среда, 15 мая 2019 г.

Библиотека журнала "Теория моды". Апрель

Подошли к концу майские праздники, которые, наперекор всем планам, были наполнены прокрастинацией, сладкой ленью, лежанием на диване и просмотром сериала под шум дождя. Нас вновь настигли тревожные трудовые будни, и это значит, что пора вернуться в блог, чтобы окончательно не «закиснуть» в повседневной рутине. В апреле я продолжила знакомство с книгами Библиотеки журнала «Теория моды» и прочла две пары сходных по тематике книг. Мне было любопытно, как разные авторы подходят к изучению довольно близких тем. Итак, хочу познакомить вас с книгами Б. Шапиро «История кружева как культурный текст», Дж. Тёрни «Культура вязания», К. Бруарда «Модный Лондон. Одежда и современный мегаполис», А. Рокамора «Одевая город: Париж, мода и медиа».
Кристофер Бруард
М.: "Новое литературное обозрение", 2016

От издательства:
Мнография выдающегося историка моды, профессора Эдинбургского университета Кристофера Бруарда «Модный Лондон. Одежда и современный мегаполис» представляет собой исследование модной географии Лондона, истории его отдельных районов, модных типов (денди и актриса, тедди-бой и студент) и магазинов. Автор исходит из положения, что рождение и развитие моды невозможно без города и выстраивает свой анализ на примере Лондона, который стал площадкой для формирования дендистского стиля и пережил стремительный индустриальный рост в XIX веке, в том числе в производстве одежды. В XX веке именно Лондон превратился в настоящую субкультурную Мекку, что окончательно утвердило его в качестве одной из важнейших мировых столиц моды наряду с Парижем, Миланом и Нью-Йорком.

От себя:
Увлекательная книга, будет особенно интересна всем «англоманам» и путешественникам, планирующим поездку в Лондон. Я читала «Модный Лондон…» с открытым приложением Google Maps. Мне было интересно взглянуть на те улицы и районы города, о которых пишет Кристофер Бруард, а без карты совершенно невозможно определить их расположение и соотношение. Удивительно, что большинство улиц Лондона, упомянутых в книге, до сих пор «населены» многочисленными модными магазинами и бутиками (в зависимости от статуса и расположения улицы). Иногда повествование Кристофера Бруарда напоминало мне краеведческий обзор, основанный на информации о строительстве, перепланировке улиц и градостроительных планах, населении города, его этническом составе и социальных проблемах. И это не случайно, на мой взгляд, книга «Модный Лондон…» скорее о модных и популярных местах, развлечениях и традициях Английской столицы. Издание посвящено мастерским, магазинам, театрам, рынкам, торговым центрам, барам, пабам и клубам, а также улицам, избранным лондонцами для прогулок, созерцания и демонстрации своего стиля. Книга изобилует цитатами высказываний современников описываемых периодов. Это помогает читателю понять, как в разные времена жители Лондона относились к изменениям, происходящим в их городе. 


Аньес Рокамора
М.: Новое литературное обозрение, 2017
От издательства:
Монография профессора Лондонского колледжа моды Аньес Рокаморы «Одевая город: Париж, мода и медиа» посвящена анализу основных способов репрезентации Парижа в модной прессе, которая, подобно многочисленным картинам, романам и фильмам о французской столице, воспевает этот город, поддерживая его мифический статус, в частности и как столицы моды. На основе публикаций в газетах и журналах автор раскрывает процессы конструирования «парижского мифа» и его значение в модной географии. Отдельное место в книге уделено рассмотрению культурных типов «парижанки» и «прохожей», а также образу Эйфелевой башни, которая часто фигурирует в прессе в качестве фона фэшн-съемок.

От себя:
В целом, книга напоминает научную работу с соответствующими вводными конструкциями: "В пятой главе нами будет рассматриваться проблема...", "Такой-то термин я буду разбирать во второй главе". Только после разъяснения всех терминов и определений она "оживает". Главной целью автора, на мой взгляд, было познакомить читателя с важнейшим для французов понятием - Духом Парижа (L'esprit). Париж - это и есть Франция. Поэтому между французской столицей и провинцией пролегает непреодолимая пропасть. О Париже всегда говорят, используя женские эпитеты, воплощением этого города является притягательная, стильная, остроумная, веселая и не всегда пристойная молодая женщина. Аньес Рокамора рассказывает читателям от том, кто такая настоящая парижанка и каковы характерные черты её стиля. Удивительно, что парижанкой может быть не только француженка, а лучшая француженка - это русская😉 В этой книге есть немного о кино, литературе, рекламе, фотографии и других видах искусств, создавших легенду Парижа и превративших его в символ моды и стиля. 


Джоан Тёрни
М.: Новое литературное обозрение, 2017
От издательства:
В книге британской исследовательницы Джоан Тёрни предложен новый взгляд на этот хорошо известный вид рукоделия. Вязание имеет богатую историю - не только как определенная техника плетения нитей, но и как стиль жизни. Автор показывает, как менялось представление о вязании начиная с 1970-х годов по настоящее время. Книга интересна широтой методологических подходов: вязание и гендер, вязание и власть, вязание и постмодернизм, вязание и практики феминизма. Каждая глава посвящена той или иной методологии и демонстрирует скрытые прежде смыслы вязальной практики. Материалом исследования служат женские романы и детективы, работы современных художников и устные нарративы, вязальные узоры и перформансы.

От себя:
Эта книга была мне интересна как повод для разговора с мамой - нашей доброй домашней вязальщицей. По маминой реакции на информацию из книги я поняла, что вязание для неё является чем-то сродни медитации, временем для размышлений и одиночества. В тяжелые для нашей семьи (и страны) времена мама особенно много вязала, не только для того, чтобы сэкономить и обеспечить родных теплой одеждой, но чтобы уйти от забот, погрузиться в мир своих мыслей. Маму привлек рассказ о вязальных клубах, собирающихся в общественных местах, чтобы повязать и поболтать (Stitch 'n Bitch). Живой отклик получила информация о терапевтическом характере вязания и противоборстве взглядов на вязание в лагере феминисток. В то же время, использование вязания современными художниками и общественными движениями для борьбы за определенные политические и социальные идея, не нашло поддержки со стороны мамы. 
К сожалению, в результате нашей беседы мы (как, на мой взгляд, и сама Джоан Тёрни) так и не нашли ответ на вопрос почему вязание обладает самым низким статусом среди всех видов рукоделия, ассоциируется с бедностью, старостью и социальной несостоятельностью. 


Бэлла Шапиро
М.: Новое литературное обозрение, 2018
От издательства:
Это первая книга на русском языке, в которой история кружева прослеживается с древних времен. Кружево рассматривается не только как один из наиболее притягательных видов текстиля, но и как компонент костюма, а в совокупности самых разных культурных компонентов являет определенный код, указывающий на половозрастную и этнокультурную идентификацию личности, на ее статус, имущественное, профессиональное положение, конфессию и эстетические представления. В книге затрагиваются разные аспекты: распространение ранних кружевоподобных форм и вытеснение ручной работы машинным производством, идентификация имитаций и фальсификаций популярных видов русского и западноевропейского кружева. Особое внимание уделено вопросам коллекционирования кружева, методам его атрибуции и оценки. Издание содержит значительное количество иллюстраций, большинство из которых публикуется впервые. Б. Шапиро - доцент Российского гуманитарного государственного университета.

От себя:
Приступая к чтению книги "История кружева как культурный текст", понимаешь, что знакомишься с академической работой (например, диссертацией), когда сталкиваешься с перечислением целей, задач, методик данного исследования. Первые части книги я могла читать только в непосредственной близости от компьютера. Автор рассказывает о многочисленных видах кружева - указывает названия, описывает технику создания и историю возникновения. Мне было сложно все это визуализировать, поэтому приходилось постоянно обращаться к Интернету, чтобы найти изображения всех перечисленных кружев и попытаться хоть немного разобраться в их различиях. Мне лично не хватило иллюстративного материала, касающегося непосредственно самих кружев, их видового разнообразия. Вместо этого в книге присутствует очаровательная подборка иллюстраций, представляющая фотографии актрис рубежа XIX-XX веков в сопровождении цитат из модной периодики того периода. В середине издания темп повествования увеличивается, читатель знакомится с историей создания и бытования машинного кружева, а также традициями женского образования в России. В завершении книги есть глоссарий, который предлагает выучить новые термины на русском и английском языке, что, вероятно, может пригодиться при чтении схем и публикаций о рукоделии.
До знакомства с этой книгой я имела скудные представления о кружеве, не скажу, что теперь обладаю целостным представлением о нём. Однако я получила большое удовольствие от чтения и визуального ряда, связанного с "Историей кружева...".

Комментариев нет:

Отправить комментарий