В конце ноября, сразу после фестиваля "Столетие" мы с мамой побывали в Пскове. У меня оставалось несколько дней отпуска, два из которых мы решили провести вместе. Путешествие можно было бы назвать отличным, если бы не простуда, настигшая меня в день отъезда из Санкт-Петербурга. В Пскове нас встретила красивая, ясная погода, напоминающая о скором приходе зимы. Мы гуляли по широким, ухоженным набережным Псковы и Великой, любовались белокаменными церквями, встречавшими нас на каждом шагу, и побывали в Псковском Кремле. Второй день нашего путешествия сложился не так, как мы планировали. Картинная галерея была закрыта на реставрацию, а ледяной ветер не давал гулять по городу. Но в этот день мы много разговаривали, сидя в кафе, посетили уютную выставку изделий местных ремесленников и посетили Музей-квартиру Юрия Павловича Спегальского, уникального человека - архитектора, художника, реставратора и знатока псковского искусства.
Юрий Павлович Спегальский родился 3 июня 1909 года. Его отец, Павел Константинович Спегальский был мастером декоративно-орнаментальной лепки, которая и сегодня украшает фасады и интерьеры некоторых псковских зданий, в том числе Драматического театра им. А.С. Пушкина. Благодаря влиянию отца в детстве у Юрия Павловича Спегальского появилось увлечение, не свойственное такому юному возрасту. Он проводил много времени за исследованием древних построек Пскова и собирал осколки старинных керамических изразцов. Всё свободное время (особенно летнее) будущего архитектора, реставратора и художника занимал родной город, знакомство с его искусством, историей и культурой.
Павел Константинович Спегальский с сыном Юрием. Псков, 1911 г.
Фотоателье Герасимова
В 1918 году во время Первой мировой войны погиб отец Юрия Павловича, навсегда оставшийся в воспоминаниях сына "самым лучшим человеком на свете"[1]. Вскоре мать вторично вышла замуж. Отчим не принимал увлечения пасынка псковской стариной, считая это занятие совершенно бесполезным. В семье случались частые ссоры, в которых мать никогда не вставала на сторону сына. Все это привело к тому, что мальчик часто сбегал из дома, а с 13 лет стал вести самостоятельную жизнь, устроившись помощником печника. В 16 лет Юрий Павлович Спегальский остался в Пскове совершенно один, отказавшись переезжать с семьей в Ашхабат. Он поселился в полуразрушенном древнем "доме Печенко", привел в нем в порядок одно помещение и устроился работать в артель каменщиков на стройке. Такую взрослую жизнь он совмещал с учебой в школе, где создал краеведческий кружок. А когда твердо решил после школы поступать на архитектурный факультет в Академию художеств, Юрий Павлович организовал художественную студию для увлеченных искусством юных псковичей.
Дом Печенко. Дворовой фасад. Реконструкция Ю. П. Спегальского
С 1928 по 1936 год Юрий Павлович Спегальский учился на архитектурном факультете Ленинградского инженерно-строительного института. После завершения учебы он устроился на работу в отдел охраны памятников при Леноблисполкоме и вернулся в Псков, где начал работу со спасения древних памятников, находившихся в аварийном состоянии - Гремячьей башни и "дома Яковлева". Эта работа привела Ю. П. Спегальского к ряду открытий в изучении древнерусской гражданской архитектуры. В результате исследований он пришел к выводу, что все сохранившиеся постройки это только первые этажи, использовавшиеся для хозяйственных нужд. Жилые помещения располагались выше и были деревянными, поэтому и не сохранились до наших дней.
Ю. П. Спегальский на шпиле Петропавловского собора. 1957 г.
Война застала Юрия Павловича Спегальского в Ленинграде, где он устроился на службу в бригаду верхолазов, выполняющих работы по маскировке и ремонту высотных сооружений. Страшные блокадные дни не только отнимали, но, подчас, и дарили. Зимой 1941/42 года Юрий Павлович встретил вторую самую большую любовь своей жизни (помимо Пскова) - Ольгу Константиновну Аршакуни. Их знакомство было столь же невероятным, как и вся жизнь Спегальского.
Ольга Константиновна Аршакуни (в девичестве Крылова), 1940-е годы
Обессилившую женщину, упавшую на Исаакиевской площади, привела в Дом архитектора знакомая, по счастливой случайности проходившая мимо. В комнате, куда принесли Ольгу Константиновну, не нашлось свободной койки, и дальнейшая судьба "новенькой" стала предметом спора всех присутствовавших. Сквозь пелену забытья, слабости и страха Ольга Константиновна увидела, как один человек молча поднялся и уступил ей свою койку. "В этот момент мне запомнились особенно его глаза - голубые, ясные, родниковой чистоты, какие бывают только у детей" [1]. Поддержка была нужна Ольге Аршакуни как никогда, ведь она переживала самый страшный период своей жизни. В начале войны у Пулковских высот погиб её муж - скульптор Петрос Аршакуни, а зимой от голода умерла дочь Лидочка.
На следующий день Ольгу Константиновну перевели в стационар, откуда она вышла только весной. А летом 1942 года она вновь встретила своего спасителя, во время архитектурных работ в Александро-Невской лавре. "Вы узнали меня?" - "Да. И очень обрадовалась, что вы остались живы" [1]. С этого момента они стали встречаться чаще и к ней, наконец, вернулось желание жить.
Юрий Павлович Спегальский и Ольга Константиновна Аршакуни.
Псков, 1946 г.
5 октября 1944 года Спегальский был назначен начальником Псковской областной инспекции по охране памятников. Для восстановления родного города он предложил план создания целой системы охранных зон (он называл их архитектурными заповедниками). Ю. П. Спегальский стремился восстановить историческую застройку и планировку города, характерную для времени расцвета Пскова в XVII веке. Здесь должна была появиться целая сеть пешеходных улиц, скверов и парков, которые повторяли бы старинную городскую планировку и сохраняли топонимику. Спегальский описал, вычертил и нарисовал новый план города, органично соединяющего современные градостроительные идеи и наследие прошлого. Юрий Павлович опередил своих зарубежных коллег-архитекторов, которые столкнутся с проблемами восстановления европейских городов уже после завершения Второй мировой войны.
Юрий Павлович Спегальский у Покровской башни, 1946 г.
Идеям Юрия Павловича Спегальского было не суждено воплотиться. Свобода, независимость и прямота его характера сыграла злую шутку. Кто-то из руководства считал, что Спегальский желает вернуть Псков в XVII век. Кроме того, долгая, кропотливая реставрационная работа не могла соответствовать установленным темпам выполнения плана. Но самое главное, по мнению властей, в Пскове было слишком много памятников, которые не требовали восстановления. Юрий Павлович Спегальский не мог равнодушно наблюдать, с каким пренебрежением относятся к наследию древнего Пскова. Он несколько раз был понижен в должности и отстранен от основной работы. "...До сих пор не ясно, почему новый... город надо было создавать в центре, внутри древних стен, среди памятников на старой сетке улиц, давя и застраивая памятники огромными домами? Почему?.. Зачем?.. Зачем существует охрана памятников?"[3] В 1947 Юрий Спегальский и Ольга Аршакуни вернулись в Ленинград.
Во дворе дома Ю. П. Спегальского
(Псков, Октябрьский пр., 14/1, кв. 74)
В Ленинграде Юрий Павлович поступил в аспирантуру (1947-1951), темой его диссертации стала гражданская архитектура Пскова. После несколько лет работал в филиале Академии архитектуры СССР и Ленинградском отделении института археологии Академии Наук СССР. В годы "второго ленинградского периода" были опубликованы статьи "Памятники зодчества в Пскове", "Сокровища древней архитектуры" и книга "Псковские каменные жилые здания XVII века".
В 1950-60-е годы Юрий Павлович Спегальский вместе с группой альпинистов принимал участие в реставрации Исаакиевского, Петропавловского, Смольного соборов, Александровской колонны и других памятников архитектуры Ленинграда.
В 1968 году Юрий Павлович Спегальский получил долгожданное приглашение на службу в Псков. Он обменял ленинградскую квартиру на жилье в Пскове и уехал в родной город вместе с Ольгой Константиновной. Вместе они прожили в своем новом доме по адресу Октябрьский проспект, 14 только 150 дней. За это время Ю. П. Спегальский успел создать "Перспективный план реставрации, восстановления и консервации памятников архитектуры города Пскова". 17 января 1969 года после производственного собрания в реставрационной мастерской Юрия Павловича Спегальского не стало. Он похоронен на Мироносном кладбище Пскова.
Прихожая в Музее-квартире Ю. П. Спегальского
Декоративное панно "Встреча псковских каменщиков и воинов у стен древнего города"
А теперь заглянем в квартиру Юрия Павловича Спегальского и Ольги Константиновны Аршакуни. В прихожей посетители снимают верхнюю одежду и оставляют её на небольшой по-домашнему простой вешалке, берут из коробочки, стоящей на шкафчике для обуви, пару бахил и начинают осмотр музея. По левую руку располагаются витрины и стенды, рассказывающие о жизни Юрия Павловича Спегальского - здесь его детство, учеба и работа в Ленинграде, исследования и творчество, всецело посвященные Пскову. Судьба этого удивительного человека раскрывается в рисунках, документах, фотографиях, портретах, книгах и реставрационных проектах. Однако центром внимания становится многоцветное панно выполненное Юрием Павловичем в 1959 году. Оно повествует о красоте и силе Пскова, веками отражавшего на западных рубежах страны удары врагов. Панно рассказывает о смелости псковских воинов и мастерстве псковских каменщиков.
Гостиная в мемориальной квартире Ю. П. Спегальского
Налюбовавшись панно, нужно обернитесь назад. Сквозь стеклянные вставки высоких двустворчатых дверей можно проникнуть взглядом в самую сказочную, на мой взгляд, комнату в квартире Ю. П. Спегальского. Это гостиная, и большая часть предметов обстановки в ней создана и декорирована руками хозяина дома.
❂ Шкафчик XIX века, расписанный Ю. П. Спегальским
❂ Ю. П. Спегальский за работой над росписью шкафчика
Все вещи в гостиной "говорящие" - их поверхность украшают поучительные надписи, сделанные с легким и чуть насмешливым юмором. Слева от входа в гостиную стоит шкафчик XIX века, расписанный Юрием Павловичем. Над нижним ящиком шкафа можно прочесть главное послание: "Сия скрыня росписывана в лето 7463 (т. е. 1957). Лепота есть красные порты носити, но коли человек сам красен: а не лепа человека и златые порты не скрасят. А како быти лепу образом и нравом, то зри на сей скрыне в клеймах". На дверце шкафа изображены голубь, лебедь, соловей, воин на белом коне и сцена пира в богато убранных псковских палатах. Благодаря надписям гости дома узнают, что "Красно человеку быть гостеприимному", "Мужу лепо быть храброму", а "Женам лепо иметь: кротость голубиную, повадку лебединую, голосок соловьиный". На боковых сторонах шкафчика можно увидеть изображения здоровых телом, чистых духом и добрых сердцем псковичей, умеющих радоваться жизни, любящих труд и своих детей. Обо всем этом гостю расскажут надписи, сделанные рукой Юрия Павловича Спегальского.
Коробки для шляп, завеса и шкаф с антикварной посудой
Следом за шкафчиком, на большом сундуке стоят две большие круглые коробки, заинтересовавшие меня больше всего. Как оказалось, они были сделаны Юрием Павловичем в подарок Ольге Константиновне и предназначались для хранения шляп. Обе картонки из папье-маше богато украшены растительным орнаментом и милыми сценка из жизни древних псковичей. Поучительная и очень нежная, полная любви надпись, сделанная древнеславянской вязью на маленькой коробке, гласит: «Сия коробья шляпная построена в подарок государыне, моей голубушке Оленьке, для шляп ее прехитрых. Носи, Оленька, шляпы, да не забывай, что не шляпки украшают жонку, а добрая улыбка». В нижней части большой коробки написано: «А росписывана коробья ко дню именин государыни моей Ольги Константиновны, в лето от сотворения мира 74603 (т.е. 1954) а от нашей женитьбы – 10, на самую лета маковку».
❂ Изображение на крышке большой шляпной коробки. Юрий Павлович нарисовал себя и Ольгу Константиновну в образе древних псковича и псковитянки
❂ Русская рубашка Ю. П. Спегальского
В центре гостиной находится большой обеденный стол. Роспись на его столешнице - это целый рассказ о том, как в древние времена в Пскове принимали гостей. Стены гостиной украшают текстильное панно "Земля родная Псковская" и "завеса опочиванная", созданная чтобы спящим за нею снились добрые сны. "Государыне моей Ольге Константиновне грезилось бы солнышко ясное, золотые поля и дубравы тенистые Сиверские, птахи лесные, лазоревы небеса, снились бы кони борзые, да псы, да иные звери домашние". "А мне снилось бы приволье былое, земля родная Псковская, Пскова-река, по камушкам журчащая, старинный дом, тихий наш старый сад, снились старые друзья, каменщики псковские да каменная работа".
Чудесная керамическая лисица с упоением смотрящая на текстильного павлина, мне сюжет напомнил басню И. А. Крылова "Ворона и лисица"😃
Рассматривая предметы, наполняющие гостиную Юрия Павловича и Ольги Константиновны, удивляешься, насколько многообразными были интересы и умения хозяина этого дома. Здесь вязаные варежки и плетеные пояса, расписные броши из металла и пластмассы, коллекция керамики, изделия из текстиля в технике аппликации и даже формы для пряников.
Эти формы задали нам с мамой непростую задачку! Почему-то мы решили, если Юрий Павлович занимался выпечкой пряников, значит, он возрождал тем самым традиционный псковский промысел. И мы задумали отыскать настоящий псковский пряник как сувенир для М. У кого мы только не спрашивали (в магазинах и сувенирных лавках), никто не знал ни про Спегальского, ни про традиционную псковскую сладость. Так и остался М. без лакомства, а мы с мамой - по-настоящему разочарованными.
Формы для пряников, сделанные Ю. П. Спегальским
"В убранстве интерьера своего жилища
Юрий Павлович воссоздавал в натуре то милое и необходимое его сердцу, которое роднило повседневную домашнюю обстановку
с псковской стариной" [2]. Выходные дни и долгие вечера по будням Спегальский старался посвящать созданию предметов интерьера. Постепенно ленинградская квартира Юрия Павловича и Ольги Константиновны приобрела древнерусские черты. Многие вещи для своей "повалуши" (так называлась комната для пиров и приема гостей в псковских домах XVII века) Спегальский спешил сделать в подарок жене во время её коротких отъездов. Большинство предметов обстановки были изготовлены в Ленинграде в 1950 - 60-е годы, а после переезда Спегальского отправились вслед за хозяином в Псков.
Кабинет Ю. П. Спегальского
В мемориальном кабинете хранятся вещи, служившие помощниками Юрию Павловичу Спегальскому - рабочий стол и стул, шкаф с книгами, изящный резной шкафчик XVIII века. Здесь можно полюбоваться работами художника - графическими реконструкциями псковских церквей и макетом Церкви Одигитрии. Украшением комнаты является резное паникадило с росписью, посвященной "благодетельному влиянию на жизнь кротких и ласковых
жен и домашних хозяек" [2]. По белому фону идет яркая, праздничная роспись с изображениями былинных героев и их жен. Эту люстру Ю. П. Спегальский сделал первой, из большого обрубка дерева, найденного в лесу. Она стала сюрпризом и подарком для Ольги Константиновны.
Деталь резного шкафчика. Западная Европа XVIII век
Рабочий стол Ю. П. Спегальского (XVIII век)
"Рабочий стол Юрия Павловича всегда украшал большой бронзовый подсвечник работы древнерусских мастеров и русский ларец (и то и другое XVII века). На этом фоне и сам Юрий Павлович, с его волнистой золотисто-русой бородою, одетый в русскую вышитую рубашку и высокие русские сапоги, выглядел древнепсковским человеком. Созданная им в нашем жилище обстановка выявляла и подчеркивала его необычную яркую живописную внешность. Изображая Псков, Юрий Павлович жил им. Все, что могло бы напоминать ему Псков, должно было быть постоянно перед его глазами"[2].
Ю. П. Спегальский за работой
Шкаф с книгами из библиотеки Ю. П. Спегальского
В стеклянной витрине, стоящей рядом с книжным шкафом, хранятся, на мой взгляд, самые нежные и самые печальные экспонаты этого музея. Здесь семейная фотография и свидетельство о браке Петроса и Ольги Аршакуни. Чуть ниже - фотография большеглазого ребенка Лидочки Аршакуни и её свидетельство о рождении, датированное августом 1941 года.
Интерьер третьей комнаты в музее-квартире Ю. П. Спегальского
В третье комнате представлены изобразительные научные материалы Юрия Павловича Спегальского первых послевоенных лет (1945-1947 гг.), вошедшие в проект планировки архитектурных заповедников Пскова и отдельные зоны из проекта комплексной реставрации памятников зодчества. Первым в поле зрения посетителя попадает сказочный белый домик - макет (выполнен Р. А. Душником) реконструкции "Дома Печенко", памятника гражданской архитектуры XVII века. Потом внимание привлекают рисунки Ю. П. Спегальского из альбома "По Пскову XVII века".
В страшные блокадные дни Юрий Павлович постоянно думал о Пскове, жил планами возрождения родного города. Тогда же им была создана серия рисунков, посвященных Пскову допетровского времени. Знакомство с этим альбомом навсегда запомнилось Ольге Константиновне Аршакуни. "В этот памятный для меня вечер 17 ноября 1942 года он посвятил меня в свои думы, тревоги и надежды, мечты и платы. Ещё шла война, конца которой не было видно, а он уже мечтал широко и вдохновенно. Какой же надо было обладать верой в победу, чтобы в то время думать о восстановлении Пскова, разрабатывать проект сохранения его исторического облика! Какой любовью к Родине надо было обладать, чтобы в те дни думать о великой ответственности перед историей родного края!" [1].
Ю. П. Спегальский. Довмонтов город. Дом Жуковой
Спасенный Ю. П. Спегальским фрагмент изразцового украшения фасада Троицкой церкви
(Ленинград, ул. Марата, 18), построенной по проекту Н. Н. Никонова в 1891-1894 годах и снесенной в 1966 году
Несмотря на множество интересных экспонатов в третьей комнате, все внимание притягивает псковская изразцовая печь XVII века, воссозданная Ю. П. Спегальским в натуральную величину. Еще в детстве он любил отыскивать обломки древних печных изразцов, отчищал, замерял и зарисовывал их. С этим были связаны счастливейшие мгновения его детства, которые, уже будучи взрослым, он любил видеть во сне.
В 1955 году Юрий Павлович Спегальский воплотил свои сны в жизнь и в материале воссоздал печь для своей ленинградской "повалуши". Печь имела чисто декоративный характер, несмотря на владение Срегальским ремеслом каменщика. В условиях городской квартиры было невозможно обжечь изразцы, чтобы закрепить яркую поливу. Каждый из элементов печи расписывался вручную и покрывался лаком, что сделало их неустойчивыми к высоким температурам. Рассматривая яркую поверхность печи, встречаешь изображения птиц, сказочных растений, зверей и единорогов.
"На построение печи ушло больше года, потому что работать приходилось только в выходные дни да в будние дни вечерами и то не всегда, урывками. Работа была проделана громадная. Надо было нарисовать общую композицию печи, и не просто нарисовать, а строго продуманно, дать ее реконструкцию на основании исследования древних обломков изразцов (которых не хватало), прорисовать отдельно каждый скомпанованный им изразец, профили карнизов, тяг и вылепить их все в пластилине, приготовить формы, отлить изразцы, загрунтовать их, построить печь и расписать ее" [2].
❂ Ю. П. Спегальский возле воссозданной им изразцовой печи
❂ Псковская изразцовая печь XVII века, воссозданная в натуральную величину в материале
"Уютный важно напыжившийся индюк" [2] и любимая Ю. П. Спегальским Птица Сирин
Ленинградская, а потом и псковская квартира Юрия Павловича Спегальского стала визуальным воплощением его внутреннего мира. Все то, что он любил, каждый день было рядом - Псков и его древнее зодчество, Ольга Константиновна, русская природа, народная фантазия и юмор. Юрий Павлович был не только искусным творцом, но и горячим коллекционером. "Утварь, которой мы пользовались, была подлинно древней (квасники, тарелки, бокалы)" [2]. Поэтому в его доме нет ничего обычного и стандартного, вся обстановка "говорит" с гостем голосом своего создателя, даже когда его давно нет.
В центре одна из последних работ Ю. П. Спегальского.
Шкатулка для Ольги Константиновны Аршакуни к юбилею свадьбы.
Надпись на шкатулке: "Не дано нам было самим взращивать древо нашей жизни, но взлелеяли мы один росток его, росток взаимной любви и верности"
Ольга Константиновна Аршакуни 16 лет работала над тем, чтобы их псковская квартира на Октябрьском проспекте стала музеем, посвященным жизни и творчеству Юрия Павловича Спегальского. В 1986 году открылся Мемориальный музей-квартира Ю. П. Спегальского, а в 1990 году на фасаде здания была установлена мемориальная доска. Стоит отметить, что в 2001 году в Санкт-Петербурге была также открыта памятная доска Ю. П. Спегальскому на стене дома по Малой Конюшенно ул., д. 2. Здесь Юрий Павлович и Ольга Константиновна Аршакуни жили и работали в 1948-1968 годах.
❂ Мемориальная доска Ю. П. Спегальскому. Скульптор А. Д. Кириллов. Псков, Октябрьский пр., д. 14/1
❂ Мемориальная доска Ю. П. Спегальскому. Скульптор Н. И. Никитин. Санкт-Петербург, Малая Конюшенная ул., д. 2
❂❂❂
Мой рассказ получился довольно длинным, но вместил в себя лишь малую часть истории Музея-квартиры Ю. П. Спегальского. Если вам захочется узнать еще, то вы не найдете лучшего рассказчика, чем Ольга Константиновна Аршакуни. Её статья "Вечерние сказки" поведает об истории создания, символике и художественных особенностях декоративно-прикладного творчества Ю. П. Спегальского. Вы увидите Юрия Павловича глазами горячо любящей и преданной ему женщины. Она восхищается силой духа и таланта своего мужа, в то же время заботливо и нежно журит его, как это обычно бывает в жизни, за то, что не отдыхал, забывал о себе и плохо питался. Многогранность статьи Ольги Константиновны состоит в том, что она смотрит на творчество Спегальского еще и с профессиональной точки зрения. В 1939 году она окончила Всероссийскую академию художеств СССР и получила звание архитектор-художник. С 1940 года Ольга Константиновна Аршакуни была членом творческого Союза архитекторов СССР.
Кроме того, многие идеи Юрия Павловича Спегальского, касающиеся оформления его квартир в Ленинграде и Пскове можно найти в альбоме "По Пскову XVII века". На его рисунках вы увидите изразцовые печи, паникадила, массивные деревянные столы на резных ножках и даже бронзовый подсвечник, подобный тому, что сегодня стоит на рабочем столе в бывшем кабинете Ю. П. Спегальского.
Использованные материалы:
[1]. Аршакуни О. К. "Предчувствие"
[2]. Аршакуни О. К. "Вечерние сказки"
6. Живой Журнал nathalie-zh (с восторгом и благодарностью!!!)
До встречи в следующем музее!
Комментариев нет:
Отправить комментарий