В июне я выбрала четыре книги, посвященные отдельным предметам гардероба: Валери Стил "Корсет", "Обувь: от сандалий до кроссовок", Екатерина Кулиничева "Кроссовки. Культурная биография спортивной обуви", Клэр Хьюз "Шляпы". Издания оказались довольно пухлыми, поэтому чтение затянулось и "перевалило" за рамки июня. Теперь придется поднажать в июле, чтобы уложиться в норму чтения на месяц😒
Валери Стил
М.: Новое литературное обозрение, 2010
От издательства:
Пожалуй, корсет - самый неоднозначный из существующих предметов одежды. Начиная с эпохи Возрождения и вплоть до ХХ века он оставался обязательной деталью модного женского платья, хотя многие воспринимали его как «орудие пытки» и видели в нем причину болезней. Почему же на протяжении четырех столетий женщины продолжали носить корсеты с ребрами из стали или китового уса? И почему, в конце концов, перестали? Обильно иллюстрированная (полноцветная печать по тексту) книга «Корсет» дает весьма любопытные и часто неожиданные ответы на эти вопросы. Известный историк моды Валери Стил исследует культурную историю корсета, развеивает мифы, которыми окружен этот культовый предмет одежды, делится новыми сведениями и под профессиональным углом зрения изучает, как менялся смысл ношения корсета на протяжении веков.
От себя:
Эту книгу я уже читала несколько лет назад, когда интересовалась модой рубежа XIX-XX веков. В книге рассматриваются темы, характерные для "корсетного" дискурса: здоровье и гигиена, мораль и мода, реклама и производство, эмансипация и традиции. Валери Стил рассказывает о том как появился и как эволюционировал этот предмет гардероба. Она акцентирует внимание на том, что корсет ошибочно ассоциируется только с женской одеждой, в разные исторические периоды мужчины также носили его, как из медицинских соображений, так и в погоне за модой. Много внимания автор уделяет эротической и фетишистской составляющей ношения корсета. Интересно, что именно в этой части автор развенчивает устоявшиеся "корсетные" мифы. Например, о тугой шнуровке, доводившей талию до 40 см. в обхвате. Такой результат, конечно, был возможен, но не в повседневности, а в среде энтузиастов утягивания и фетишистов
Эту книгу я уже читала несколько лет назад, когда интересовалась модой рубежа XIX-XX веков. В книге рассматриваются темы, характерные для "корсетного" дискурса: здоровье и гигиена, мораль и мода, реклама и производство, эмансипация и традиции. Валери Стил рассказывает о том как появился и как эволюционировал этот предмет гардероба. Она акцентирует внимание на том, что корсет ошибочно ассоциируется только с женской одеждой, в разные исторические периоды мужчины также носили его, как из медицинских соображений, так и в погоне за модой. Много внимания автор уделяет эротической и фетишистской составляющей ношения корсета. Интересно, что именно в этой части автор развенчивает устоявшиеся "корсетные" мифы. Например, о тугой шнуровке, доводившей талию до 40 см. в обхвате. Такой результат, конечно, был возможен, но не в повседневности, а в среде энтузиастов утягивания и фетишистов
М: Новое литературное обозрение, 2013
От издательства:
"Обувь. От сандалий до кроссовок" - первая книга, в которой описана всемирная история обуви с древних времен до наших дней. Ведя своих читателей через сложный и многообразный мир обуви, авторы обращаются за примерами к обычаям и материальной культуре Европы, Америки, Азии и Африки. На страницах сборника затронуты самые разнообразные темы, связанные с обувью: эротический подтекст античных ремешков, ужас средневековых моралистов перед длинноносыми башмаками, роль обуви в религиозных ритуалах, эволюция мужского щегольства в XVIII столетии, процесс постфрейдовской сексуализации туфель, история высокого каблука, секрет экстраординарной популярности кроссовок и многое другое. Познакомится читатель и с дизайнерами обуви, ставшими культовыми фигурами в мире современной моды. В книге представлен богатый изобразительный материал из повседневно-практичного и сказочно-волшебного мира обуви.
От себя:
Сначала книга показалась мне сборником исторических и этнографических исследований, посвященных обуви. Здесь и античные сандалии, венецианские чопины, японские гэта, китайские "лотосовые туфельки" и шлепанцы африканского народа йоруба. Каждая из этих статей в результате оказывалась рассказом о статусе, социальном положении и борьбе за свои права. Книга предлагает разносторонний взгляд на обувь. Авторы касаются темы прогулок, военных действий и вопросов гигиены.
Вторая половина книги показалась мне излишне (не хочу показаться ханжой) сексуализированной. Я немного утомилась от обилия фрейдизма и эротизма. Больше всего меня заинтересовала статья про образы обуви в искусстве XX века. Мне не приходило в голову, что обувь является предметом стольких художественных произведений. Вот несколько примеров: Винсент Ван Гог "Башмаки" (1886), Сальвадор Дали "Сюрреалистическая обувь" (1931), Рене Магритт ""Красная модель" (1935), Мерет Оппенгейм "Моя няня" (1936) и "Пара" (1956), Рой Лихтенштейн "Keds" (1961).
Вторая половина книги показалась мне излишне (не хочу показаться ханжой) сексуализированной. Я немного утомилась от обилия фрейдизма и эротизма. Больше всего меня заинтересовала статья про образы обуви в искусстве XX века. Мне не приходило в голову, что обувь является предметом стольких художественных произведений. Вот несколько примеров: Винсент Ван Гог "Башмаки" (1886), Сальвадор Дали "Сюрреалистическая обувь" (1931), Рене Магритт ""Красная модель" (1935), Мерет Оппенгейм "Моя няня" (1936) и "Пара" (1956), Рой Лихтенштейн "Keds" (1961).
Екатерина Кулиничева
М.: "Новое литературное обозрение", 2019
От издательства:
Кроссовки давно стали не только феноменом современной моды, но и феноменом современной культуры, привлекательным и противоречивым одновременно. Книга историка спортивного дизайна и журналиста Екатерины Кулиничевой представляет собой попытку посмотреть на историю этого вида обуви не через историю брендов и моделей, а через ту роль, которую спортивная обувь играла и играет в культуре, через ее «культурную биографию», которая во многом определяет наше отношение к этому предмету гардероба. Именно эта биография находится в фокусе внимания автора. Кроссовки оказываются героями не только истории спорта и моды, но также истории повседневности, медицины и телесности, технических изобретений и промышленности, кино, музыки, субкультур и т. д. В числе героев книги не только бренды и спортсмены, но и режиссеры, музыканты и обычные потребители моды, принимающие или отвергающие кроссовки. Отдельное внимание уделяется кроссовкам как объекту коллекционирования.
От себя:
Я отношусь к кроссовкам довольно просто - покупаю пару и занашиваю до дыр, не разбираясь при этом в технологиях и тенденциях. В последнее время я стала замечать насколько популярной и знаковой обувью кроссовки стали сегодня. Юноши и девушки покупают одни кроссовки для спортивных тренировок, а другие, чтобы заявить о себе, выразить свою точку зрения, быть узнанным среди тех кто "в теми". Думаю, что книга Екатерины Кулиничевой смогла объяснить мне "откуда ноги растут" у этой тенденции. Еще мой словарный запас пополнился двумя новыми словами - хайпбист (hypebeast) и сникерхед (sneakerhead)😄
Прошу прощения за избитую фразу, но... в этой книге каждый найдет что-то для себя. Например, М. очень был заинтересован главой "Кроссовки в популярной культуре: спорт, кино, музыка". Ведь в ней рассказывалось обо всём, что он так любит - футболе, скейтбординге и музыке в стиле гранж. Меня привлекли рассуждения о винтаже и коллекционировании. Тема кроссовок оказалось очень ностальгичной, мы вспоминали наши первые кроссовки, любимую спортивную обувь и события с ней связанные.
Были ли у вас "особенные" кроссовки, с которыми связаны приятные воспоминания?
Были ли у вас "особенные" кроссовки, с которыми связаны приятные воспоминания?
Клэр Хьюз
М.: Новое литературное обозрение, 2019
От издательства:
Котелки, боливары, береты, шапо-бержер... Во второй половине XX века шляпы перестали быть непременной частью костюма, превратившись скорее в средство художественного самовыражения. Книга британской исследовательницы Клэр Хьюз - настоящий исторический справочник по шляпам: от роскошных модных шляп, которые носили при дворе Марии-Антуанетты, до экспериментов легендарных дизайнеров Филипа Трейси и Стивена Джонса. Почему мы пускаемся на поиски шляпы, если предстоит посетить скачки или свадебную церемонию? Почему члены королевской семьи появляются на публике в шляпах? Перед кем снимать шляпу? Когда и где? Автор посвящает читателя во все тонкости изготовления, практического использования и культурного осмысления разнообразных головных уборов в западном мире Нового времени. Изучение истории шляп позволяет по-новому взглянуть на классовые конфликты, гендерный этикет и особенности национальных традиций, раскрывает сложность культуры, в которой возник тот или иной стиль.
От себя:
Я прочла книгу на одном дыхании, за пару дней. Дело в том, что язык повествования довольно прост и доступен. Книга представляет собой увлекательный рассказ о шляпах для широкого круга читателей. В ней нет глубокого погружения в теоретические и философские аспекты бытования головных уборов. Скорее это социальная история шляпы - когда и почему появлялись, становились популярными и теряли свою привлекательность отдельные виды шляп. Автор рассказывает о повседневных, праздничных, профессиональных, спортивных головных уборах. Исследование построено в основном на британском материале. Думаю, что это вполне закономерно. Британия имеет давние "шляпные" традиции и не забывает о них благодаря королевской семье, скачкам и свадебному дресс-коду. Книгу Клэр Хьюз можно еще назвать "литературной историей головных уборов", потому что основную информацию она черпала из литературных произведений, периодики и частной переписки отдельных исторических периодов.
От себя:
Я прочла книгу на одном дыхании, за пару дней. Дело в том, что язык повествования довольно прост и доступен. Книга представляет собой увлекательный рассказ о шляпах для широкого круга читателей. В ней нет глубокого погружения в теоретические и философские аспекты бытования головных уборов. Скорее это социальная история шляпы - когда и почему появлялись, становились популярными и теряли свою привлекательность отдельные виды шляп. Автор рассказывает о повседневных, праздничных, профессиональных, спортивных головных уборах. Исследование построено в основном на британском материале. Думаю, что это вполне закономерно. Британия имеет давние "шляпные" традиции и не забывает о них благодаря королевской семье, скачкам и свадебному дресс-коду. Книгу Клэр Хьюз можно еще назвать "литературной историей головных уборов", потому что основную информацию она черпала из литературных произведений, периодики и частной переписки отдельных исторических периодов.
"Она акцентирует внимание на том, что корсет ошибочно ассоциируется только с женской одеждой, в разные исторические периоды мужчины также носили его, как из медицинских соображений, так и в погоне за модой", - ничего себе, даже не подозревала! Полагала, что это мужчины внедрили корсеты в женский гардероб, чтобы те страдали:D
ОтветитьУдалить"Были ли у вас "особенные" кроссовки, с которыми связаны приятные воспоминания?" - да!)) Лет в 15 мне захотелось иметь яркие, вырвиглазные кроссовки. Вот чтобы никто такие не догадался купить. Маме изложила свои предпочтения, она поехала на базар (я жила в деревне, чтобы купить одежду, нужно ехать в соседний поселок) и купила мне красные кросы)) О боже, я была рада, носила их практически не снимая:D Сейчас я спокойнее в выборе расцветок стала, да))
Денди - лучший пример мужчины-модника, в гардеробе которого имелся корсет:)
УдалитьДумаю, что вполне может получиться целый сборник историй/воспоминаний о кроссовках, если вдруг задаться целью создания подобной книги. Я помню как у мамы в самом начале 90-х появились первые кроссовки. Они были белыми с розовым, и поразили меня совершенно. Во-первых, я никогда раньше не видела подобной обуви, во-вторых, сочетание розового с белым для обуви казалось совершенно нереальным))
Здравствуйте, Варвара!
ОтветитьУдалитьВесьма любопытные книги! Совсем недавно я искала информацию о моде прошлых веков (в интернете), практически ничего не нашла (нового, всё такое избитое и сто раз перемусолененое).
С удовольствием найду эти книги и прочитаю.
У меня всегда беда с шляпками и шапочками.
У меня говорят "слишком большая голова для женщины", поэтому найти женский вариант шляпки в готовом виде для меня нереально.
Если нужно - делаю по спецзаказу.
А кроссовки у меня как-то не приживаются в гардеробе.
Мне больше нравится мягкий "кедовый" вариант. Или мокасины. Но это не для повседневной носки. Люблю классику.
Спасибо за прекрасную темы для размышления.
Здравствуйте, Ирина Валерьевна!
УдалитьСпасибо за отклик) Чудесно, когда в современном мире женщины носят шляпы, даже несмотря на сложности, возникающие в процессе выбора.
Я пока только привыкаю к мысли, что шляпа может быть повседневным предметом гардероба, и учусь носить их хотя бы в рамках ретро-показов мод. Этот головной убор совсем не прост, он требует некоторой дисциплины.