. 14 х 16,1 см. Christies.
Слева: Две девушки, поднимают на руках Мадлен. Пляж в Перро-Гирек. 1909. Фотография. 9 х 9 см. Париж, Музей Орсе. Справа: Морис Дени. Мальчик на пляже. 1911. Холст, масло. Нойс, Музей Клеменс-Селс.
Слева: Марта, сидящая на складном стуле, и Бернадетт в Локтюди. 1901. Фотография. 9 х 9 см. Париж, Музей Орсе. Справа: Морис Дени. Розовый капор. Около 1893. Холст, масло. Деталь. Париж, Галерея Малинга.
Одежда для дома и активного отдыха дает большую свободу выбора и не всегда уточнит время своего существования, что не скажешь о повседневных вещах - они чуть более откровенны. Гардероб семьи Дени - реальный и живописный - обладает всеми приметами времени. Мадам Дени и её дети одеты по моде - будь то путешествие по городам Италии, отдых с семьей художника Русселя в Л'Этан-ла-Виль или церковная процессия в Шамбурси. Образ Марты создают детали, характерные для стиля рубежа XIX-XX веков, - корсет, рукава "жиго", высокие воротнички и затейливые шляпы, сдвинутые на лоб. Девочки Дени носят светлые платья, декорированные волнами воротничков и оборок, передники (чтобы дольше сохранить платье чистым), высокие сапожки, широкополые шляпки или чепчики. Стоит отметить, что заниженная талия всегда была элементом детской одежды и только в 1920-е годы перешла в женский гардероб.
Фотографии семьи Дени могут стать прекрасными иллюстрациями для энциклопедии моды, но не стоит искать подобного сарториального разнообразия на полотнах Мориса Дени. Он, как и его соратники по группе "Наби" художники-интимисты Пьер Боннар, Эдуард Вюйар, Феликс Валлотон, тяготел к камерным, интимным сюжетам. Поэтому героини картин Дени чаше появляются в одежде для дома, времяпрепровождения в кругу семьи и друзей, прогулок на свежем воздухе. Стоит большого труда найти изображение дамы в модной шляпе или пальто.
Слева: Морис Дени. Спящая женщина. 1892. Холст, масло. 38 х 61 см. Байонна, Музей Бонна-Эллё. Морис Дени. Портрет Марты в шляпе с белой вуалью. 1894. Холст, масло. 32 х 41 см. Частная коллекция. Справа: Марта в профиль на борту корабля. Неаполь. 1904. Фотография. 12 х 16 см. Париж, Музей Орсе.
Слева: Мадлен и Анна-Мария на балконе. Венеция. 1907. Фотография. 14,2 х 14,5 см. Париж, Музей Орсе. Справа: Морис Дени. На балконе в Венеции. 1907. Холст, масло. 45,1 х 70,8 см. Кан, Музей изящных искусств.
Слева: Марта на террасе виллы Папиниано, Фьезоле. 1898. Фотография. 9 х 6 см. Париж, Музей Орсе. В центре: Морис Дени. Менуэт принцессы Мален. 1891. Холст, масло. 95 х 60 см. Париж, Музей Орсе. Справа: Бернадетт, Ноэль и Марта на пляже в Перро-Гирек. 1902. Фотография. 8,5 х 8,5 см. Париж, музей Орсе.
За несколько лет до появления в жизни Мориса Дени семьи, а именно, в 1888 году он стал участником группы художников-постимпрессионистов - "Наби". Единого стиля у "набидов" не было, каждый художник был волен идти свои путем. Объединяла их любовь к творчеству Поля Гогена со всеми вытекающими последствиями - плоскостностью изображения, декоративностью, упрощенностью форм, гармонией ритмов, локальностью цветов. Изогнутые, прихотливые линии были ключевым элементом творчества Дени. Можно предположить, что современная ему мода эпохи модерн приносила художнику массу вдохновения. S-образные изгибы женских силуэтов, характерные для стиля рубежа веков, были лейтмотивом раннего творчества Дени (наряду с плавными линиями струящихся тканей и прядей волос). Но следует сказать, что изменения в моде, произошедшие в начале ХХ века, также отразились в творчестве художника.
Слева: Ноэль, Бернадет, Мадлен, Анна-Мария сидят на лестнице виллы Bella Vista. Ноябрь-декабрь 1907. Фотография. 14,5 х 15 см. Париж, Музей Орсе. Справа: Морис Дени. Завтрак. 1901. Картон, масло. 51,3 х 66,5 см. Франкфурт-на-Майне, Штеделевский художественный институт и городская галерея.
Слева: Морис Дени. Мать и дитя. 1895. Холст, масло. 43 х 38,5 см. Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж. Справа: Марта и Ноэль в мастерской на вилле Монруж, Сен-Жермен-ан-Ле. 1897. Фотография. 4 х 3 см. Париж, Музей Орсе.
В кругу художников Группы "Наби" Морис Дени носил прозвище - Наби Прекрасных Икон. Дело в том, что основу его творчества составляли работы на религиозную тему, а сами Дени были верующей католической семьей. Чаще всего художник обращался к образу Девы Марии с Младенцем, и связано это было с периодом счастливой семейной жизни. В своей студии на вилле Монруж в Сен-Жермен-ан-Ле Морис Дени сделал ряд постановочных фотографий Марты с Ноэль на руках. Впоследствии эти снимки стали основой не только семейных портретов, но и картин с изображением Девы Марии. Дени также любил совмещать религиозные и бытовые сюжеты, размещая образ Марты с ребенком на фоне библейских сцен - Адам и Ева в райском саду, Христос в доме Марфы и Марии, встреча Марии и Елизаветы.
Семья была одним из главных источником вдохновения Мориса Дени. Его любовь проявляет себя в мелочах - в любовании повседневностью, во внимании к деталям быта и внешности домочадцев. На картинах мадам Дени довольно часто появляется в одежде в полоску или розовом платье в мелкую крапинку/горошек. Фотографии подсказывают нам, что такие вещи действительно были в гардеробе Марты. Наряды девочек Дени - в горошек и клеточку - мы также можем рассматривать как на фотографиях, так и на картинах их отца-художника. Купальные костюмы, кружевные воротнички, детские прически с завитком волос и бантиком надо лбом, передники и чепчики стали бессмертны благодаря творчеству Мориса Дени, нежно любившего эти милые детали облика своих близких.
Для нас сегодня возможность сравнения фотографий и живописных работ Мориса Дени - это шанс взглянуть на членов семьи Дени, как на живых людей; приоткрыть дверцу и познакомиться с обычным течением их жизни; отбросить все заученные фразы о творчестве художника и посмотреть на него с другой стороны.
Фотолетопись семьи Дени прерывается в год смерти Марты - 1919 году. Образ этой чудесной женщины сохранили не только фотографии и картины Мориса Дени, но и работы нескольких его друзей-художников.
Слева: Морис Дени. Примерка платья. Около 1898. Бумага, масло. 58,5 х 43 см. Sothebys. Справа: Марта Дени позирует Аристиду Майолю. Фотография. 1904. Kulturstiftung.
Слева: Огюст Ренуар. Портрет Марты Дени. 1904. Холст, масло. 45 х 54 см. Китасибара (Япония), Музей современного искусства Морохаши. Справа: Аристид Майоль. Портрет Марты Дени. 1910. Терракота. 34,5 х 23 х 24 см. Мюнхен, Новая пинакотека.
Слева: Тео ван Риссельберг. Портрет Марты Дени на фоне зеркала. 1907. Холст, масло. 90 х 73 см. Сен-Жермен-ан-Ле, Музей Мориса Дени. Справа: Тео ван Риссельберг. Портрет Марты Дени на фоне какэмоно. 1908. Холст, масло. 81,4 х 65,5 см. Частная коллекция.
Здесь интересная статья о двух портретах Марты Дени работы Тео ван Риссельберга (на французском).
Интересно, предполагала ли Сьюзен Зонтаг, что фотографирование станет ритуалом, увековечивающим память не только об исчезающей семье. Я даже не знаю, что увековечивают люди, которые фотографируют каждый свой шаг?
ОтветитьУдалитьИнтересный вопрос. Сьюзен Сонтаг, без сомнения, все бы быстро объяснила. Я могу только предположить. Фотография дарит человеку чувство обладания запечатленной реальностью. Снимая на камеру каждый свой шаг, человек ощущает свое существование таким, каким оно представлено на снимках. Это способ создания альтернативного пространства существования, кажущегося более интересным и насыщенным, чем действительность (но не стоит забывать, что фото - только часть реальности).
УдалитьМы не можем обладать будущим, но способны владеть прошлым – фотографии подтверждают, что запечатленное на них было в твоей жизни, чем больше фото, тем насыщеннее жизнь.
И вот, что касается бесконечных селфи: «Люди, увидевшие что-то красивое, часто сожалеют, что не смогли его сфотографировать. Роль камеры в приукрашивании мира была настолько успешна, что стандарты прекрасного стала задавать фотография, а не сам мир. … Мы учимся видеть себя фотографически: считать себя привлекательными – это значит думать, насколько хорошо ты выглядишь на фото».
Раньше фотография служила искусству, теперь она сама искусство
ОтветитьУдалитьФотография в короткие сроки после своего рождения стала считаться искусством, но за эту возможность ей пришлось побороться, в первую очередь, из-за конкуренции с живопись. Сегодня, без сомнения, никто не сможет оспорить независимость фотоискуства.
УдалитьКак интересно! ничего об этом не знала ранее! Большое спасибо!
ОтветитьУдалитьфотография прекрасное исскуство, для чего бы оно не использовалось
Lyosha
Inside and Outside Blog
Большое спасибо за комментарий! Рада, что смогла рассказать вам что-то интересное и новое)
УдалитьС огромным интересом прочла и пост, и комментарий касательно фото... Тоже много и часто об этом задумываюсь, стараясь не поддаваться на провокации времени и не позволять жизни превращаться в набор фото, а проживать ее более глубоко... Но не всегда получается:)
ОтветитьУдалитьОчень приятно услышать, что я смогла заинтересовать читателя! Большое вам спасибо за внимание! Во всем следует соблюдать разумную меру, и фотография не исключение)
Удалить