среда, 17 июля 2019 г.

Библиотека журнала "Теория моды". Июнь

В июне я выбрала четыре книги, посвященные отдельным предметам гардероба: Валери Стил "Корсет", "Обувь: от сандалий до кроссовок", Екатерина Кулиничева "Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви", Клэр Хьюз "Шляпы". Издания оказались довольно пухлыми, поэтому чтение затянулось и "перевалило" за рамки июня. Теперь придется поднажать в июле, чтобы уложиться в норму чтения на месяц😒

Валери Стил
М.: Новое литературное обозрение, 2010
От издательства:
Пожалуй, корсет - самый неоднозначный из существующих предметов одежды. Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до ХХ века он оставался обязательной деталью модного женского платья, хотя многие воспринимали его как «орудие пытки» и видели в нем причину болезней. Почему же на протяжении четырех столетий женщины продолжали носить корсеты с ребрами из стали или китового уса? И почему, в конце концов, перестали? Обильно иллюстрированная (полноцветная печать по тексту) книга «Корсет» дает весьма любопытные и часто неожиданные ответы на эти вопросы. Известный историк моды Валери Стил исследует культурную историю корсета, развеивает мифы, которыми окружен этот культовый предмет одежды, делится новыми сведениями и под профессиональным углом зрения изучает, как менялся смысл ношения корсета на протяжении веков.

От себя:
Эту книгу я уже читала несколько лет назад, когда интересовалась модой рубежа XIX-XX веков. В книге рассматриваются темы, характерные для "корсетного" дискурса: здоровье и гигиена, мораль и мода, реклама и производство, эмансипация и традиции. Валери Стил рассказывает о том как появился и как эволюционировал этот предмет гардероба. Она акцентирует внимание на том, что корсет ошибочно ассоциируется только с женской одеждой, в разные исторические периоды мужчины также носили его, как из медицинских соображений, так и в погоне за модой. Много внимания автор уделяет эротической и фетишистской составляющей ношения корсета. Интересно, что именно в этой части автор развенчивает устоявшиеся "корсетные" мифы. Например, о тугой шнуровке, доводившей талию до 40 см. в обхвате. Такой результат, конечно, был возможен, но не в повседневности, а в среде энтузиастов утягивания и фетишистов

М: Новое литературное обозрение, 2013
От издательства:
"Обувь. От сандалий до кроссовок" - первая книга, в которой описана всемирная история обуви с древних времен до наших дней. Ведя своих читателей через сложный и многообразный мир обуви, авторы обращаются за примерами к обычаям и материальной культуре Европы, Америки, Азии и Африки. На страницах сборника затронуты самые разнообразные темы, связанные с обувью: эротический подтекст античных ремешков, ужас средневековых моралистов перед длинноносыми башмаками, роль обуви в религиозных ритуалах, эволюция мужского щегольства в XVIII столетии, процесс постфрейдовской сексуализации туфель, история высокого каблука, секрет экстраординарной популярности кроссовок и многое другое. Познакомится читатель и с дизайнерами обуви, ставшими культовыми фигурами в мире современной моды. В книге представлен богатый изобразительный материал из повседневно-практичного и сказочно-волшебного мира обуви.

От себя:
Сначала книга показалась мне сборником исторических и этнографических исследований, посвященных обуви. Здесь и античные сандалии, венецианские чопины, японские гэта, китайские "лотосовые туфельки" и шлепанцы африканского народа йоруба. Каждая из этих статей в результате оказывалась рассказом о статусе, социальном положении и борьбе за свои права. Книга предлагает разносторонний взгляд на обувь. Авторы касаются темы прогулок, военных действий и вопросов гигиены. 
Вторая половина книги показалась мне излишне (не хочу показаться ханжой) сексуализированной. Я немного утомилась от обилия фрейдизма и эротизма. Больше всего меня заинтересовала статья про образы обуви в искусстве XX века. Мне не приходило в голову, что обувь является предметом стольких художественных произведений. Вот несколько примеров: Винсент Ван Гог "Башмаки" (1886), Сальвадор Дали "Сюрреалистическая обувь" (1931), Рене Магритт ""Красная модель" (1935), Мерет Оппенгейм "Моя няня" (1936) и "Пара" (1956), Рой Лихтенштейн "Keds" (1961).


Екатерина Кулиничева
М.: "Новое литературное обозрение", 2019
От издательства:
Кроссовки давно стали не только феноменом современной моды, но и феноменом современной культуры, привлекательным и противоречивым одновременно. Книга историка спортивного дизайна и журналиста Екатерины Кулиничевой представляет собой попытку посмотреть на историю этого вида обуви не через историю брендов и моделей, а через ту роль, которую спортивная обувь играла и играет в культуре, через ее «культурную биографию», которая во многом определяет наше отношение к этому предмету гардероба. Именно эта биография находится в фокусе внимания автора. Кроссовки оказываются героями не только истории спорта и моды, но также истории повседневности, медицины и телесности, технических изобретений и промышленности, кино, музыки, субкультур и т. д. В числе героев книги не только бренды и спортсмены, но и режиссеры, музыканты и обычные потребители моды, принимающие или отвергающие кроссовки. Отдельное внимание уделяется кроссовкам как объекту коллекционирования.

От себя:
Я отношусь к кроссовкам довольно просто - покупаю пару и занашиваю до дыр, не разбираясь при этом в технологиях и тенденциях. В последнее время я стала замечать насколько  популярной и знаковой обувью кроссовки стали сегодня. Юноши и девушки покупают одни кроссовки для спортивных тренировок, а другие, чтобы заявить о себе, выразить свою точку зрения, быть узнанным среди тех кто "в теми". Думаю, что книга Екатерины Кулиничевой смогла объяснить мне "откуда ноги растут" у этой тенденции. Еще мой словарный запас пополнился двумя новыми словами - хайпбист (hypebeast) и сникерхед (sneakerhead)😄
Прошу прощения за избитую фразу, но... в этой книге каждый найдет что-то для себя. Например, М. очень был заинтересован главой "Кроссовки в популярной культуре: спорт, кино, музыка". Ведь в ней рассказывалось обо всём, что он так любит - футболе, скейтбординге и музыке в стиле гранж. Меня привлекли рассуждения о винтаже и коллекционировании. Тема кроссовок оказалось очень ностальгичной, мы вспоминали наши первые кроссовки, любимую спортивную обувь и события с ней связанные.
Были ли у вас "особенные" кроссовки, с которыми связаны приятные воспоминания?


Клэр Хьюз
М.: Новое литературное обозрение, 2019
От издательства:
Котелки, боливары, береты, шапо-бержер... Во второй половине XX века шляпы перестали быть непременной частью костюма, превратившись скорее в средство художественного самовыражения. Книга британской исследовательницы Клэр Хьюз - настоящий исторический справочник по шляпам: от роскошных модных шляп, которые носили при дворе Марии-Антуанетты, до экспериментов легендарных дизайнеров Филипа Трейси и Стивена Джонса. Почему мы пускаемся на поиски шляпы, если предстоит посетить скачки или свадебную церемонию? Почему члены королевской семьи появляются на публике в шляпах? Перед кем снимать шляпу? Когда и где? Автор посвящает читателя во все тонкости изготовления, практического использования и культурного осмысления разнообразных головных уборов в западном мире Нового времени. Изучение истории шляп позволяет по-новому взглянуть на классовые конфликты, гендерный этикет и особенности национальных традиций, раскрывает сложность культуры, в которой возник тот или иной стиль.

От себя:
Я прочла книгу на одном дыхании, за пару дней. Дело в том, что язык повествования довольно прост и доступен. Книга представляет собой увлекательный рассказ о шляпах для широкого круга читателей. В ней нет глубокого погружения в теоретические и философские аспекты бытования головных уборов. Скорее это социальная история шляпы - когда и почему появлялись, становились популярными и теряли свою привлекательность отдельные виды шляп. Автор рассказывает о повседневных, праздничных, профессиональных, спортивных головных уборах.  Исследование построено в основном на британском материале. Думаю, что это вполне закономерно. Британия имеет давние "шляпные" традиции и не забывает о них благодаря королевской семье, скачкам и свадебному дресс-коду. Книгу Клэр Хьюз можно еще назвать "литературной историей головных уборов",  потому что основную информацию она черпала из литературных произведений, периодики и частной переписки отдельных исторических периодов.

4 комментария:

  1. "Она акцентирует внимание на том, что корсет ошибочно ассоциируется только с женской одеждой, в разные исторические периоды мужчины также носили его, как из медицинских соображений, так и в погоне за модой", - ничего себе, даже не подозревала! Полагала, что это мужчины внедрили корсеты в женский гардероб, чтобы те страдали:D

    "Были ли у вас "особенные" кроссовки, с которыми связаны приятные воспоминания?" - да!)) Лет в 15 мне захотелось иметь яркие, вырвиглазные кроссовки. Вот чтобы никто такие не догадался купить. Маме изложила свои предпочтения, она поехала на базар (я жила в деревне, чтобы купить одежду, нужно ехать в соседний поселок) и купила мне красные кросы)) О боже, я была рада, носила их практически не снимая:D Сейчас я спокойнее в выборе расцветок стала, да))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Денди - лучший пример мужчины-модника, в гардеробе которого имелся корсет:)
      Думаю, что вполне может получиться целый сборник историй/воспоминаний о кроссовках, если вдруг задаться целью создания подобной книги. Я помню как у мамы в самом начале 90-х появились первые кроссовки. Они были белыми с розовым, и поразили меня совершенно. Во-первых, я никогда раньше не видела подобной обуви, во-вторых, сочетание розового с белым для обуви казалось совершенно нереальным))

      Удалить
  2. Здравствуйте, Варвара!
    Весьма любопытные книги! Совсем недавно я искала информацию о моде прошлых веков (в интернете), практически ничего не нашла (нового, всё такое избитое и сто раз перемусолененое).
    С удовольствием найду эти книги и прочитаю.
    У меня всегда беда с шляпками и шапочками.
    У меня говорят "слишком большая голова для женщины", поэтому найти женский вариант шляпки в готовом виде для меня нереально.
    Если нужно - делаю по спецзаказу.
    А кроссовки у меня как-то не приживаются в гардеробе.
    Мне больше нравится мягкий "кедовый" вариант. Или мокасины. Но это не для повседневной носки. Люблю классику.
    Спасибо за прекрасную темы для размышления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
      Спасибо за отклик) Чудесно, когда в современном мире женщины носят шляпы, даже несмотря на сложности, возникающие в процессе выбора.
      Я пока только привыкаю к мысли, что шляпа может быть повседневным предметом гардероба, и учусь носить их хотя бы в рамках ретро-показов мод. Этот головной убор совсем не прост, он требует некоторой дисциплины.

      Удалить