пятница, 21 июня 2019 г.

Библиотека журнала "Теория моды". Май

В мае я позволила себе немного "сжульничать" и прочла только одну книгу Библиотеки журнала "Теория моды". С тремя остальными изданиями, о которых буду сегодня писать, я познакомилась еще в конце 2018 года. В свою защиту скажу, что подобное решение было вынужденным. Уже несколько лет подряд в мае я читаю книги о Великой Отечественной войне и не хочу отступать от этого правила. В этом году моими настольными книгами стали: сборник повестей Бориса Васильева, "Ванька-ротный" Александра Шумилина и блокадный дневник Лены Мухиной "Сохрани мою печальную историю". 
Сегодня я хочу познакомить вам с пока еще "квартетом" книг Мишеля Пастуро об истории цвета: "Синий", "Черный", "Зеленый" и "Красный" (в ближайшее время должна выйти книга о желтом цвете). 

Мишель Пастуро
М.: Новое литературное обозрение, 2017
От издательства:
Почему общества эпохи Античности и раннего Средневековья относились к синему цвету с полным равнодушием? Почему начиная с XII века он постепенно набирает популярность во всех областях жизни, а синие тона в одежде и в бытовой культуре становятся желанными и престижными, значительно превосходя зеленые и красные? Исследование французского историка посвящено осмыслению истории отношений европейцев с синим цветом, таящей в себе немало загадок и неожиданностей. Из этой книги читатель узнает, какие социальные, моральные, художественные и религиозные ценности были связаны с ним в разное время, а также каковы его перспективы в будущем.

От себя:
Книги Мишеля Пастро являются частями большой истории цвета, поэтому отдельные информационные блоки повторяются из книги в книгу. Например, введение кажется совершенно одинаковым во всех четырех изданиях, меняется только название цвета, которому оно посвящено. На мой взгляд, читателю это пойдет на пользу, если при знакомстве с книгами делать между ними перерыв (Повторение - мать учения😉). Кроме того, историю цвета нельзя написать, не упоминая другие цвета.
Что я запомнила о синем цвете? Этот цвет спокойный и умиротворяющий, почти нейтральный. Его связывают с чистотой (плащ Девы Марии), мечтательностью (голубой цветок Новалиса), спокойствием (голубые стены больниц). Синий - безопасный, толерантный цвет. Вероятно, поэтому он, по данным опросов, является самым любимым цветом европейцев. А какой цвет предпочитаете вы?



Мишель Пастуро 
М.: Новое литературное обозрение, 2017
От издательства:
Данная монография является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро - истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века, начатого им с исследования отношений европейцев с синим цветом. На этот раз в центре внимания Пастуро один из самых загадочных и противоречивых цветов с весьма непростой судьбой – черный. Автор предпринимает настоящее детективное расследование приключений, а нередко и злоключений черного цвета в западноевропейской культуре. Цвет первозданной тьмы, Черной смерти и Черного рыцаря, в Средние века он перекочевал на одеяния монахов, вскоре стал доминировать в протестантском гардеробе, превратился в излюбленный цвет юристов и коммерсантов, в эпоху романтизма оказался неотъемлемым признаком меланхолических покровов, а позднее маркером элегантности и шика и одновременно непременным атрибутом повседневной жизни горожанина.

От себя:
Мишель Пастуро погружает читателя в мир историка-исследователя. Мне было интересно узнать какие вопросы автор задавал самому себе при построении гипотез и планов работы, какими методиками пользовался и где черпал по крупицам знания о цвете. К примеру, он делает акцент на том, что цвета на произведениях искусства не всегда были такими, какими мы привыкли их видеть. Виной тому не только время и воздействие окружающей среды. Эти произведения создавались при свете ламп и свечей, мы же рассматриваем их при свете электричества. Поэтому, для того, чтобы правильно оценить предмет, следует поместить его в атмосферу, характерную для периода создания этого предмета.
Для Мишеля Пастуро цвет, в первую очередь, явление социальное. У меня сложилось впечатление, что черный оказался самым влиятельным цветом в социальном плане. Черный - цвет протестантизма, идеи которого служат основой европейской культуры. Он доминирует в мужском гардеробе после "Великого мужского отказа", а следовательно, является цветом власти и силы. Черный - цвет траура. Черный выбирают интеллектуалы и люди с ярко выраженным чувством стиля.



Мишель Пастуро
М.: Новое литературное обозрение", 2018
От издательства:
Исследование является продолжением масштабного проекта французского историка Мишеля Пастуро, посвященного написанию истории цвета в западноевропейских обществах, от Древнего Рима до XVIII века. Начав с престижного синего и продолжив противоречивым черным, автор обратился к дешифровке зеленого. Вплоть до XIX столетия этот цвет был одним из самых сложных в производстве и закреплении: химически непрочный, он в течение долгих веков ассоциировался со всем изменчивым, недолговечным, мимолетным: детством, любовью, надеждой, удачей, игрой, случаем, деньгами. Только романтики разглядели его тесную связь с природой, что остается актуальным до наших дней, когда зеленому, теперь цвету здоровья, свободы и надежды, поручена высокая миссия спасти планету.

От себя:
Зеленый – мой любимый цвет. Мне всегда казалось, что он самый позитивный, может быть, иногда скучный (тоска зеленая), но, без сомнения, положительный. Насколько же удивительно было узнать, что на протяжении долгого времени зеленый считался негативным цветом и ассоциировался с ядами, обманом, колдовством и дьявольскими силами. Тогда-то я и вспомнила, что зелья и ведьмы в классических мультфильмах Disney всегда зеленые😃 Ещё удивительнее было то, что зеленый стал цветом позднее остальных. Его просто не замечали, в восприятии человека он никак не мог отделиться от природной зелени, которой было много вокруг. Только в XX веке зеленый начал ассоциироваться с экологией, гигиеной и здравоохранением. Книга о зеленом, пожалуй, стала для меня самой запоминающейся из «цветного» квартета Мишеля Пастуро. 



Мишель Пастуро
М.: Новое литературное обозрение, 2019
От издательства:
«Красный» - четвертая книга М. Пастуро из масштабной истории цвета в западноевропейских обществах. Благородный и величественный, полный жизни, энергичный и даже агрессивный, красный был первым цветом, который человек научился изготавливать и разделять на оттенки. До сравнительно недавнего времени именно он оставался наиболее востребованным и занимал самое высокое положение в цветовой иерархии. Почему же считается, что красное вино бодрит больше, чем белое? Красное мясо питательнее? Красная помада лучше других оттенков украшает женщину? Красные автомобили - вспомним «феррари» и «мазерати» - быстрее остальных, а в спорте, как гласит легенда, игроки в красных майках морально подавляют противников, поэтому их команда реже проигрывает? Французский историк М. Пастуро пытается ответить на эти и другие вопросы, разобраться, откуда такая безоговорочная вера в могущественный красный, и найти причины его постепенного исчезновения из нашей повседневной жизни.

От себя:
Красный оказался, на мой взгляд, самым противоречивым и разносторонним цветом из четырех, исследованных Мишелем Пастуро. В определенные периоды времени он одновременно являлся символом диаметрально противоположных вещей: веры (кровь Христа) и адского пламени, чистой любви и разврата, власти и отклонение от социальных норм. Красный – «дедушка» всех цветов, горячо любимый большинством традиционных культур. Для нас, русских людей, он имеет особое значение – это цвет нашей народной культуры (красный = красивый) и цвет Революции. Красный является знаком власти, смелости, опасности, страсти, жестокости, глобальных изменений и т. д. С точки зрения символики цвета Мишель Пастуро не рассказывает ничего особенно нового.  Мне хотелось бы найти в его исследовании чуть больше ответов на вопрос «Почему так сложилось?». Однако, предположу, что  в отношении такого сложного понятия как «цвет», не всегда возможно отыскать истоки тех или иных значений.

2 комментария:

  1. Давно мечтаю прочитать эти книги! Давно в закладках на "читайгороде" лежат.

    Сложно ответить на вопрос: какие у меня любимые цвета. Каждый цвет прекрасен. Для себя обычно выделяю синий, зеленый — одежды таких цветов у меня больше всего. Но также я люблю строгий черный и дерзкий красный, так как считаю эти цвета классическими.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Согласна, что определиться с любимым цветом не всегда просто. Лично у меня теория довольно сильно расходится с практикой:) Я очень люблю зеленый цвет, но в силу некоторых обстоятельств в моем гардеробе больше синих/голубых вещей, при этом мне очень хотелось бы сделать свой гардероб преимущественно черным, недавно возникла какая-то непреодолимая тяга к черной одежде.

      Удалить