На рейсовом автобусе № 10 мы мчали по горному серпантину с такой скоростью, что даже закладывало уши. Казалось, что прямо под колесами машины обрывается дорога и начинается крутой склон горы, почти отвесно падающий в море, но густо "населенный" пальмами, кипарисами, гигантскими кактусами и белыми домиками с черепичными крышами. А там, где гора ныряла в голубые воды, начиналась бескрайняя Адриатика. Солнце играло на её волнах и слепило, мы жмурились от блеска и восторга. Путь наш пролегал так высоко в горах, что огромные корабли представлялись нам лодочками, а древний Дубровник - кукольным городком. Мы с М. ехали в Цавтат - в гости к художнику Влаху Буковацу.
Жизнь Влаха Буковаца (Бьяджо Фаджиони) была полна приключений, с ранних лет будущего художника влекли к себе дальние страны. Вероятно, он унаследовал эту тягу к путешествиям от своего дедушки - генуэзского моряка Джузеппе Фаджиони. Корабль Джузеппе был поврежден во время бури неподалеку от берегов Цавтата. Пока моряк ждал завершения ремонта своего судна - влюбился в местную девушку Ану Кличан. Джузеппе женился на Ане и навсегда остался в Цавтате.
Один из четырех сыновей семьи Фаджиони - Агостино - тоже стал моряком и торговцем и вместе с супругой Мариэттой Перич вырастил четырех детей - сыновей Йозо и Влаха, дочерей Ану и Гйогрию.
Улочка, ведущая к дому Влаха Буковаца, и ворота дома художника.
Влахо Буковац родился в 4 июля 1855 года в городе Цавтат. Довольно рано он начал рисовать и даже продавал свои рисунки за символическое вознаграждение. Талант помог мальчику справиться с одной из самых сложных ситуаций в его жизни. Когда Влаху исполнилось 11 лет, вместе с дядей Франо он отправился в Нью-Йорк. Но вскоре после прибытия дядя умер, а его жена быстро создала новую семью. Племянника она отправила в исправительное учреждение на острове Харт-Айленд. Влаха вызволил из интерната нарисованный им портрет первого президента США Джорджа Вашингтона. Воспитатели, восхищенные талантом мальчика, помогли ему вернуться домой. Так 15-летний Влахо вернулся в родной Цавтат.
После возвращения в родной дом Влахо решил продолжить "мореходную" традицию своей семьи и устроился на корабль, курсирующий по маршруту Стамбул-Ливерпуль-Одесса. В 1873 году вместе с братом Йозо он отправляется на поиски удачи в Перу, а потом в Сан-Франциско. Везде, где бы Влахо не задерживался в пути, за ним закреплялась слава художника. Вдохновленный своими успехами молодой человек вернулся в Цавтат, чтобы получить профессиональное художественное образование. В 1877 году он поменял фамилию Фаджиони на хорватский вариант Буковац (оба слова faggio (итал.) и bukova (хорв.) означают пляж) и уехал учиться живописи в Париж.
В Париже Влахо Буковац поступил в Школу изящных искусств в класс Александра Кабанеля. Уже в следующем (1878) году его работы появились на одной из самых важных международных выставок - Парижском салоне. В первую очередь Буковац был известен как талантливый портретист и автор колоритных пейзажей, созданных в Хорватии, Сербии и Черногории. Однако доход молодого художника был мал и постоянно заставлял Буковаца искать новые возможности заработка. Все изменилось после знакомства с двумя англичанами - братьями Викар. Они представили Влаха самым состоятельным семьям Англии, члены которых впоследствии стали не только заказчиками, но также покровителями и друзьями Буковаца. А в 1887 году хорватский художник открыл собственное ателье на Монмартре.
Тем временем в Загребе рос интерес к творчеству (и успеху) Влаха Буковаца, а в интеллектуальных кругах крепла идея возвращения художника в Хорватию. В 1893 году, влекомый обещанием крупных заказов и места преподавателя в еще не основанной Академии искусств, Буковац приехал в Загреб. В своем творчестве он давно отошел от сухого академизма, предпочтя импрессионизм и пленэр. Вокруг него вскоре объединилась группа молодых художников, которые стали называть себя "Многоцветной школой Загреба". В 1890-х годах Влахо Буковац был центральной фигурой современного искусства Хорватии. Он с успехом участвовал в выставках, выполнял государственные заказы, занимался преподавательской деятельностью. Но все было не так уж и гладко - в художественной среде зрели разногласия, случались крупные ссоры и противостояния. Не желая мириться с таким положением вещей, Влахо Буковац вернулся в родной Цавтат.
В начале XIX века Джузеппе Фаджиони приобрел в Цавтате одноэтажный домик, его сын Агостино в 1870-х годах расширил здание и надстроил второй этаж. В 1900 году Влахо Буковац внес свои изменения в родительский дом - сделал двухэтажную пристройку в западной части и большую мастерскую на третьем этаже. В связи с тем, что дом располагается на склоне горы, на уровне третьего этажа находится патио и сад, из которого деревянный мостик ведет в мастерскую художника. Патио украшают большие глиняные горшки со средиземноморскими растениями.
Дом семьи Фаджиони/Буковац создан с учетом строительных традиций данной местности, ведущих свое начало от древнеримских домусов. Он окружен высокой каменной оградой и выходит на улицу глухими торцевыми стенами. Таким образом пространство дома и прилегающего к нему сада остается скрытым от посторонних глаз, шума и пыли улицы.
В родной дом в Цавтате Влахо Буковац приехал вместе со своей большой семьей. В 1892 году художник женился на юной Елице Питаревич (невесте было 17 лет, а жениху - 37), происходившей из состоятельной семьи Дубровника. Медовый месяц пара провела в Париже. В лице Елицы Буковацнашел не только любимую супругу, но музу и горячую поклонницу своего творчества. В 1893 году родился их первый ребенок - сын Агустин (Аго), а потом на свет появились три дочери - Мария (1895), Елица (1897) и Иванка (1899). Елица и Иванка пошли по стопам отца и стали профессиональными художницами, в 1921 году они начали учебу под руководством Влаха Буковаца в числе первых студенток Пражской академии искусств. Мария стала пианисткой, а Аго - дипломатом.
В ходе первоначальной реставрации дома Влаха Буковаца были обнаружены остатки росписей стен в технике фреска и альсекко. В 1998 году исследование подтвердило наличие в восточном крыле здания рисунков темперой, скрытых под слоем краски. Расчистка и реставрация росписей началась в 2003 году и завершилась в августе 2004 года.
Влахо Буковац "Автопортрет", 1878 г.
Фотография Влаха Буковаца, 1885 г.
Влахо Буковац "Автопортрет в капитанской фуражке", 1902 г.
Женщина из Конавле в зимнем костюме, 1885-86 г.
Картина выставлялась на Парижском салоне 1886 года.
Тем временем в Загребе рос интерес к творчеству (и успеху) Влаха Буковаца, а в интеллектуальных кругах крепла идея возвращения художника в Хорватию. В 1893 году, влекомый обещанием крупных заказов и места преподавателя в еще не основанной Академии искусств, Буковац приехал в Загреб. В своем творчестве он давно отошел от сухого академизма, предпочтя импрессионизм и пленэр. Вокруг него вскоре объединилась группа молодых художников, которые стали называть себя "Многоцветной школой Загреба". В 1890-х годах Влахо Буковац был центральной фигурой современного искусства Хорватии. Он с успехом участвовал в выставках, выполнял государственные заказы, занимался преподавательской деятельностью. Но все было не так уж и гладко - в художественной среде зрели разногласия, случались крупные ссоры и противостояния. Не желая мириться с таким положением вещей, Влахо Буковац вернулся в родной Цавтат.
Дом художника в 1932 году.
Дом семьи Фаджиони/Буковац создан с учетом строительных традиций данной местности, ведущих свое начало от древнеримских домусов. Он окружен высокой каменной оградой и выходит на улицу глухими торцевыми стенами. Таким образом пространство дома и прилегающего к нему сада остается скрытым от посторонних глаз, шума и пыли улицы.
Влахо Буковац "Портрет детей", 1900 г.
Влахо Буковац "Художник с семьей в Цавтате", 1903 г.
В родной дом в Цавтате Влахо Буковац приехал вместе со своей большой семьей. В 1892 году художник женился на юной Елице Питаревич (невесте было 17 лет, а жениху - 37), происходившей из состоятельной семьи Дубровника. Медовый месяц пара провела в Париже. В лице Елицы Буковацнашел не только любимую супругу, но музу и горячую поклонницу своего творчества. В 1893 году родился их первый ребенок - сын Агустин (Аго), а потом на свет появились три дочери - Мария (1895), Елица (1897) и Иванка (1899). Елица и Иванка пошли по стопам отца и стали профессиональными художницами, в 1921 году они начали учебу под руководством Влаха Буковаца в числе первых студенток Пражской академии искусств. Мария стала пианисткой, а Аго - дипломатом.
На первом этаже Дома-музея находится комната (направо от входа), декорированная росписями Влаха Буковаца. На фоне насыщенно-красных стен выделяются крупные медальоны с портретами членов семьи художника, среди которых есть и автопортрет Буковаца. А если взглянуть на потолок, то в его центре, среди цветочных орнаментов можно различить изображение прекрасной женщины, гуляющей в саду.
В ходе первоначальной реставрации дома Влаха Буковаца были обнаружены остатки росписей стен в технике фреска и альсекко. В 1998 году исследование подтвердило наличие в восточном крыле здания рисунков темперой, скрытых под слоем краски. Расчистка и реставрация росписей началась в 2003 году и завершилась в августе 2004 года.
Влахо Буковац оформил стены родного дома чудесными рисунками в период между своим возвращением из Америки и учебной поездкой в Париж. Подтверждением тому служит отсутствие росписей в западном крыле здания, которое было достроено значительно позже. Впоследствии это событие нашло отражение в его воспоминаниях: "Я сказал отцу, что украшу дом росписями и декором, подобными тем, что я видел в доме художника Забедео в Дубровнике. И я исполнил задуманное. Это была моя первая живописная работа". Стены комнат, коридоров и лестничных пролетов в нижней части декорированы широкими фризами с изображениями цветов, птиц и животных, а в верхней части в большинстве случаев стены монохромны.
Второй этаж
Первой комнатой, которая встречает гостей на втором этаже, является кабинет Влаха Буковаца. Здесь находятся рисунки художника, предметы мебели и модель корабля, как напоминание о дальних морских путешествиях художника. В целом, планировка второго этажа довольно проста. Вдоль длинного широкого коридора размещаются помещения: кабинет и "Голубая комната" - по левую руку от вошедшего, чуть дальше находится лестница на третий этаж и проходная комната - по левую руку, а завершает коридор гостиная.
Кабинет Влаха Буковаца можно назвать "Птичьим", ведь стены его украшают фрески с изображениями лирохвоста, павлина, удода и других забавных пичужек. Во время своих путешествий художник познакомился с разными видами птиц и животных, которых потом и запечатлел на стенах дома своих родителей в Цавтате. По лестнице на второй этаж гостей провожают пума и тигр, в коридоре второго этажа встречает носорог, а дальше можно увидеть собак, зайцев, лошадей и даже крокодила и муравьеда🐊
Одним из самых чудесных уголков дома, на мой взгляд, является "Голубая комната". Когда-то она являлась спальней Влаха Буковаца.
Художник декорировал её "с ног до головы" дивными росписями. Перед гостями предстает балюстрада, между столбиками которой распускаются цветы и на стеблях виноградной лозы сидят многочисленные птички. Лоза поднимается вверх по беломраморным колоннам, в промежутках между которыми на пьедесталах стоят аллегорические скульптуры. Потолок украшен цветочными гирляндами, оплетающими центральный медальон с изображением златокудрой богини.
Настенные росписи были не просто украшением дома. Изображения экзотических животных, пейзажей и аллегорических фигур создавали особую атмосферу. Они переносили всех членов семьи Фаджиони/Буковац из повседневной жизни в идеализированный, буколический, далекий мир фантазий. В комнатах этого дома вспоминаешь о древнеримской стенной живописи. Возможно, Влаха Буковаца вдохновил не только итальянский художник Забедео Пиччини, украсивший росписями свой дом в Дубровнике, но и сам воздух города Цавтата, который в далеком III веке до н.э. был римской колонией и именовался Эпидаврумом.
Небольшая проходная комната, вероятно, когда-то была буфетной, здесь и сегодня располагается буфет/шкаф. С годами все очень сильно изменилось в доме художника, самой постоянной единицей, пожалуй, оставались его росписи и вид за окнами все с тем же голубым небом, густой зеленью и теплом черепичных крыш.
"Тинел" - гостиная.
Сегодня пространство этой большой комнаты заполнено лишь наполовину. Стены украшают автопортреты Влаха Буковаца и портреты его родных. В противоположной части комнаты разместился столовый гарнитур, стулья для которого были выполнены по эскизам хозяина дома, буфет и сундук с вещами художника.
Третий этаж
Второй и третий этажи дома Влаха Буковаца имеют идентичную планировку. Над "Птичьим" кабинетом располагается комнате, в которой сегодня находятся сохранившиеся предметы мебели - диван, столик и маленький табурет.
В комнате "с дельфином" (его изображение можно увидеть на стене) сегодня находятся предметы, предназначенные для уборной и ванны: рукомойник, ванна, унитаз и стульчик для детского горшка👶
В следующей комнате можно увидеть вещи, с которыми работал Влахо Буковац - аппарат для смешивания красок (стоит а полу возле шкафа), мольберт, кисти, мастихин, ящики с красками. Центральное место в комнате занимает шкаф, располагавшейся при жизни художника в его кабинете или мастерской. Дверцы шкафа расписаны бывшим владельцем: филенки и фурнитура на них созданы с помощью красок - вот такая забавная вышла обманка).
В 1900 году Влахо Буковац перестроил родительский дом. На третьем этаже он оборудовал для себя мастерскую, которая повторяла размеры больших комнат первого и второго этажей. Двумя окнами мастерская "смотрит" на море, а почти полностью застекленной стеной обращается в противоположную сторону - в патио. Обилие света было необходимым условием для работы художника. Влахо Буковац также часто писал в патио, с которым соседствовал маленький огородик и оранжерея.
Сегодня интерьер мастерской Влаха Буковаца являет собой пример классического ателье художника конца XIX - начала XX века. Помимо знакомства с картинами Буковаца, особое удовольствие мне принесло "разглядывание" многочисленных предметов мебели, наполняющих сегодня мастерскую. Здесь и прекрасная японская ширма, восточные столики/табуреты, конторка в "египетском стиле", стол с элементами Ар-Нуво, шкура леопарда, ковры и предметы народных ремесел Хорватии. Все эти вещи помогали художнику в творческом процессе, вдохновляли и нередко становились частью его живописных работ. Такое многообразие предметного мира является еще и характерной чертой эпохи модерн, с её увлечением японизмом, страстью к экзотике и пламенем национального романтизма.
Влахо Буковац "Портрет жены в мастерской дома в Цавтате", 1901 г.
Чудесная "японская" ширма, скрывающая за собой уголок, где художник, натурщица или гости мастерской могли совершить свой туалет - умыться и переодеться. К сожалению, фотографий мастерской Влаха Буковаца в Цавтате не сохранилось, поэтому современная экспозиция формировалась на основе фотографий мастерских художника в Париже, Загребе и Праге.
Влахо Буковац провел в Цавтате четыре года. За это время он создал целую череду прекрасных портретов и пейзажей, расписал плафон театра в Дубровнике, принял участие во Всемирной выставке в Париже (1900) и Венецианском биеннале (1901). Однако художника тяготило отсутствие крупных заказов. В 1902 году семья Буковац переехала в Вену, а год спустя отправилась в Прагу, где Влахо занял пост преподавателя Пражской академии искусств. Художник старался навещать Цавтат каждое лето, последний раз он посетил родной город в 1920 году.
Последний раз Влахо Буковац приезжал в Цавтат в 1920 году. Спустя два года он умер в Праге, но похоронен был с большими почестями в родном городе. Благодаря стараниям дочерей Буковаца второй этаж их родового дома стал выставочным пространством, открытым для посетителей, а в 1932 году на здании появилась мемориальная доска. В 1950-е годы в Цавтате прошел ряд мероприятий, связанных с памятными датами жизни художника.
В 1963 году дом Влаха Буковаца был приобретен Югославской академией наук и искусств. Довольно быстро новоиспеченный дом-музей пришел в запущенное состояние, и дочери художника, жившие неподалеку, забили тревогу. Иванка и Мария старались помочь музею и самостоятельно реставрировали работы отца. Однако в 1976 году Дом-музей Влаха Буковаца был передан под руководство Художественной галереи Дубровника.
Новая страница истории музея открылась в 1997 году после завершения войны в Хорватии. Дом Влаха Буковаца стал частью объединения "Музеев и галерей Конавле". С этого времени началась обширная реставрационная и исследовательская деятельность внутри музея, официальное открытие которого состоялось в 2004 году.
Дом-музей Влаха Буковаца - уникальное пространство, хранящее теплую атмосферу семейного дома, благодаря чему изучение творчества художника для любого посетителя становится более насыщенным эмоционально.
Дом-музей Влаха Буковаца - уникальное пространство, хранящее теплую атмосферу семейного дома, благодаря чему изучение творчества художника для любого посетителя становится более насыщенным эмоционально.
Vidimo se uskoro!
Комментариев нет:
Отправить комментарий