Где-то между зеленью парка Варошлигет и суетой вокзала Келети, среди маленьких улочек самого густонаселенного района Будапешта - Эржебетвароша - находится небольшой кирпичный дом, когда-то в нем жил известный художник Микша Рот. Каждый, побывавший когда-либо в Будапеште, встречался с произведениями Микши Рота, ведь его витражи и мозаики украшают самые популярные среди туристов достопримечательности. Мы с М. решили заглянуть в дом-музей художника, чтобы увидеть как, чем и с кем жил творец, расцветивший красками своей фантазии великолепную столицу Венгрии.
Микша Рот родился в иудейской семье художника по стеклу Жигмонда Рота и его супруги Марии Дуллер. Рот посещал Среднюю школу Этвёша в Пеште и параллельно с тем учился ремеслу в мастерской отца. В 1844 году, в соответствии с традициями времени, он уехал учиться заграницу. В Германии, Франции и Италии Микша Рот изучал средневековое витражное искусство. Работы мастеров XIII века имели особое влияние на работы молодого художника. Увлеченный искусством Средних веков, Рот обратил внимание на творчество Прерафаэлитов, найдя в них единомышленников.
1. Святая Елизавета. Копия средневекового витража. 2. Голова девушки. Проект оконного витража. 3. Женщина с детьми. Кабинетный витраж.
В 1885 году, в связи со смертью отца, Микша Рот вернулся в Будапешт. Он первым в Венгрии начал работать с новым видом стекла - "стеклом Тиффани" (до этого он использовал самодельное "античное стекло", подобно средневековым мастерам). К нему начинают поступать заказы. В основном, это работы малых размеров - "кабинетные витражи" - с изображением святых, монарших особ, членов семьи заказчика, аллегорий. Со временем Рот стал работать в частных домах, создавая витражи для окон, дверей, плафонов. Крупные заказы от церкви и государства тоже не заставили себя ждать - его творения украсили храмы и общественные здания.
Использование "стекла Тиффани" подтолкнула Микшу Рота к изучению мозаичного искусства, для чего он отправляется в 1897 году в Италию. Мозаики Рота в стиле модерн (Сецессион) открыли новые возможности для этого вида искусства. Он использовал керамические элементы, произведенные заводом Жолнаи, золотую смальту (лист золотой фольги запекается между двумя слоями стекла), усовершенствовал технику создания мозаичного полотна.
Слева: Вывеска мастерской Микши Рота.
Справа: "Тюльпаны в венгерском стиле".
Микша Рот был активным участником выставок, удостаивался множества наград, в том числе международных, но его деятельность после 1938 года все же постепенно пошла на спад (в связи с государственным кризисом в Венгрии). Последние его работы это, преимущественно, "художественные сувениры" - маленькие вещицы в стиле Ар-Деко.
Витражи и мозаики - хрупкие существа. Многие работы Микши Рота пострадали в годы Второй мировой войны. Но и сегодня, путешествуя по Венгрии, можно полюбоваться его прекрасными творениями в здании Парламента, Музея декоративно-прикладного искусства, Государственного архива, Купален Сечени, на фасаде бывшего турецкого банка и многих других чудесных местах Будапешта.
В Мемориальном музее Микши Рота работы художника занимают пространство первого этажа, предназначенное также для временных выставок, и несколько помещений второго этажа.
В 1911 году Микша Рот приобрел дом на улице с нежным названием Nefelejcs (незабудка) и перестроил его для своей семьи (проект архитектора Шаму Пеца). Вслед за тем, для размещения витражной и мозаичной мастерской он купил здание, выходящее во внутренний двор своего нового дома. Судьба обоих зданий была довольно переменчивой. Первым владельцем был производитель мебели Шамуэл Гельб, потом здесь по очереди размещались германская и российская картографическая компания, чуть позже - колледж подготовки политработников Шандора Петёфи (венгерский поэт и революционер), мастерская Национальной компании-подрядчика и, наконец, - временное жилье.
Микша Рот в окружении семьи.
Слева-направо: Супруга Йозефа Валла (1876-1974), сын Йожеф (1904-1980), Микша Рот, дочери Эржебет (1898-1994) и Амалия (1899-1989).
Первый этаж дома семьи Рот занимал офис фирмы Микши Рота по производству витражей и мозаик, проектный кабинет, гостиная и библиотека. Во втором этаже располагалась столовая и личные комнаты домочадцев. Так было на протяжении всей жизни Микши Рота, но после его смерти в 1944 году семье (в ходе национализации) были оставлены только 3 комнаты второго этажа, выходящие окнами на улицу. После окончания Второй мировой войны здесь жила вдова художника Йозефа с дочерью Амалией и сыном Йожефом. Еще при жизни Йозефы было решено передать дом в дар 7-му району Будапешта - Эржебетварошу - для создания в нем Мемориального музея Микши Рота. Так и получилось после смерти Амалии, которая не вышла замуж и продолжала жить в доме отца, сохраняя память о нем.
Йозефа Валла в гостиной своего дома, 1970-е годы.
В трех комнатах Мемориального музея Микши Рота сегодня сосредоточены предметы обстановки, работы художника, награды, сувениры, подарки друзей и произведения искусства, которые он сам когда-то приобрел. Все эти вещи, ставшие экспонатами, находились некогда в разных комнатах большого дома семьи Рот. Столь целостный, сохранившийся в близкой к первоначальной форме интерьер дома представителей среднего класса начала ХХ века - уникальный объект для Будапешта и Венгрии в целом.
Комната отдыха Микши Рота
После смерти Микши Рота его комнату занял сын Йожеф. Она обставлена мебелью, выполненной в разных стилях на рубеже XIX-XX веков - неоготика, неоренессанс, модерн. Однако все предметы сосуществуют в гармоничном единстве, храня и воссоздавая атмосферу буржуазной квартиры начала ХХ века. В центре комнаты располагается круглый стол, его столешница была первоначально дополнена стеклянной пластиной, разбившейся во время Второй мировой войны. Нетронутым осталось блюдо для фруктов на высокой барочной ножке с изображением бегущей нимфы.
На стенах висят многочисленные эскизы витражей Микши Рота, работы его друзей и коллег, фотографии, в том числе снимок павильон Венгрии на Международной выставке прикладного искусства в Турине (1902), для которого художник выполнил мозаичные панно.
Слева: Кровать и прикроватная тумбочка в стиле неоренессанс.
Справа: На секретере стоит чернильный прибор матового стекла, подаренный Микше Роту в день его перехода в христианство (16 июля 1897) будущим тестем Йожефом Валла - владельцем цементного производства в городе Тёрёкбалинт. Микша Рот стал католиком ради женитьбы на любимой женщине - Йозефе Валла.
(1,2) Мебельная фурнитура: замочная скважина и ручка секретера, объединенные орнаментальной накладкой; ручка шкафа с головой сказочного зверя (отсылка к фантазии народного или готического мастера). (3) Решетка воздуховода, выполненная в стиле модерн. Подача теплого воздуха от печи, расположенной в соседней комнате, происходила через решетку и регулировалась с помощью пластин внутри воздуховода.
Слева: Буфет с бронзовыми бюстами и "китайскими" керамическими блюдами.
Справа: Шкаф для документов, Микша Рот сам оформил его створки витражом из полупрозрачного голубого стекла и блестящих латунных перегородок.
Взяв на себя ответственность написать несколько строк в книге отзывов, вы будете вознаграждены возможностью посидеть на стуле Микши Рота за его же столом.
Столовая
Мебель в столовой с 1910-х годов сохранила свое положение почти неизменным. Не хватает только ковра, повторяющего рисунок обивки дивана с тюльпанами, привезенного из Парижа. В центре комнаты, как и полагается, находится большой обеденный стол с четырьмя парами стульев. Кожаная обивка стульев обветшала от времени и была заменена, то же произошло с обоями, рисунок которых был восстановлен по старым фотографиям. Остеклением окон в столовой Микша Рот занимался сам, сделав для них витражи из стекла Тиффани и прессованных стеклянных бусин.
Как и в предыдущей комнате, стены столовой увешаны эскизами мозаик и витражей, картинами, работами друзей художника. Среди них два больших портрета Микши Рота и его супруги Йозефы (её портрет можно рассмотреть в глубине фотографии над столиком с часами). Картины располагаются с двух сторон от входа в следующую комнату, портрет хозяина дома в золотой мозаичной раме выполнил Жигмонд Вайда, а Йозефу изобразил её кузен Лео Бела Сабо.
Слева: В шкафу-витрине хранится часть коллекции Микши Рота - пузырек с берегов Средиземного моря (IV век) и первые изделия Датской Королевской фарфоровой мануфактуры (с саламандрами и цветами в стиле модерн). Личные вещи художника - портсигар и нож для писем из слоновой кости. Японская бронзовая ваза и миниатюрные изделия фабрики Жолнаи. Медали и награды Микши Рота.
Справа: Великолепная печь зеленью своих плиток перекликается с бархатной скатертью на столе и темно-зелеными портьерами, декорированными золотым неоготическим орнаментом. Массивный буфет забирает на себя все внимание входящих и царствует в столовой, словно рачительный, добродушный хозяин.
(1) Мраморный бюст девушки в стиле модерн. (2) Барочные деревянные скульптуры святых и крестьянские керамические кувшинчики в нише буфета. (3,4) Спинка и подлокотник "Кресла с пантерами", созданного Микшей Ротом, предположительно, для Международной выставки охоты в Вене (1910). Резные элементы кресла с изображением птиц и животных заставляют вспомнить мебель, созданную под Смоленском - в Талашкино. (5) Кружевная деталь скатерти из зеленого бархата.
Вплоть до начала 70-х годов люстра в столовой работала на газу, но даже после того, как было проведено электричество, люстра сохранила часть первоначальных газовых ламп и шарообразные плафоны из непрозрачного стекла.
Спальня
Спальня принадлежала дочери Микши Рота - Амалии. Над кроватью висят фотографии членов семьи, а также Микши Рота в окружении коллег и учеников. В начале 1900-х годов он преподавал витражное искусство, был членом нескольких обществ, в том числе Венгерского общества прикладных искусств, Ротари-клуба и Ассоциации витражистов.
Напротив окна в передвижной раме размещен витраж, выполненный, вероятно, по заказу церкви (его нашли в подсобном помещении музея).
(3,1) Детали интерьера спальни - прелестный натюрморт и шкаф (резной орнамент на его дверцах напоминает цветы народных венгерских вышивок "матьо"). (2) Бронзовая девичья головка была подарена Микше Роту братьями Юнгфер - продолжателями известной венгерской династии мастеров кузнечного дела. Большая часть изысканных кованых ворот, балконных решеток, перил лестниц, фонарных столбов, появившихся в Будапеште на рубеже XIX-XX веков (в самый разгар столичного строительства) принадлежит мастерской Юнгфер.
Слева: Эржебет, Амалия и Йожеф во дворе дома на улице Nefelejcs. Около 1914 года.
Наследниками Микши Рота являются потомки его внука Золтана Моцара (сын Эржебет), они живут в Америке.
Справа: Внутренний двор Мемориального музея Микши Рота. 2016 год.
Слева: Вход во внутренний двор.
Справа: Здание во внутреннем дворе, в нем размещалась витражная и мозаичная мастерская Микши Рота.
Очень интересно:) Спасибо, что выложили так много фотографий, очень любопытно рассмотреть маленькие детали типа мебельных ручек.
ОтветитьУдалитьСпасибо! Рада, что вам понравился мой рассказ, мне хотелось выложить побольше информации, чтобы у читателя создалось впечатление виртуального посещения музея)
Удалить