понедельник, 10 июня 2019 г.

"Советую почитать". Книжки с картинками

Уже давно в недрах моего компьютера "пылится" список под заголовком "Детские книги с иллюстрациями авторов". Пока он не принес пользы никому, кроме детей моих друзей, которым по праздникам я дарю книги. Поэтому, когда Елизавета - автор блога "Keep calm and read books" - предложила принять участие во флешмобе "Советую почитать", я вспомнила об этом (горячо любимом мною) списке. Из него я выбрала десять книг с рисунками авторов, созданных в первой половине XX века, по две книги на десятилетие. Итак, я советую почитать...
1910-е годы
👶 Сибилл фон Олферс «Детки матушки земли»
👶 Эльза Бесков «Праздник цветов»

В искусствоведении существует понятие "насмотренность", оно указывает на визуальный опыт человека. Знакомство с творчеством талантливых художников обогащает визуальный опыт и формирует эстетический вкус ребенка. На мой взгляд, книги Эльзы Бесков и Сибилл фон Олферс познакомят маленького читателя не только с чудесными историями и персонажами, но и помогут прикоснуться к искусству эпохи модерн. Прихотливые линии, приглушенные цвета, обобщенные формы, характерные для графики этого периода, могут стать узнаваемыми и любимыми ребенком.


1920-е годы
👶 Жан де Брюнофф «История Бабара, маленького слоненка»
👶 "Живые машины Владимира Тамби"


Здесь я немного слукавлю и порекомендую комплект из 6 книг, созданных художником Владимиром Тамби как в конце 1920-х, так и в начале 1930-х годов. Его машины, самолеты, подводные лодки, танки не оставят равнодушным ни одного мальчишку (любого возраста), увлеченного техникой. С творчеством В. А. Тамби я познакомилась совсем недавно, когда посетила выставку его работ в одной из библиотек Санкт-Петербурга. С модным слоником Бабаром, я встретилась тоже благодаря информации о выставке. Александр Васильев знакомил публику с любимыми героями французских детей -  "Слониками Бабар".


1930-е годы
👶 Карел Чапек "Дашенька или история щенячьей жизни"
👶 Евгений Иванович Чарушин "Тюпа, Томка и сорока"

Книги о животных, полные ласки и тепла. Они учат бережному отношению к живым существам. Текст и иллюстрации полны созерцательности, внимания к деталям и тонкого, мягкого юмора. Читая эти книги, испытываешь настоящий восторг наблюдателя и прилив умиления. Рисунки, хоть и далекие от полного правдоподобия, необыкновенно точно передают движения и повадки животных. Еще в детстве я очень любила пушистого, кругленького Тюпу. А с Дашенькой познакомилась только несколько лет назад, как с творением моего любимого писателя - Карела Чапека. 


1940-е годы
👶 Туве Янссон "Шляпа волшебника"
👶 Антуан де Сент Экзюпери "Маленькие принц"

Можно предположить, что это одни из самых известных книг с иллюстрациями авторов. Первые философские произведения в жизни ребенка, к которым можно обращаться в любом возрасте. Как всё гениальное, эти книги полны житейской мудрости: "Тебе столько лет, насколько ты себя чувствуешь", "Самое главное - то, чего не увидишь глазами...". Оба издания являются подтверждением того, что детям не всегда нужно что-то большое и красочное, чтобы заинтересовать и првлечь внимание. В моей детской библиотеке книги про Муми-троллей были самыми затертыми и засмотренными. Я проводила много времени над тонкими рисунками Туве Янссон, стараясь рассмотреть все их детали. 


1950-е годы
👶 Владимир Григорьевич Сутеев «Сказки»
👶 Алексей Михайлович Лаптев «Пик, пак, пок»

Книги, любимые несколькими поколениями российских детей. Герои веселых и поучительных сказок В. Сутеева - озорные зверята. Многим они знакомы по мультфильмам ("Мешок яблок", "Кто сказал мяу?", "Под грибом"). Творчество А. Лаптева это рисунки в детском журнале "Веселые картинки", образ Незнайки из книги Н. Носова, иллюстрации к классическим произведениям И. А. Крылова, Н. В. Гоголя, Н. А. Некрасова. В качестве персонажей для своих коротеньких сказок и стишков А. Лаптев также выбирает животных, которые не только развлекают маленьких читателей, но и на своем примере учат как поступать хорошо, а как - дурно. 

4 комментария:

  1. Какие восхитительные книги! Очень хочется их просмотреть и почитать себе и своим детям.
    Сама из предложенных тобой произведений читала "Маленького принца", сказки Сутеева. Остальных авторов слышала, но читала или другие произведения, или писатель так и остались на уровне слуха...
    Спасибо за чудесную подборку! Восхитительно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елизавета, большое спасибо за организацию книжного флешмоба, благодаря которому я наконец-то смогла рассказать о своих любимых детских книгах! Очень рада, что моя подборка оказалась интересной, надеюсь, она пригодится вам в скором времени:)

      Удалить
  2. Здравствуйте, Варвара!
    Прекрасный выбор! Многие книги знакомы мне с детства. Вполне поддерживаю Ваши рекомендации.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо! Всегда приятно слышать слова одобрения)

      Удалить