Две недели отпуска (а по совместительству свадебное путешествие) мы с М. провели в Венгрии. Один из дней наших каникул был отдан поездке в город Капошвар и посещению "Римской виллы" (Róma Villa) - Мемориального музея художника Йожефа Риппл-Ронаи.
В этот сентябрьский день стояла настоящая жара (+29). Выйдя из автобуса на автовокзале Капошвара, мы двинулись на поиски музея по окраине города. Прошли по старой улочке с белыми домиками, пересекли железную дорогу, остановились взглянуть на большой завод, постояли на мосту над речушкой и углубились в безлюдное предместье. Пришлось подниматься на холм. Все вокруг изнывало от жары (особенно мы с М.) - виноградники, ухоженные домики, густая зелень садов, дорога. Только иногда гавкали собаки, да серый большеухий кот увязался ненадолго за нами. Мы шли примерно час (немного заплутали), пока не оказались у белого забора, от которого через парк вела аллея к ярко-желтому дому - "Римской вилле".
Йожеф Риппл-Ронаи один из самых известных венгерских художников-модернистов. Он познакомил Венгрию с языком новых художественных направлений.
Йожеф Риппл (вторая часть к фамилии была присоединена уже в зрелые годы художника) родился 23 мая 1861 года в городе Капошвар в семье педагогов. Теплая, полная любви и поддержки, атмосфера родительского дома навсегда связала его сердце с родным городом.
Риппл-Ронаи получил фармацевтическое образование, но дух приключений направил 20-летнего Йожефа по совершенно иному пути. После периода службы педагогом в семье графа Эдёна Зичи Риппл-Ронaи поступает в мюнхенскую академию художеств (1884 г.). Взяв все возможное от обучения в натурном классе Академии, Йожеф уезжает в город своей мечты - Париж (1887 г.). Следующие два года его жизни связаны с мастерской известного венгерского художника Михая Мункачи. Популярный салонный стиль наставника Риппл-Ронаи освоил довольно быстро и вслед за этим увлекся поиском собственной формы художественного выражения ("Каждый должен обрести индивидуальность").
В 1892 году Йожеф Риппл-Ронаи с другом, шотландским художником Джеймсом Питкерном Ноулзом поселился во французском городе Нёйи. С югом Франции связан "черный период" творчества Риппл-Ронаи. В последующие годы Йожеф будет увлечен Уистлером, освоит "клуазонизм" и познакомится с Гогеном, применит на практике учение Сезанна, проникнется творчеством Тулуз-Лотрека, станет членом группы "Наби", посоветует заняться скульптурой Майолю. Франция раскроет талант Риппл-Ронаи, устроит множество отличных знакомств, подарит хороших друзей и успех, но когда начнется полоса неудач, - художник вернется на родину.
Йожеф Риппл-Ронаи
В 1902 году Йожеф Риппл-Ронаи вернулся в Капошвар и поселился на Главной улице в крестьянском домике, окруженном розовым садом. В родном краю художник обрел спокойствие, а в его творчестве произошли изменения. Риппл-Ронаи соединил язык современных художественных направлений с чисто венгерской тематикой. Таинственные, призрачные женщины парижского периода на полотнах уступили место вполне реальным персонажам. Йожеф изображает тихое течение жизни представителей среднего класса, жителей маленького городка, своих родителей, братьев и родных. Работы художника были с восторгом приняты публикой. После крупной выставки в Будапеште 1906 года, Риппл-Ронаи продал на аукционе 381 работу, чего никогда еще не случалось в Венгрии. Вернувшись в Капошвар, он приобрел "Римскую виллу" (Róma Villa).
Наступившая стабильность подтолкнула Йожефа Риппл-Ронаи на решительный шаг - он наконец-то женится на своей давней возлюбленной Лазарин Бодрион. С Лазарин - девушкой из Бургундии, работавшей в Париже моделью - Йожеф познакомился в конце 1880-х годов на сельской ярмарке и с тех пор не расставался, считая её "лучшей половиной своей жизни". В 1910 году пара удочерила Анеллу - осиротевшую племянницу Лазарин.
"Римская вилла" на окраине Капошвара была построена в 1868 году, и на протяжении сорока лет ею владел оперный певец Дьёрдю Гунди (György Gundy), который и дал вилле название. Дело в том, что находилась она на вершине холма, именовавшегося Римским. Виллу окружали десять акров земли, а позднее было приобретено еще четыре. Парк, виноградники, пахотные поля, пасека, скотный двор с коровами, лошадьми, осликом, домашней птицей и даже павлинами - Йожеф Риппл-Ронаи стал настоящим землевладельцем.
Т-образная в плане, двухэтажная, с восемью комнатами вилла была выкрашена в ярко-желтый цвет снаружи и внутри. О любви Йожефа Риппл-Ронаи к желтому расскажут строки из его "Воспоминаний", посвященные поездке в Баньюл-сюр-Мер: "Места здесь, скажу тебе, - красоты неописуемой; сразу и не знаешь, с чего начать, что запечатлеть, - столько красивых мотивов. очень типичный цвет здесь - желтый. Желтые стены, красновато-желтые кровли. Стены кухонь выкрашены в интенсивный желтый цвет и выложены красными кирпичами. Одну кухню я уже написал, думаю, что удалось подметить характер. Мне эта работа нравится. В деревне все привлекает внимание: дома, улицы, море, корабли. Они всегда красивы, но особенно прекрасны, когда желтые стены домов золотят лучи заходящего солнца. Все кажется в золоте".
Сегодня в мемориальном доме-музее Йожефа Риппл-Ронаи представлено около 80 живописных работ, оригинальные предметы мебели, награды, личные вещи художника и его домочадцев. "Римская вилла" сохраняет тепло, уют и покой жилого здания, словно хозяева её и не покидали.
В парке "Римской виллы" помимо дома и мастерской находится "Центр для посетителей" - одноэтажное здание с белеными стенами и черепичной крышей. В нем располагается восстановленный интерьер столовой, созданный Риппл-Ронаи для будайского дворца графа Андраши. В Центре также можно познакомиться с историей жизни и творчества Йожефа Риппл-Ронаи (если вы знаете венгерский язык), скульптурами в стиле сельского барокко, некогда стоявшими в парке, и временными выставками.
Цитаты взяты из книги Жантон И. "Йожеф Риппл-Ронаи" - Будапешт: Корвина, 1977.
Ворота Дома-музея Йожефа Риппл-Ронаи
Йожеф Риппл-Ронаи "Лазарин и Анелла". 1910. Картон, масло. 70 х 100 см.
Будапешт, собственность Гезы Шелико
Слева: "Римская вилла". Фотография, 1912 г.
Справа: Йожеф Риппл-Ронаи "Сад "Римской виллы". 1910. Картон, масло. 70 х 100 см.
Будапешт, Художественный Фонд Габора Ковача.
Сегодня в мемориальном доме-музее Йожефа Риппл-Ронаи представлено около 80 живописных работ, оригинальные предметы мебели, награды, личные вещи художника и его домочадцев. "Римская вилла" сохраняет тепло, уют и покой жилого здания, словно хозяева её и не покидали.
Так "Римская вилла" встречает своих гостей (фотография с лестницы, ведущей на второй этаж)
Слева: Центральная комната первого этажа, выполнявшая функцию столовой.
Справа: Деталь китайской скатерти. В комнатах первого этажа можно встретить различные предметы, привезенные с Востока или исполненные в ориентальном стиле (керамика, японские гравюры).
Слева: Гостиная (слева от столовой). Полосатые стулья и кресла разной величины располагаются в комнатах первого этажа виллы, подобное им, большое кресло в полоску - частый гость на полотнах Риппл-Ронаи.
Справа: Йожеф Риппл-Ронаи "Флокс и Филокс". 1903. Картон, масло. 66 х 49 см.
Будапешт, Венгерская национальная галерея.
В правой части первого этажа посетитель может познакомиться с историей семьи Йожефа Риппл-Ронаи, коллекцией картин и сохранившимися предметами мебели
(конторка, шкаф, стол с телефонным аппаратом).
На фотографии - окно, открытое в сентябрьский сад.
Во втором этаже "Римской виллы" находятся четыре комнаты, две из которых являлись некогда спальнями.
В центральной комнате второго этажа (1.) сегодня располагается белая изразцовая печь, необычное деревянное кресло с ромбовидным сидением и буфет, изображенный на картине "Деталь комнаты Римской виллы" (1910. Картон, масло. 67,5 х 93 см. Капошвар, Музей Риппл-Ронаи) - (2.). На дальнем плане того же полотна можно рассмотреть изображение портретов прабабушки и прадедушки Йожефа Риппл-Ронаи по материнской линии, а с самими портретами познакомится на первом этаже виллы (3.).
Спальня в левой половине второго этажа. Хочется назвать её "птичьей" благодаря большой ширме с изображением попугаев, клетке, стоящей у изголовья кровати, и керамической лампе с маленькой пестрой птичкой. В комнате также находится туалетный столик и стол для игры в шахматы.
(1.) Часть гостиной. Сотрудники музея набросили в нескольких комнатах на стулья и кресла цветастые шали, повторив часто встречающийся на картинах Риппла-Ронаи мотив.
(2.) Йожеф Риппл-Ронаи "Комната в маленьком городке". 1906. Картон, масло. 29,6 х 66,6 см. Будапешт, Венгерская национальная галерея.
(3.) Деталь спальни ("с птицами").
Слева: Спальня в правом крыле второго этажа (комната с золотым ангелом)
Справа: Йожеф Риппл-Ронаи "У Эдёна сорокаградусная температура". Ок. 1901. Катрон, пастель. 32 х 46 см. Капошвар, Музей Риппл-Ронаи.
Слева: Йожеф Риппл-Ронаи "Горе". 1903. Картон, масло. 67 х 47,5 см.
Будапешт, Венгерская национальная галерея.
Справа: Барочный ангел на комоде в одной из спален второго этажа.
"В картине "Горе" (1903), как и в "Рождестве", снова много черного цвета, однако над ним торжествующе господствует сказочным сиянием позолоченная деревянная фигура ангела, стоящего на столе. Тот, кому довелось побывать в особняке, известном под названием "Римская вилла", где до сих пор томится в своей серой малозначительности деревянная статуя ангела, послужившая Рипплу моделью, - не мог не подивиться той возвышающей силе, которая превратила эту фигуру в центральный мотив картины".
Слева: Йожеф Риппл-Ронаи, Лазарин, Анелла, собаки Хеппи и Ольга в саду "Римской виллы".
Справа: Йожеф Риппл-Ронаи "Я пишу Лазарин и Анеллу в парке, Хеппи и остальным жарко". 1910-1911. Картон, масло, дерево. 69,5 х 99,5 см. Будапешт, Венгерская национальная галерея.
После приобретения "Римской виллы" живопись Йожефа Риппл-Ронаи насыщается цветом, влияние ярких красок жаркого венгерского лета проявляется в колорите полотен. "Картины, написанные в новой манере, сам художник называл "кукурузными", другие - кто мозаичными, а кто написанными "в горошинку". Новый стиль немного напоминал пуантилизм. Однако в отличие от художников-пуантилистов, оперировавших мелкими цветовыми пятнышками, Риппл клал краску более крупными пятнами, размером почти в один квадратный сантиметр. Поначалу он стремился к передаче светотеневых эффектов, стараясь сохранить некоторую иллюзию объемности форм. Но позже отказался от этого, сосредоточив свое внимание исключительно на плоскости и открыто декоративном изображении".
Слева: Йожеф Риппл-Ронаи "Пикник в саду "Римской виллы" ("Фигуры, отдыхающие перед мастерской"). 1914. Картон, масло. 70 х 100 см.
Будапешт, Художественный Фонд Габора Ковача.
Справа: Фотография мастерской Йожефа Риппл-Ронаи.
В мастерской Йожефа Риппл-Ронаи находятся личные вещи художника, предметы оригинальной обстановки (печь, умывальник, рояль, диван)
коллекция фотографий, собрание крестьянской мебели, репродукции картин.
Слева: Деталь мастерской.
Справа: Йожеф Риппл-Ронаи "Мастерская в Капошваре". 1911. Картон, масло. 48 х 67,5 см. Капошвар, Музей Риппл-Ронаи.
Жизнь обитателей "Римской виллы" была насыщенной и провинциально-спокойной одновременно. В гости к Йожефу Риппл-Ронаи приезжали друзья - художники и скульпторы, писатели и поэты. Они работали в мастерской и на пленэре. Пикники, прогулки, игры с многочисленными питомцами (Анелла объезжала владения отца в упряжке с осликом) и посиделки в обширном семейном кругу. "Римская вилла" была раем для художника.
"В родной атмосфере и в искусстве, и в человеческой сущности Риппла во все большей мере стала давать знать о себе его венгерская сущность, слегка поблекшая было в чужой среде и наложившая нестираемую печать на его личность; венгерская сущность в смысле не расовом, а таком, какой выработался под действием венгерской провинциальной жизни и среды. Мы видели, как искусство Риппла становилось все более светлым, красочным, его приглушенный парижский голос сменился более сочной и громкой речью родного края. И когда в зимнюю пору он иногда появлялся среди нас в овчинной шубе и высокой барашковой шапке, с толстой палкой в руке, мы видели его изменившимся в такой мере, как его картины".
Здесь же - на "Римской вилле" - Йожеф Риппл-Ронаи скончался после продолжительной болезни в ноябре 1927 года.
Побывав в Капошваре в сентябре этого года, мы с М. смогли ощутить густоту, насыщенность, богатство венгерского лета. Когда среди жаркого дня все кругом дремлет, в тенистом парке потрескивает кора деревьев, перекликаются птицы, мягко в траву падают желуди, а под ногами звучно шуршит гравий дорожек. Хочется оставаться в тени, сидеть на скамейке, вести неспешные разговоры, погрузившись в ленивые размышления. В доме же таится тень и тишина, тонкие лучи солнца рассеиваются занавесками, под ногами скрипит паркет, атмосфера послеполуденного отдыха заставляет вести себя тише. Природа и человек ждут наступления вечера, смягчения жары. Тогда можно будет вынести из дома стол, стулья, вино, угощение, зажечь огни, созвать всех и затеять танцы или горячий спор.
Информацию для посетителей ищите на Сайте музея.
Цитаты взяты из книги Жантон И. "Йожеф Риппл-Ронаи" - Будапешт: Корвина, 1977.
Комментариев нет:
Отправить комментарий