воскресенье, 22 апреля 2018 г.

"Пенаты"

Солнечным летним днем обязательно отправляйтесь к Финскому заливу!
Там вас встретят стройные сосны на песчаных дюнах, соленый ветер, огромные валуны на бесконечной береговой линии и шум волн. Всю прелесть побережья Финского залива петербуржцы оценили еще в конце XIX века. Поселки Куоккала (Репино), Оллила (Солнечное), Келломяки (Комарово), Терийоки (Зеленогорск) облюбовали дачники. Отдых на Карельском перешейке всегда обладал статусом элитарного, интеллигентного. Здесь строили виллы состоятельные люди, сюда приезжали отдыхать художника, писатели, музыканты. 
Сегодня эти чудесные места еще хранят память ушедших лет и способны перенести вас в прошлое столетие. Приехав в Куоккалу, прогуляйтесь по пляжу, посидите на теплом песке под соснами, искупайтесь (если погода позволит), сфотографируйтесь на каком-нибудь валуне и зайдите в гости к художнику Илье Ефимовичу Репину в его усадьбу "Пенаты".

Ворота на въезде в усадьбу "Пенаты".

В начале истории усадьбы "Пенаты" была любовь...
Илья Ефимович Репин писал портрет княгини Тенишевой (Познакомьтесь с историей имения М.К. Тенишевой в моем блоге), и на один из сеансов в мастерскую художника Мария Клавдиевна пришла с подругой - Натальей Борисовной Нордман. Вскоре эта эксцентричная, шумная, необыкновенно энергичная женщина стала спутницей жизни художника. К тому времени Репину было уже далеко за 50, а Нордман - за 30. Он был известным, почитаемым мастером, преподавателем Академии художеств, а она - писательницей (работала под псевдонимом Северова), увлеченной идеей освобождения народа и продвижением вегетарианства. Наталья Борисовна окружила Илью Ефимовича небывалым вниманием и заботой, его интересы и потребности стали для неё первостепенными. Ради Нордман Репин расстался с женой - Верой Алексеевной Репиной (Шевцовой). После развода старшие дети Репиных - Вера и Надежда - остались с отцом, а младшие - Юрий и Татьяна - с матерью. 
Слева: Илья Ефимович Репин в кругу семьи
(в кресле: Вера Алексеевна, Надежда и Юрий, возле кресла: Вера), 1883 г. 
Справа: И.Е. Репин. Тирольская шапочка. Портрет Н.Б. Нордман-Северовой. 1901. Х., м. 
Музей Атенеум, Хельсинки.

К союзу Ильи Ефимовича Репина и Натальи Нордман многие относились с недоумением, некоторые друзья не могли понять выбор художника, а сторонних людей злила дерзость этой пары, жившей гражданским браком. Чтобы обезопасить любимую женщину в случае своей смерти, Репин купил на её имя участок земли с маленьким домиком в поселке Куоккала. С 1899 года Наталья Борисовна Нордман поселилась в собственной усадьбе, которую назвали "Пенаты" в честь римских богов домашнего очага. Некоторое время Илья Ефимович бывал здесь наездом, но окончательно обосновался только в 1907 году, покинув профессорский пост в Академии художеств. К этому времени художник основательно потрудился над благоустройством участка и дома, постепенно обраставшего со всех сторон пристройками, верандами, балконами.
И.Е. Репин. Автопортрет с Н.Б. Нордман-Северовой.
1903. Х., м. Музей Атенеум, Хельсинки.

П.Е. Щербов. Илья Репин и Наталья Нордман-Северова в "Пенатах", Куоккала.
Ок. 1910-1919. Бумага, карандаш, чернила, акварель. 16 х 24 см. 

Маленький одноэтажный домик преобразился. Все изменения, происходившие с ним, были обусловлены творческой деятельностью Ильи Ефимовича Репина. В 1905 году был надстроен второй этаж, ставший долгожданной полноценной мастерской художника. Благодаря стеклянному куполу в виде пирамиды мастерская наполнилась обилием света. Вскоре вся крыша "Пенатов" была "усеяна" окошками-фонарями. Эти изменения превратили дом в сказочный теремок с резными коньками, фигурными навершиями и флюгерами над затейливыми скатами кровли.
Дом И.Е. Репина "Пенаты". Восточный фасад 
(на первом этаже располагается кабинет Репина, на втором этаже - балкон).

Одновременно с мастерской к дому была пристроена зимняя веранда, декорированная резными изображениями грифонов и двухцветным узором "шашечка". Чуть выше веранды, справа, расположилось подковообразное решетчатое оконце с резными цветами/звездами. В отделке дома Илья Ефимович Репин использовал элементы народной архитектуры - рубленые стены, дощатую обшивку, резные наличники, цветные декоративные элементы. Для эпохи модерн был характерен живой интерес к народному искусству, всплеск национального самосознания и стремление к возрождению народных промыслов.
Дом И.Е. Репина "Пенаты". Северный фасад.

Чертежи для сложных инженерных конструкций Илье Ефимовичу помог сделать друг и сосед по даче - Вадим Платонович Стаценко, профессор Николаевской инженерной академии. Все остальное выполняли плотники и столяры по замыслу и рисункам самого Репина.
К лету 1906 года "Пенаты" обрели завершенный облик и стали настоящей достопримечательностью Куоккалы. Многих удивлял необычный внешний вид дома, который при этом полностью соответствовал незаурядным характером своих владельцев и требованиям Репина.
Дом Е.И. Репина "Пенаты". Северный и западный фасады.

"Пенаты" довольно быстро стали культурным центром Куоккалы, побывать в гостях у Ильи Ефимовича Репина стремились многие художники, писатели, музыканты. Усадьба привлекала своей непринужденной, интеллектуальной атмосферой, в которой каждый гость чувствовал себя свободно и комфортно. В "Пенаты" мог прийти любой, даже совершенно посторонний человек. Чтобы это не мешало работе Репина, Наталья Нордман установила правило - каждую среду в три часа над усадьбой поднимали голубой флаг с белой надписью "Пенаты", с этого момента дом был готов к приему гостей. За долгую историю усадьбы "Среды" посетило множество талантливых, интересных людей.
Дом Е.И. Репина "Пенаты". Северный фасад
(вид на крыльцо и зимнюю веранду).

Предлагаю заглянуть в усадьбу "Пенаты". К сожалению, фотографировать в музее запрещено, поэтому фотографии интерьеров дома мне пришлось позаимствовать из интернета и книг☹️

Прихожая
Прихожая в усадьбе "Пенаты"

Зайдя в дом с крыльца, гости усадьбы попадали в прихожую и мгновенно окунались в необычную атмосферу этого места. Рукописный плакат на бамбуковой подставке сообщал прибывшим: "Не ждите прислугу. Её нет, раздевайтесь сами и бейте крепче в Там-там". Под плакатом находился медный гонг, звуки которого оповещали хозяев о прибытии гостей. "Самопомощь" - главное правило "Пенатов", было введено Натальей Нордман, увлеченной идеей раскрепощения прислуги. Все в усадьбе, не исключая хозяев, работали на равных правах и прислуживание кому бы то ни было считалось недопустимым.
Сегодня в прихожей можно увидеть флаг "Пенатов". Когда-то этот голубой флаг поднимался по средам над домом, сообщая о том, что хозяева ждут гостей. Здесь же находятся личные вещи Репина - берет, шляпа, крылатка, саквояж. "У окна стоит деревянный сундук. Этот сундук в 1920-е годы Репин подарил своей прислуге Мине Лаутанен, когда она выходила замуж. Летом 1962 года сундук вернулся из Финляндии в "Пенаты". Муж Мины - Мати Ханола, узнав, что дом Ильи Ефимовича Репина восстанавливается, привез его и передал музею"(1).

Кабинет
Кабинет в усадьбе И.Е. Репина "Пенаты"

Из прихожей гости "Пенатов" проходили в малую столовую, сегодня в её пространстве располагается экспозиция, посвященная жизни и творчеству Ильи Ефимовича Репина, и собираются экскурсионные группы.
Далее следует кабинет хозяина усадьбы. Это самая поздняя пристройка к дому (1912), выступающая полукруглой стеклянной стеной в сад.
Комната хранит множество милых вещиц, имевших большое значение для хозяина. Рассмотрите затейливые рамочки с фотографиями родных и друзей художника. На столе обратите внимание на деревянный ящик с увеличительным стеклом для просмотра фотографий; портфель, с которым Репин ездил в Академию художеств; большой кусок зеленого стекла, выполнявший роль пресс-папье (а после экскурсии сходите на Финский залив и найдите себе сувенир - кусочек зеленого стекла, обласканный и отшлифованный морской водой😉). В резном ларце на углу стола раньше находились письма с соболезнованиями по поводу картины "Иван Грозный и сын его Иван", которую в Третьяковской галерее порезал Абрам Балашов. Рядом с ларцом лежит бювар, в нем Репин хранил бумаги, письма, документы. На низком книжном шкафу стоят "великаны в малом виде" - бронзовые скульптурные портреты друзей художника, отлитые скульптором Ильей Гинцбургом.
Приятно находиться в кабинете Ильи Ефимовича Репина, каждая деталь здесь хранит тепло воспоминаний, рассказывает о трепетном отношении художника к близким людям и значимых событиях его жизни. В этой комнате спокойно, тихо и светло, можно представить хозяина "Пенатов", сидящим за столом и работающим над своей книгой воспоминаний "Далекое близкое".
И.Е. Репин в кабинете усадьбы "Пенаты. Фотография К. Буллы. 1913 г.

Гостиная 
Гостиная в усадьбе "Пенаты"

В обычные дни эта комната служила кабинетом Натальи Борисовны Нордман, её рабочий столик можно увидеть в углу рядом с гипсовым слепком Венеры Милосской (гостиную иногда называли "комната с Венерой"). За этим рабочим столом, покрытым серой, в лиловую полоску, скатертью, Натальи Борисовны под псевдонимом Северова написала несколько романов ("Беглянка", "Крест материнства", "Эта"), пьес, статей и воспоминания ("Интимные страницы"). Репин горячо поддерживал литературное увлечение гражданской супруги.
По "Средам" к трем часам в "Пенаты" начинали съезжаться гости, и кабинет Натальи Борисовны превращался в гостиную. Здесь находился рояль фирмы "Беккер", который специально для Репина выбрал композитор Александр Константинович Глазунов. В этой комнате проходили домашние концерты, на которых пел Ф.И. Шаляпин, исполняли свои произведения А.К. Глазунов и Б.В. Афанасьев, звучала музыка близкого друга Репина - М.П. Мусоргского. Художник был страстным поклонником музыки и не мог представить свою жизнь без неё.
Пространство гостиной посвящено людям, близким Илье Ефимовичу Репину, - стены комнаты украшают работы его учеников и друзей. Мне особенно понравилась коллекция работ чугуевских живописцев - первых учителей Репина. Эти портреты завораживают своей чистой наивностью и искренностью.
И.Е. Репин. Н.Б. Нордман за письменным столом. 1903. Холст, масло. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа.

Зимняя веранда
Зимняя веранда в усадьбе "Пенаты" 

Самая ранняя пристройка к дому (1904) - восьмиугольная, завершенная шатровым перекрытием и почти на две трети застекленная. До того, как был надстроен второй этаж, веранда служила Репину мастерской. 
Веранда считалась одним из интереснейших уголков усадьбы, её называли "киоском", "птичьей клеткой" и "вестибюлем бюстов", так как вдоль окон тут располагались скульптурные портреты работы Репина (бюст хирурга Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, Н.Б. Нордман-Северовой). Здесь принимали гостей, завтракали, устраивали домашние концерты, выдвинув из гостиной рояль.
И.Е. Репин за работой над портретом А.М. Горького и М.Ф. Андреевой на зимней веранде в "Пенатах". Фото К.К. Буллы 27 мая 1905 г.

Столовая
Столовая в усадьбе И.Е. Репина "Пенаты"

Следом за гостиной располагается столовая. По средам в шесть часов вечера звуки маленького органчика приглашали самых близких друзей дома приступить к трапезе. Гости тянули номерки с местами за столом (первый номер становился председателем круглого стола) и проходили в столовую, по пути отрезав себе по куску хлеба на маленьком резном столике. 
Центральную часть комнаты занимал уникальный стол, рассчитанный на 20 персон. По проекту Нордман его создал финский столяр Пекко Ханекайнен в 1909 году. Особенностью стола было наличие двух столешниц. Над основной столешницей возвышалась вторая - подвижная, на которой расставлялись блюда. Чтобы дотянуться до них, гостю нужно было лишь повернуть центральную часть за одну из специальных ручек. Чистая посуда ставилась на стол перед началом обеда, в ходе которого использованные тарелки и приборы можно было убрать в специальные ящики, расположенные под основной столешницей.
В начале обеда председатель занимал стул с высокой резной спинкой и снимал крышки со всех заранее подготовленных блюд (исключительной вегетарианских, т.к. Наталья Нордман была вегетарианкой). Главное правило "Пенатов" - самообслуживание - в столовой становилось одним из поводов для веселья. Строго запрещалось просить передать что-либо или передавать что-то самому. Всех нарушителей этикета ожидал штраф - необходимость произнести экспромтом речь с трибуны, расположенной в углу комнаты. От "провинившегося" ожидали искрометного, остроумного выступления. Чем больше было нарушителей, тем веселее становилась атмосфера за обедом.
Сегодня стены столовой, как и прежде, украшают картины И.Е. Репина, созданные в разные годы. Это преимущественно портреты родных и друзей, пейзажи и эскизы будущих исторических полотен. Кроме того, сохранился столовый сервиз и меню "пенатских" обедов.
Последняя "Среда" у проф. И.Е. Репина на вилле ""Пенаты", в Финляндии. 
(Журнал "Огонек", 20 августа (2 сентября) 1911 года, № 34)

Зимняя мастерская
Мастерская в усадьбе И.Е. Репина "Пенаты"

Из гостиной узкая крутая лестница ведет на второй этаж - в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Второй этаж повторил конфигурацию первого, и превратился в "сложносочиненное" пространство. Поднявшись по лестнице, гости сначала попадали в узкое помещение с двумя небольшими окошками с резными наличниками. А уже потом проходили в саму мастерскую, делившуюся на части большими портьерами. Продолжением мастерской является балкон, разместившийся над кабинетом. Его Репин ласково называл "аэроплан", ведь с него открывался дивный вид на парк и берег залива.
Пожалуй, мастерская понравилась мне больше других комнат в доме. Казалось бы, это типичная мастерская художника, наполненная реквизитом для картин, этюдами и полотнами, инструментами и мебелью (в том числе экзотической, как вездесущий турецкий табурет). Однако в ней царит совершенно "немузейная" атмосфера. В открытые окна проникает солнечный свет и свежий летний воздух, из парка долетают голоса гуляющих и шелест листвы. Здесь прохладно и хочется отдохнуть. Состояние запустения и обветшания, коснувшееся "Пенатов", обошло стороной мастерскую. Её необычная конфигурация, забавные маленькие оконца, рассказали мне больше других элементов дома об эпохе, в которую усадьба была построена. Именно эпоха модерн, в первую очередь ставила задачу организации внутреннего пространства, которое потом определит внешний облик здания. 
В мастерской можно живо представить, как Илья Ефимович Репин работал - в окружении учеников, один на один с моделью или в одиночестве, скрывшись от всего мира. По воспоминаниями К.И. Чуковского день художника проходил так: "Утром, сейчас после завтрака, Репин спешил в мастерскую и там буквально истязал себя творчеством, потому что тружеником он был беспримерным и даже немного стыдился той страсти к работе, которая заставляла его от рассвета до сумерек, не бросая кистей, отдавать все силы огромным полотнам, обступившим его в мастерской" (1).
Поднявшись по маленькой лесенке можно попасть в бывшую костюмерную, где и сегодня хранится несколько предметов одежды, созданных по заказу Репина или купленных для работы над картинами. Следом за костюмерной располагается летняя мастерская, в которой художник работал, скрывшись от посторонних глаз, хранил свои альбомы с зарисовками (своеобразный архив) и полотна. Сегодня здесь демонстрируют документальный фильм об Илье Ефимовиче Репине и проводят временные выставки.
И.Е. Репин пишет портрет Ф.И. Шаляпина, 1914 г.


Мы осмотрели дом Ильи Ефимовича Репина, а теперь можно погулять по усадебному парку!

Артезианский источник "Посейдон", август 2017 г.

С первых дней после покупки усадьбы Репин занялся благоустройством участка. Для осушения болотистой почвы была создана целая система прудов, а неподалеку от дома вырыт артезианский колодец "Посейдон". Сегодня, приезжая в "Пенаты", можно, как и сто лет назад,  умыться ледяной водой из колодца и, стоя на маленьких мостиках, полюбоваться утками, отдыхающими на тихой поверхности прудов. В парке "Пенатов" хорошо погулять среди приморских сосен, следя за кружевом солнечных пятен на песчаных дорожках.
Слева: Беседка "Башенка Шехерезады", август 2017 г.
Справа: И.Е. Репин с гостями на лестнице у беседки "Башенка Шехерезады", 1921 г.

Но не все так идиллично! Парк "Пенатов" зарос травой и кустарником. "Аллею Пушкина" и "Площадь Гомера" (небольшая зеленая лужайка) теснит буйная растительность. Беседка "Башенка Шехерезады", с которой Репин любовался видом на залив, стоит в руинированном состоянии. "Чугуевская горка" (названа в память о родине художника), отделявшая участок Ильи Ефимовича от лежащего за ним поля, вся поросла деревьями. И только деревянная беседка, носившая название "Храм Озириса и Изиды", напоминает о былой благоустроенности парка.
Беседка "Храм Озириса и Изиды", август 2017 г.

Жизнь "Пенатов" текла своим чередом - в работе и творчестве, встречах с друзьями, прогулках и заботах. Но после 15 лет совместной жизни, в паре Ильи Ефимовича Репина и Натальи Борисовны Нордман наметился разлад и охлаждение. Художника тяготила чрезмерная опека и "странности" в поведении жены, а Наталья Нордман не могла справиться с чувством одиночества, покинутости, ненужности. К 1914 году ухудшилось состояние здоровья Натальи Борисовны, болевшей туберкулезом. Она уехала на лечение в Швейцарию, откуда больше не вернулась - 28 июня 1914 года её не стало.
Илья Ефимович Репин вскоре расстался с вегетарианством и порядками, заведенными Нордман в "Пенатах", и в окружении детей Веры и Юрия прожил в Куоккале еще 16 лет.
Слева: Юрий Ильич Репин с женой Прасковьей Андреевной Репиной (Андреевой) и сыновьями Гаем (Георгием) и Дием (Дмитрием) возле собственного дома "Вигвам", построенного на территории "Пенатов" (дом не сохранился), 1910-е г.
Справа: Делегация советских художников в "Пенатах". Сидят: И.И. Бродский, П.А. Репина, В.И. Репина, И.Е. Репин, П.А. Радимов. 
Стоят: Ю.И. Репин, А.В. Григорьев, Е.А. Кацман, 1926 г.

После Октябрьской революции была провозглашена независимость Финляндии, и Куоккала, как часть финской территории,  была отрезана от молодого Советского государства. Илья Ефимович Репин оказался вдалеке от знакомых и друзей. Все сведения о происходящем в России он черпал из иностранных газет, радиосообщений и писем. Художник продолжал принимать гостей по средам, много работал, благоустраивал "Пенаты". В 1926 году в Куоккалу прибыла делегация советских художников - И.И. Бродский, Е.А. Кацман, П.А. Радимов, А.В. Григорьев. Они в очередной раз уговаривали Илью Ефимовича вернуться в Россию, но Репин всегда находил благовидные предлоги, чтобы остаться в родных "Пенатах".

"В конце 1920-х годов, когда Репин был уже настолько слаб, что не мог подниматься на второй этаж, столовая служила ему одновременно спальней и мастерской. Между трибуной и печью, отгороженный ширмой, стоял диванчик, где он спал. ... Столовая стала 5 августа 1930 года, в день своего 86-летия, Илья Ефимович в последний раз принимал своих гостей. Он был очень оживлен и весел. Одна из фотографий 1930 года запечатлела Репина сидящим за круглым столом. В этой комнате Репин умер 29 сентября 1930 года после непродолжительной болезни..." (1).
Могила И.Е. Репина на "Чугуевской горке" в усадьбе "Пенаты", август 2017 г.

В начале Зимней войны Вера Ильинична и Юрий Ильич Репины бежали в Хельсинки, оставив "Пенаты". В 1940 году в дом художника приехали сотрудники Академии художеств и начали музеефикацию усадьбы (по завещанию Н.Б. Нордман). Однако жизнь музея прервала Великая Отечественная война. В 1944 году, после освобождения Куоккалы, на месте "Пенатов" осталось только пепелище с остовами фундамента и печей. К счастью, еще до начала войны, художественные произведения, мемориальные вещи и часть обстановки дома успели вывезти в Ленинград. В год столетия Ильи Ефимовича Репина (1944) было решено восстанавливать "Пенаты" и переименовать Куоккалу в Репино. По сохранившимся фотографиям, документам, рисункам научные сотрудники, художники и архитекторы возродили усадьбу Репина. 24 июня 1962 года состоялось торжественное открытие восстановленных "Пенатов". 
Сегодня "Пенаты" это не только музей-усадьба Ильи Ефимовича Репина, но и памятник титаническому труду реставраторов, поднявших из руин прекраснейшие памятники мирового значения, разрушенные фашистами в годы Войны. 
Руина дома И.Е. Репина, 1944 г.


Для посетителей: информационная страница музея-усадьбы И.Е. Репина "Пенаты " на сайте Академии художеств

Литература:
1. Карпенко М.А, Кириллина Е.В, Левенфиш Е.Г, Прибульская И.И. "Пенаты": Музей-усадьба И.Е. Репина"
2. Е. Кириллина "Репин в "Пенатах"
3. "Пенаты": музей-усадьба И.Е. Репина"
4. Журнал "Дворцы и усадьбы" № 50, 2011 ("Пенаты")
5. Альбомы с репродукциями картин И.Е. Репина

Использованы изображения с сайтов: 

4 комментария:

  1. Обожаю твой блог и твои посты! Они настолько удивительны, что я погружаюсь в другой мир!

    FASHIONLOVIN BLOG' | INSTAGRAM

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за такой добрый и воодушевляющий комментарий!

      Удалить
  2. У меня ощущение, что я в Репино сама побывала, причем с экскурсоводом! Очень интересный, захватывающий пост! Спасибо за такой замечательный обзор!♥
    Не могу не отметить, как разбередило мою душу описание Финского залива - прожила на берегу Балтики 10 лет, в г.Сосновый Бор Ленобласти, но прошлым летом мужа перевели работать в Москву, и мы переехали. А я временами очень скучаю по любимым местам!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! "Пенаты" - довольно сложная тема, ведь о них уже столько сказано и написано людьми более опытными и осведомленными. Тем радостнее мне становится, от мысли, что удалось передать атмосферу этого удивительного места)
      Всегда сложно покидать места, с которыми связана значительная часть жизни... Надеюсь, Москва стала для вас вторым домом и принесла счастье в вашу семью!

      Удалить