вторник, 28 апреля 2020 г.

Visavuori. Мастерская художника

Предлагаю продолжить путешествие по музею-усадьбе скульптора Эмиля Викстрёма Висавуори. С первой его частью - жилым домом семьи Викстрём - можно познакомиться здесь. Пришло время полюбоваться мастерской скульптора. 


Значимым событием для Эмиля Викстрёма стала победа в конкурсе на выполнение скульптурной композиции для фронтона Дома сословий (1893). Вслед за этим он начал получать крупные государственные и частные заказы. Среди них памятники Элиасу Лённроту и Й. В. Снелльману в Хельсинки, Микаэлю Агриколе в Выборге, Закариасу Топелиусу в Ваасе. Эмиль Викстрём вскоре стал известным в Финляндии скульптором со стабильной работой и доходом. На средства, полученные от выполнения монументальных работ, он построил усадьбу Висавуори.

Центральный вокзал Хельсинки. Архитектор: Элиэль Сааринен, Год постройки: 1904-1914
Гранитные фигуры Исполинов со светильниками - Эмиль Викстрём

Национальный музей Финляндии (Хельсинки). Архитектор: Г. Гезеллиус, Э. Сааринен, А. Линдгрен. 
Год постройки: 1905-1910. Гранитная скульптура медведя - Эмиль Викстрём.

После пожара, уничтожившего в 1896 году первый дом в усадьбе Висавуори, по проекту Эмиля Викстрёма было возведено два новых здания: Верхний дом для семьи Викстрём и мастерская для самого скульптора. Строительство жилого дома было завершено в 1902 году, а первой части мастерской - в 1903 году. В течение следующих нескольких лет к мастерской была пристроена так называемая новая студия, зимний сад и хоры для органа. Все изменения и дополнения были завершены к 1912 году.


Здание мастерской построено в духе национального романтизма. В его облике соединились черты, характерные для традиционной архитектуры Финляндии. Цокольный этаж оформлен массивной кладкой из дикого камня, напоминающей о средневековых крепостях и замках. Островерхая крыша похожа на высокие А-образные крыши средневековых финских церквей. В качестве кровли использована традиционная деревянная черепица (гонт). Круглая башня мастерской напоминает мельницу. Здание было построено из кирпича, вероятно, для того, чтобы избежать повторного пожара. С другой стороны, кирпич, дерево и необработанный камень были излюбленными материалами в эпоху национального романтизма. В этом отразилось увлечение художников природой, традиционной архитектурой, фольклором, народным творчеством, историей своей страны. Красной крышей, желтыми отштукатуренными стенами, прихотливостью форм мастерская Висавуори напоминает усадьбу Виттреск.

На лужайке перед мастерской стоит бронзовая скульптура Эмиля Викстрёма,
изображающая героя Калевалы" Вяйнямёйнена, 1907-08 гг.

Между окошками на башне находится маска - это копия "Весенней маски" скульптора Нильса Хансена Якобсена, близкого друга Эмиля Викстрёма. 
На территории Висавуори находится еще несколько работ хозяина усадьбы, среди них вот такой медведь

Висавуори - это прелестная фантазия, многие черты которой, характерны для эпохи модерн. Здание мастерской несимметрично. Во-первых, оно стоит на пригорке и как бы "взбирается" наверх. Поэтому одна часть здания больше другой. Во-вторых, при проектировании здания Эмиль Викстрём руководствовался принципом "изнутри-наружу". Скульптор в первую очередь думал об удобстве планировка внутреннего пространства. Это и проявилось в асимметричности внешней композиции здания. Например, на фасадах мастерской много разных окон и окошек. Их формы и расположение кажутся довольно странными, пока ты не зайдешь в здание и не поймешь их значение для интерьера. 


На первом этаже мастерской Эмиля Викстрёма находится бронзолитейный цех. Это была первая в Финляндии бронзолитейная мастерская. Она давала скульптору возможность самостоятельно выполнять небольшие работы в бронзе, а также обучать этому ремеслу других. Считается, что Эмиль Викстрём был первым финном, научившимся искусству бронзового литья, которое до этого считалось секретным. Чтобы попасть в саму мастерскую скульптора, нужно подняться по лестнице на второй этаж.

Помещение бывшей бронзолитейной мастерской, а сейчас летнего кафе музея Висавуори


Рабочее помещение
Новая мастерская Висавуори стала многофункциональным пространством. Большое помещение, наполненное светом и воздухом, было спроектировано в соответствии с масштабами скульптурных работ Эмиля Викстрёма. Свет в рабочее помещение попадал через большое окно на северной стороне крыши. Темными зимними вечерами освещать его помогала яркая карбидная лампа, висящая на потолке. В рабочем помещении сохранился люк в подвал и лебедка, закрепленная на потолке. С их помощью в мастерскую доставляли материалы и перемещали крупные скульптуры. В центре рабочего помещения располагается большая двойная печь, внешний вид которой Викстрём позаимствовал у Лондонского Тауэра. На данные момент здесь выставлены эскизы монументальных работ, созданных Эмилем Викстёмом. 



Эмиль Викстрём в мастерской усадьбы Висавуори, 1913

Коридор
Главной чертой Эмиля Викстрёма было трудолюбие, даже когда он был ребенком, он не мог выдержать безделья. Несмотря на то, что работа скульптора сложна и требует много времени, Викстрём всегда находил место для хобби. Одним из множества его увлечений была фотография. В коридоре мастерской у скульптора была оборудована темная комната для проявки фотоснимков. Благодаря этому увлечению, сохранилось множество фотографий, на которых запечатлены члены большой семьи Викстрём, их родственники и друзья, а также неспешная жизнь усадьбы Висавуори.
Коридор мастерской Висавуори напомнил мне рабочее место моего папы в доме родителей. Деревянный верстак, множество разнообразных инструментом, к потолочным балкам прикреплены лыжи, здесь же хранится лодочный мотор.



Новая студия
Большой зал в противоположной части здания выполнял роль рабочего помещения, выставочного пространства и гостиной. Эмиль Викстрём был очень популярным скульптором-портретистом, в новой студии он принимал заказчиков и работал с моделями. В этой части мастерской хранятся камерные работы - лирические портреты членов семьи, бюсты известных личностей, работы с фольклорной тематикой.



Двери в новой студии декорированы витражами, на одном из которых изображена жена скульптора Алиса. Она стоит посреди снежной бури, но мечтает о красном южном солнце и синем Средиземном море. Три полосы за её спиной образуют флаг Франции, так как Алиса происходила из семьи швейцарских французов

Зимний сад
Садоводство было еще одним любимым хобби и лучшим способом расслабиться для Эмиля Викстрёма. Когда он занимался планированием участка Висавуори, то в северной части сохранил нетронутым природный облик этого места, а южную часть полностью преобразил. Были проложены песчаные дорожки, построена теплица, вскопаны грядки, высажены фруктовые деревья, кусты ягод, овощи и цветы. В роли садовода Викстрём любил эксперименты: он изучал литературу по садоводству и заказывал множество экзотических семян из заграницы. У него был особый интерес к скальным растениям, которые он называл "альпийскими". Работы в саду и на огороде всегда было много, поэтому Эмиль Викстрём нанимали батраков. Летом требовалась прополка и полив. В начале осени сбор урожая занимал несколько недель. Нужно было собрать и переработать ягоды, закатать в банки фрукты, выкопать и убрать овощи. Но и этого скульптору оказалось мало, к мастерской был пристроен зимний сад для разведения декоративных растений.


Слева: Эмалевое панно, подаренное художником Эриком О. В. Эрстрёмом на 50-летний юбилей Эмилю Викстрёму. На панно изображен сам Викстрём, стоящий у подножья башни своей мастерской. Он поливает виноград, наблюдает за цветением куста роз, а над его головой в синем небе сияет ковш Большой Медведицы

Справа: Эмалевое панно, выполненное художников Эриком О. В. Эрстрёмом, и встроенное в стену зимнего сада

Хоры для органа
Музыка всегда была важной составляющей жизни Висавуори. Эмиль Викстрём играл на флейте, его жена Алиса - на рояле и гитаре, а дочери - на скрипках. Брат Эмиля - Карл Густав - построил в мастерской Висавуори уникальный орган. Инструмент имел 6+1 регистров и работал с помощью специальной паровой машины, которая подавала в него воздух. 
Орган разместили на хорах, которые были личным, приватным пространство скульптора. Здесь в маленькой комнатке он мог отдохнуть во время работы. Отсюда же вела лестница на башню, где располагался телескоп. Астрономия была еще одной страстью скульптора. Эмиль Викстрём был членом Парижского астрономического общества. Когда он проектировал здание мастерской в Висавуори, то решил построить для наблюдения за звездами башню, купол которой стоял бы на колесах и раскрывался в любую сторону. К астрономии Викстрём относился очень серьезно, он вел дневник для фиксации событий, происходящих на звездном небе, выписывал журналы и читал книги по данной дисциплине.


Орган и подставка для телескопа в башне мастерской Висавуори

Вид из башни мастерской на Верхний дом и участок усадьбы Висавуори

Эмиль и Алиса Викстрём с дочерью Миеликки, зятем Аско Ивало и внучкой Ирмели возле здания мастерской Висавуори. Лето, 1930


✩✩✩
После смерти Эмиля Викстрёма в 1942 году усадьба Висавуори оставалась местом летнего отдыха для семьи скульптора. Помещения в здании мастерской часто сдавали в аренду другим художникам. К 1967 году усадьба Висавуори по инициативе наследников Эмиля Викстрёма превратилась в музей. 
Однако Висавуори продолжал навещать внук скульптора - художник-карикатурист Кари Суомалайнен. Он родился в 1920 году в семье Эстелли Викстрём и Юрьё Суомалайнена. Эмиль Викстрём был непререкаемым авторитетом для внука, который вслед за дедом окончил Рисовальную школу Финского художественного общества. Кари Суомалайнен работал в газетах, а в годы войны в Отделе пропаганды. Известность он получил благодаря карикатурам, созданным для крупнейшей газеты Финляндии "Helsingin Sanomat". В 1989 году Кари Суомалайннен подарил архив своих работ музею Висавуори. Для этой коллекции в 1990 году на месте бывшей оранжереи был построен выставочный павильон (павильон Кари).

Павильон Кари и карикатурный автопортрет Кари Суомалайнен - маленький черный человечек в шляпе😍



Использованы материалы:
1. Сайт музея Висавуори - www.visavuori.com
2. Пялви Мюллюля "Visavuori" (буклет)
3.Изображения и информация:

6 комментариев:

  1. Спасибо большое за экскурсию! Очень интересно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо! Рада слышать, что тебе понравился мой рассказ))

      Удалить
  2. Варвара! Изумительное виртуальное путешествие! Можно гулять по официальным сайтам, а для милее путешествие конкретного человека! Вернусь и рассмотрю неоднократно! Меня привлекают и дома, передаваемые по наследству и вот такие дома, созданные хозяином под себя, сохранённые и гостеприимно позволяющие впитать ауру конкретного места!
    Варвара! Показы ретро-моделей до карантина ещё были,расскажите, если есть возможность!
    Здоровья и удачи!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Благодарю! Да, дома построенные с большой любовью, да еще и творческими людьми, долго хранят приятную, теплую, добрую ауру. Вероятно, она и побуждает превращать такие дома в музеи, чтобы многие могли посетить их и зарядиться положительными эмоциями.
      До карантина был только один показ мод (к сожалению, я не смогла принять в нем участие). Постараюсь чуть позже о нем рассказать.
      Желаю вам всего самого доброго!

      Удалить
  3. Я порекомендую всем, кто ищет бизнес-кредит, господину Бенджамину, который помог мне с ссудой в четыре миллиона долларов для запуска моего бизнеса, и это было быстро. Получив у них кредит, было удивительно, насколько легко с ними было работать. безопасный. Это определенно был положительный опыт. Избегайте мошенников здесь и свяжитесь с г-ном Бенджамином Оном. 247officedept@gmail.com. WhatsApp ... + 19893943740. Если вы ищете бизнес-кредит.

    ОтветитьУдалить
  4. «Бенджамин Бриэль Ли всегда был очень профессионален, держал меня в курсе всего, что происходило. Если у меня были какие-либо вопросы, он всегда был готов ответить. Это была моя первая покупка дома, я мало что знал о процессе получения ссуды, он очень помог мне понять, о чем у меня есть вопросы. Мне очень понравилось работать с ним ».
    Он кредитный специалист, работающий с группой инвесторов, которые готовы профинансировать любой проект или ссудить вам любую сумму с очень низким процентом. Свяжитесь с Бенджамином Бриелем Ли, электронная почта: 247officedept@gmail.com Номер Whats-App: + 1-989 -394-3740.

    ОтветитьУдалить