суббота, 16 июля 2016 г.

Tarvaspää

Продолжу рассказ о чудесных майских праздниках, проведенных с М. в Финляндии год назад. Помимо виллы Виттреск мы побывали в музее Аксели Галлен-Каллела, который располагается в бывшем доме-мастерской художника на полуострове Тарваспяя (Tarvaspää) в Эспоо.
Аксели Вальдемар Галлен-Каллела (1865-1931) - финский художник, знаменитый иллюстратор "Калевалы", представитель национально-романтического направления модерна, учился в парижской академии Жюльена у В. Бугро и Ф. Кормона, участник множества выставок (Париж, Вена, Венеция, Санкт-Петербург), неутомимый путешественник, добрый семьянин, участник боевых действий во время Финской гражданской войны, друг К.Г.Э. Маннергейма. Свою фамилию он сделал двойной в 1907 году, соединив её шведское звучание "Галлен" и финское "Каллела".
Тарваспяя или Музей Аксели Галлен-Каллела

Как и в случае с виллами Душана Юрковича и Франтишека Билека, история дома Тарваспяя начинается со свадьбы. 20 мая 1890 года Аксели Галлен-Каллела женился на Марии Хелене Слёёр (1868-1947). Помимо традиционных добродетелей девушка обладала одним неоспоримым преимуществом - она была знатоком эпоса "Калевала". Свадебное путешествие, занявшее четыре месяца, молодожены провели в области Кайнуу и на Белом море в Карелии (или на реке Двине?). Вместе с парой в поездку отправился Луис Спарре - шведский художник, дизайнер, рисовальщик и друг Аксели Галлен-Каллела со времен обучения в Париже.
Фотография Аксели и Марии Галлен, сделанная, возможно, во время поездки во Францию в 1904 году.

Интерес к Карелии возник у финской художественной интеллигенции в последнее десятилетие XIX века. Туда совершают "паломничества" художники, архитекторы и поэты, чтобы прикоснуться к истинно калевальскому укладу жизни и в нем найти темы для творчества. Из этого увлечения родилось движение "карелианизма", одними из основателей которого являются Луис Спарре и Аксели Галлен-Каллела.
Мария Галлен в карельском народном платье (1890-1892 г.)

После возвращения из путешествия пара поселилась в Малми, неподалеку от Хельсинки. Аксели Галлен-Каллела занялся иллюстрированием "Калевалы", а также созданием мебели и текстиля для ремесленной мастерской Луиса Спарре. Параллельно с этим, художник работал над проектированием и строительством собственного дома на высоком берегу озера Руовеси, в уединении нетронутого соснового леса (местность весьма отдаленная, куда добирались пароходом из Тампере). В облике дома реализовались уроки поездки в Карелию. Галлен-Каллела спроектировал здание в соответствии со своим представлением о деревянном зодчестве Русского Севера. Тринадцать плотников срубили дом из бревен сосны за год (1894-95), он поднялся на высоком каменном цоколе, и был сдержанно декорирован деталями, выполненными с использованием ремесленных техник и мотивов, заимствованным в Карелии. Это уединенное место получило название "Калела".

Дом "Калела" в Руовеси.
Здесь семья Аксели Галлен-Каллела жила практически постоянно с 1895 по 1900 год и скрывалась от ужасов войны в 1915-1921 годах. В этом доме шла интенсивная подготовка проекта фресок и мебели для Павильона Финляндии на Всемирной выставке 1900 года в Париже (получил золотую медаль).

Мария Галлен с дочерью Кирсти (1896-1980) и сыном Каиусом Йормой (1898-1939). Хельсинки, 1903 г.
У Аксели и Марии было трое детей, к сожалению, старшая дочь Импи Марьятта (1891-1895) очень рано умерла от дифтерии.


1. Аксели Галлен-Каллела. Портрет Каиуса Йормы Галлен. 1904 г. Холст, масло. Частная коллекция.
2. Аксели Галлен-Каллела. Мария и Марьятта (Мадонна). 1891 г. Холст, масло. Музей Галлен-Каллела. Эспоо.
3. Аксели Галлен-Каллела. Портрет Марии Галлен на фоне скал в Вехмерсалми.
1893 г. Холст, масло. Атенеум, Хельсинки.
4. Аксели Галлен-Каллела. Кирсти Галлен играет на виолончели. 1917 г. Холст, масло. (?)

К 1900 году вилла "Калела" стала слишком неудобной для проживания в холодное время года и требовала ремонта. Тогда Аксели и Мария решили перебраться поближе к Хельсинки. Их выбор пал на имение "Альберга", принадлежавшее семье Слёёр. С этим местом были связаны самые теплые воспоминания детства Марии - празднование Рождества и летний отдых с родными. Галлен-Каллела жили в имении с 1906 по 1908 год, до своего отъезда в длительное путешествие по Британской Восточной Африке (ныне Кения). После возвращения в 1911 году Аксели Галлен-Каллела приступил к строительству дома-ателье, идею которого вынашивал уже несколько лет. Местом для нового здания стал небольшой полуостров Тарваспяя, получивший свое название от слова "tarvas", которым обозначают лосей, быков и других рогатых животных мужского пола. На полуострове уже располагалась вилла Линудд, выполнявшая роль дачного дома имения "Альберга", к зиме 1912 года она была отремонтирована, утеплена и стала новым домом для семьи Галлен-Каллела.

Пространство виллы Линудд сегодня занимает кофейня и офис музея Галлен-Каллела

Облик дома Тарваспяя представляет собой смесь различных архитектурных стилей, преображенных видением Аксели Галлен-Каллела. Художник стремился создать для себя некое убежище в форме замка. Основная часть здания, отведенная под мастерскую, напоминает средневековые финские церкви - острая двускатная крыша, покрытая гонтом, крашенные белые стены, высокий цоколь. К ней примыкает башня с жилыми комнатами и пространствами для работы, прототипом которой стала архитектура средневековых крепостей. Этот своеобразный донжон Тарваспяя Аксели Галлен-Каллела украсил зубчатым навершием и водосточными трубами в виде голов драконов (словно горгульи средневековых соборов). Третий элемент дома вмещает жилые комнаты и снаружи обрамлен галереей с высокими арками, которые отсылают зрителя к дворцовой архитектуре эпохи Возрождения. 

Строительство дома Тарваспяя было завершено в 1913 году. Усовершенствовать его план Аксели Галлен-Каллела помог хороший друг - Элиэль Сааринен. Предполагалось, что здание будет служить сугубо художественным целям - мастерская для работы, башня для экспонирования африканских редкостей, пространство с галереей - для демонстрации произведений искусства и различных мероприятий. Галлен-Каллела мечтал, что в Тарваспяя будут приезжать и работать студенты. 
Слева: Часть мастерской Аксели Галлен-Каллела.
Два маленьких окошка под потолком нужны для наблюдения за работой в мастерской и общения с теми, кто находится в помещениях башни. Для удобства перемещения по дому в мастерской две двери: одна ведет в прихожую, а другая - в жилые комнаты. Над одним из входов подвешен череп антилопы, как напоминание о путешествии в Африку.
Справа: Часть мастерской Аксели Галлен-Каллела.
Печатный станок и большая полка для картин и рам - атрибуты мастерской художника.

Модель дома Тарваспяя на фоне камина в мастерской Аксели Галлен-Каллела

Резная деталь шкафа "Грехопадение", находящегося в мастерской дома Тарваспяя

С началом Первой мировой войны дом был покинут, подвергался разграблению и пустовал вплоть до 1923 года, когда из Руовеси в Тарваспяя вернулась Мария Галлен с дочерью Кирсти и матерью Айно Слёёр. Настоящее возрождение замка-мастерской из развалин началось в 1926 году после возвращения семьи из почти трехлетнего путешествия по Америке (Чикаго, Таос, Нью Мексико). Аксели Галлен-Каллела полностью переоборудовал здание, сделав его жилым - появился водопровод, ванная комната (в башне), электричество, более надежная система отопления (прежде было только два камина), травильное помещение стало кухней. В Тарваспяя начал оформляться великолепный загородный "замок", вмещающий большую мастерскую, библиотеку, оранжерею с пальмами, столовую, веранды, комнату для курения, салон, гостиную и кухню. Последние годы жизни Аксели Галлен-Каллела провел в Тарваспяя, работая над фресками для Национального музея Финляндии (1926-1928) и иллюстрациями "Калевалы".

Помещения, которые планировались для выставок и мероприятий, но стали жилыми комнатами. Сегодня они исполняют роль галереи работ Аксели Галлен-Каллела. В глубине фотографии можно увидеть рояль - Мария Галлен любила музыку и часто радовала родных и друзей  собственным исполнением музыкальных произведений.

Мозаика при входе в дом Тарваспяя с отпечатками ног Аксели Галлен-Каллела и надписью "Iterare cursus cogor relictos" - "Прежних путей держаться" (Гораций).


Комнаты в башне сегодня полупусты, в них можно увидеть несколько предметов мебели и старые фотографии, повествующие о строительстве дома Тарваспяя. Эти помещения предназначались для уединенной работы Аксели Галлен-Каллела над иллюстрациями для полной версии "Калевалы" (1928-1930). Добиться необходимой концентрации сил и внимания художник мог только в тишине башни, которая получила прозвище "монашеская келья" (Мария даже сшила супругу монашескую рясу, чтобы ему было тепло в прохладе башенных комнат).

Вид из окна башни

Дом Тарваспяя в последние годы жизни  Аксели Галлен-Каллела постоянно оставался рабочим пространством - находились детали, которые требовали ремонта или преобразования, возникали новые строительные планы. Художник был неутомим, потому что мечтал передать дом государству, превратив его в музей своего имени. Он говорил семье: "Я строю для нас, но на 500 лет вперед".
После смерти Аксели Галлен-Каллела в 1931 году от пневмонии в Тарваспяя остались жить Мария и Кирсти Галлен-Каллела. В период Второй мировой войны они покинули дом, ставший штабом военного Департамент разведки. Мария вернулась в свой "замок" в самом конце войны и прожила там два года вплоть до собственной смерти в 1947 году. Несмотря на существование двух наследников - Кирсти Галлен-Каллела и Пиркко Галлен-Каллеле (супруга Йормо, погибшего в Зимнюю войну), дом Тарваспяя пустовал, разрушался, растаскивался "на сувениры" мародерами и был для местных детей "домом с приведениями". 
В 1958 году "замок" Тарваспяя и вилла Линудд стали собственностью Фонда музея Аксели Галлен-Каллела. Началась реставрация, и здание постепенно вернуло свой первоначальный облик 1913 года. Став музеем, дом Тарваспяя принял первых гостей в 1961 году.

В галерее дома Тарваспяя на фоне виллы Линудд и сада, прообразом которого были средневековые замковые дворы.
Летом цветники Тарваспяя наполняются множеством разнообразных цветов.



Фотографии семьи Аксели Галлен-Каллела: www.flickr.com
Фотография дома "Калела": rodandrew.livejournal.com
Фотографии интерьеров дома Тарваспяя: commons.wikimedia.orgtripadvisor.de

Комментариев нет:

Отправить комментарий