На прошлой неделе вышел новый номер журнала Vogue. С первого взгляда на его обложку становится понятно, что лейтмотивом номера является вопрос взаимодействия моды и искусства. Полистав издание, можно только утвердиться в своем предположении - письмо редактора, фотосессии "Вдали с Дали" и "Какие мы нежные" рассказывают о вдохновении, которое искусство дарит моде.
Понятие "вдохновения", пожалуй, ключевое для моды, именно из него мода рождается. Цитаты, заимствования, переосмысления, комбинирование характерны для неё. Лучше всего об этом сказал Ролан Барт (1), он назвал четыре основные темы, к которым обращаются, чтобы транслировать модное содержание:
Слева: Yves Saint Laurent Spring/Summer 1999
Справа: Леонардо да Винчи. Портрет госпожи Лизы Джокондо. Мона Лиза. 1509-1513. Д., м.
76,8 х 53 см. Лувр, Париж
Понятие "вдохновения", пожалуй, ключевое для моды, именно из него мода рождается. Цитаты, заимствования, переосмысления, комбинирование характерны для неё. Лучше всего об этом сказал Ролан Барт (1), он назвал четыре основные темы, к которым обращаются, чтобы транслировать модное содержание:
"Природа (платья-цветы, платья-облака, шляпки в цвету и т.д.); География, окультуренная под знаком экзотики (блузка в русском стиле, черкесское украшение, самурайская туника, рукав-пагода, регат тореро, калифорнийская рубашка, тона греческого лета); история, представляющая главным образом общие модели ("силуэты"), в противоположность Географии, которою вдохновляются "детали" (мода 1900 года, сладостный стиль 1916 года, силуэт в стиле ампир; наконец, Искусство (живопись, скульптура, литература, кино), самая богатая из вдохновляющих тем, которая в риторике Моды отмечена полнейшим эклектизмом, - главное, чтобы референции были общеизвестными (новый силуэт Танагра, утреннее платье в стиле Ватто, краски Пикассо)".
Вопрос взаимодействия искусства и моды от века к веку становился только сложнее и многограннее. Некоторые художники (к примеру, придворные) не чуждались взаимодействия с модой и создавали наряды для театра, балов-маскарадов, светских приемов и повседневной жизни дам из высшего общества. Жак-Луи Давид и русские авангардисты мечтал воплотить идею особой "революционной" одежды для новых обществ - Первой французской республики и Советской России. Модельеры Чарльз Фредерик Ворт и Поль Пуаре именовали себя не иначе как художниками и требовали от публики признания себя в этом статусе. Сторонники "художественного платья" в конце XIX века создавали контрмоду в те времена, когда это еще не было мейнстримом. В конце концов, существовали творческие союзы художников и модельеров, самый явный пример - Эльза Скиапарелли+Сальвадор Дали.
Постмодернизм вообще стер все границы. Предметы одежды становятся арт-объектами, развивается "wearable art", художники испытывают себя в качестве модных дизайнеров, а модельеры пишут картины. Как никогда актуален вопрос: является ли мода искусством?
Все это (и многое другое) в глубине, в сфере истории и философии искусства и моды. А что же на поверхности? Предлагаю рассмотреть пару примеров самых простых (визуальных) связей искусства и моды
Постмодернизм вообще стер все границы. Предметы одежды становятся арт-объектами, развивается "wearable art", художники испытывают себя в качестве модных дизайнеров, а модельеры пишут картины. Как никогда актуален вопрос: является ли мода искусством?
Все это (и многое другое) в глубине, в сфере истории и философии искусства и моды. А что же на поверхности? Предлагаю рассмотреть пару примеров самых простых (визуальных) связей искусства и моды
I. "Копирование": стремление к точному воспроизведению живописного полотна на предмете одежды или в оформлении рекламы.
1. Alice+Olivia Spring/Summer 2015
2. Анри Матисс. Синяя обнаженная IV. 1952. Вырезка из бумаги, гуашь. Музей Матисса, Ницца
3. Yves Saint Laurent Spring/Summer 1988
4. Винсент ван Гог. Ирисы. 1889. 71 х 93 см. Х., м. Музей Гетти, Лос-Анджелес
1. Valentino Spring/Summer 2014
2. Лукас Кранах Старший. Адам и Ева. 1526. Х., д. 117 х 80 см. Институт искусства Курто, Лондон.
3. Yumi Katsura Spring/Summer 2018
4. Кацусика Хокусай. Победный ветер. Ясный день (Красная Фудзи). 1823-1831. Бумага, чернила, водяные краски, Гравюра. 25,8 х 38,1 см. Художественный музей Индианаполиса
1. Dolce & Gabbana Fall 2013 Ready-to-wear
2. Кафедральный собор Монреале. 1147-1267. Вильгельм II преподносит Монреале в дар Богородице. Фреска над архиепископским троном в соборе
3. Undercover Spring/Summer 2015
4. Иероним Босх. Триптих "Сад земных наслаждений". Деталь левой части створки триптиха - "Рай". Ок. 1510. Д., м. Прадо, Мадрид
Louis Vitton x Jeff Koons - The Master collection
Авангардный художник Джефф Кунс воспроизвел на серии сумок модного дома Louis Vitton шедевры великих художников - Ф. Буше, У. Тёрнера, Э. Мане, К. Моне, П. Гогена
II. "Цитирование": сочетание элементов, взятых из произведения искусства (отдельные фигуры, натюрморты, детали пейзажа и т.п.), с другими изображениями; включение части картины в иное визуальное пространство; изменение колорита живописного полотна при воспроизведении на предмете одежды; воссоздание одежды героев картин в реальности. Для модельера этот метод - любимая игра, дающая возможность сочетать несочетаемые элементы.
1. Issey Miyake "Pleats Please", 1996
2. Жан Огуюст Доминик Энгр. Источник. 1820-1857. Х., м. 163 х 81 см. Музей Орсе, Париж
3. Jean-Charles de Castelbajac Fall/Winter 2013-2014
4. Данте Габриэль Россетти. Сон наяву. 1880. Х., м. 158,7 х 92,7 см.
Музей Виктории и Альберта, Лондон
1. Versace Spring/Summer 1991 (платье с портретами Мэрилин Монро и Джеймса Дина)
2. Энди Уорхол. Восемь шелкографических полотен с портретом Мэрилин Монро. 1967. 366 x 183 см. Музей современного искусства, Нью-Йорк
3. Mary Katrantzou Spring/Summer 2017
4. "Дамы в голубом". Фреска Кносского дворца. Середина II тысячелетия до н.э.
Археологический музей Ираклиона
1. Rodarte Spring/Summer 2012
2. Винсент ван Гог. Подсолнухи. 1888. 92 з 73 см. Национальная галерея, Лондон
3. Aquilano.Rimondi Spring/Summer 2014
4. Поль Гоген. Колдун с Хива Оа (Маркизский мужчина в красном плаще). 1902. Х., м. 92 х 73 см. Музей современного искусства, Льеж
1. Christian Louboutin Fall/Winter 2011-2012
2. Жан-Марк Натье. Портрет Матильды де Каниси, маркизы Д'Антин. 1738. Х., м. 96 х 118 см. Музей Жакмар-Андре, Париж
3. Valentino Pre-Fall 2015 Colletion
4. Сандро Боттичелли. Весна. Деталь с изображением богини Флоры. 1482. Д., т.
Галерея Уффици, Флоренция
1. Christian Louboutin Fall/Winter 2011-2012
2. Жан-Марк Натье. Портрет Матильды де Каниси, маркизы Д'Антин. 1738. Х., м. 96 х 118 см. Музей Жакмар-Андре, Париж
3. Valentino Pre-Fall 2015 Colletion
4. Сандро Боттичелли. Весна. Деталь с изображением богини Флоры. 1482. Д., т.
Галерея Уффици, Флоренция
III. "Мимикрия": подражание, использование визуального языка, характерного для художественных течений, отдельных художников или целых периодов, при создании тканей, принтов, вышивок, оформлении рекламы и т.п.
Предмет одежды (образ модели, оформление рекламы) не становятся полем для воспроизведения определенного произведения искусства, а превращается в некий "собирательный образ" (например, коллекция в стиле Поп-арт, принты в стиле Пикассо, образ в духе XVIII века).
1. Never Denim Spring/Summer 2012
2. Джексон Поллок. "Роспись на индийском красном фоне". 1950. 224 х 182 см. Смешанная техника, доска. Музей современного искусства, Тегеран
3. Yves Saint Laurent The Mondrian collection Fall/Winter 1965
4. Пит Мондриан. Композиция с красным, синем и желтом. 1930. Х., м. 46 х 46 см. Кунстхаус, Цюрих
1. Valentino Fall 2006 Ready-to-wear
2. Жан-Мишель Баския. Cabeza. 1982. Холст, акрил, цветной мелок. 169,5 х 152,4 см.
Частная коллекция
3. DSquared2 Spring/Summer 2015
4. Робер Делоне. Ритм №1, стенная роспись Салона Тюильри. 1938. Х., м. 529 х 592 см.
Музей современного искусства города Парижа
1. Valentino Fall/Winter 2015-2016.
Valentino создал современный вариант платье, которые в начале века носила Эмилия Флёге и жена дизайнера Коломана Мозера - Дита Мозер.
Valentino создал современный вариант платье, которые в начале века носила Эмилия Флёге и жена дизайнера Коломана Мозера - Дита Мозер.
2. Коломан Мозер. Кресло для "Санатория Пуркерсдорф". 1903. Бук, окрашенный в белый цвет; плетеное из тростника сиденье, окрашенное черным и белым. Новая галерея, Нью-Йорк
3. Christian Dior Spring/Summer 2008 Haute Couture
4. Густав Климт. Древо жизни (эскиз мозаичного фриза для Дворца Стокле, Брюссель). 1909. Х., м.
195 х 102 см. Музей прикладного искусства, Вена
1. Valentino by Inez & Vinoodh Fall/Winter 2013-2014
2. Корнелис де Хем. Натюрморт с лобстером, очищенным лимоном на оловянной тарелке, рёмером и фруктами на каменном уступе с зеленой драпировкой. Конец 1650-х или начало 1660-х. Х., м.
48 х 63,8 см. The Rutter collection, Вена
3. Франсуа Клуэ. Портрет Елизаветы Австрийской - королевы Франции. 1572. Д., м. 26 х 36 см.
Лувр, Париж
4. Valentino Fall/Winter 2016-2017
IV. "Инспирация": внушение, побуждение со стороны искусства, влияющее на выбор дизайнером той или иной цветовой гаммы, типажа модели, фактуры ткани, кроя и много другого. Источник вдохновения при этом менее очевиден, он проявляет себя в особой ауре, формирующейся вокруг работы дизайнера, таится где-то у истоков создания коллекции.
Сам зритель нередко усматривает параллели между работами модельера и отдельными произведениями искусства, хотя, вероятно, у автора подобных идей не было.
1. Christian Dior Fall/Winter 2012-2013 Couture
2. Поль Синьяк. Антибы, башни. 1911. Х., м. 66 х 82,3 см. Галерея Альбертина, Вена
3. Proenza Schouler Spring 2012
4. Ольга Розанова. Цветоконструкция. 1917. Бумага, акварель. 50 х 45,7 см.
Ивановский областной художественный музей
1. Marimekko. Dress Korppi, designed by Liisa Suvanto in 1974. Photo: Design Museum, Helsinki
2. Чарльз Ренни Макинтош. Стулья для "Hill House". 1903-1904
3. Cristopher Kane Fall/Winter 2015-2016 Ready-to-wear
4. Анри Матисс. Танец. 1910. Х., м. 260 х 391. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
2. Роза южного фасада Нотр-Дам-де-Пари. 1163-1345
3. Anna Sui Spring/Summer 2014
4. Э.Ф.О. Сэндис . Тень любви. 1867. Х., м. 40,6 х 32,5 см. Частная коллекция
1. Carolina Herrera Spring 2017
2. Пьер Огюст Ренуар. Ложа. 1874. Х., м. 80 х 63,5 см. Институт искусств Курто, Лондон
3. Jean Paul Gaultier Fall/Winter 2014-2015
4. Базилика Святого Стефана в Будапеште. Йожеф Хильд (проект), Миклош Ибль и Йожеф Каузер (строительство). 1851-1905. Деталь интерьера, подкупольное пространство
Мода гонится за искусством, но оно старается улизнуть или нехотя (иногда довольно лицемерно) идет на сближение. Эти отношения похожи на брак аристократа и нувориши. Где первый хочет получить деньги, власть и известность, а второй - статус, положение в привилегированном обществе и уважение.
(1) Цитата: Ролан Барт. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003
Источники изображений: wikipedia.org, Pinterest.com, wikiart.org, Vogue.com, ivartmuseum.ru.
Обожаю твои посты! Просто получила невероятное удовольствие от темы поста!Спасибо за информацию!!
ОтветитьУдалитьFASHIONLOVIN BLOG' | INSTAGRAM
Спасибо! Очень рада, что пост оказался интересным и полезным:)
УдалитьЯ не очень люблю когда открыто копируют произведения искусства. Но вот платье с подсолнухами или образ Anna Sui Spring/Summer 2014 я бы примерила.)
ОтветитьУдалитьhttps://kcandrb.blogspot.com/
Да, я бы тоже многие вещи с удовольствием примерила)
Удалить