четверг, 28 мая 2020 г.

Библиотека журнала "Теория моды". Февраль

Период самоизоляции не был успешным для меня и моего блога. Я ожидала, что вместе с появлением большего количества свободного времени повысится моя продуктивность. Реклама по телевидению и в Instagram уверяли, что самоизоляция это не "тюрьма", а время возможностей. Так и есть, не спорю. Но написание текстов и работа с компьютером превратились для меня в настоящую пытку. С началом самоизоляции пришла дистанционная работа, заключающаяся в поиске информации и написании постов для группы ВКонтакте. Все мои силы ушли на неё, до блога руки уже не доходили. Поэтому под конец мая я рассказываю о книгах, которые прочла в ФЕВРАЛЕ😅 
В подборку вошли книги, оставленные мой "на десерт": Ж. Липовецкий "Империя эфемерного. Мода и её судьба в современном обществе", "Мода и искусство". А также изданные в самом начале 2020 года: М. Пастуро "Дьявольская материя. История полосок и полосатых тканей", С. Дж. Винсент "Волосы: иллюстрированная история".


Жиль Липовецкий
М.: Новое литературное обозрение, 2012

От издательства:
В книге «Империя эфемерного: мода и ее судьба в современном обществе» (1987) Жиль Липовецкий размышляет о феномене моды, который, по мнению теоретика, служит универсальным механизмом, управляющим социальным целым, причем не только производством и потреблением вещей, рекламой, культурой, медиа, но и идеологическими и социальными изменениями. Липовецкий считает, что мы вступили в ту фазу существования демократических обществ, когда всё в огромной степени подчиняется обольщению и тому самому эфемерному, что вынесено в заглавие этой безусловно важной для модных штудий книги.

От себя:
Имя Жиля Липовецкого я узнала когда только начинала знакомиться с журналом "Теория моды". К его исследованиям достаточно часто обращаются другие авторы, пишущие о моде, его цитируют, на него ссылаются. Поэтому книга "Империя эфемерного" представлялась мне "источником высшего знания", требующим предварительной подготовки. И я не ошиблась. С "Империей эфемерного" у меня сложились те же отношения "люблю-ненавижу", что и с работой Энн Холландер "Взгляд сквозь одежду". Дело в том, что Липовецкий - философ и социолог, в книге он отводит значительное место вопросам политики, рекламы, общественным взаимоотношениям. Признаюсь честно, многое я совершенно не поняла (вероятно, я еще плохо подготовлена). Вторую часть книги (она называется "Современная мода") я прочла собрав волю в кулак, чтобы не бросить. 
В то же время "Империя эфемерного" подарила мне множество интересных открытий. Липовецкий подробно разбирает вопрос появления моды. Она возникла в результате целого ряда серьезных изменений в Средневековом обществе, включая перемены в христианском догмате. Внедрение большей свободы в понимание личности и её места в мире запустило процесс формирования феномена моды. Липовецкий утверждает, что мода - это, в первую очередь, индивидуализм и демократия. Не менее любопытными для меня стали главы, посвященные высокой моде и прет-а-порте, а также сравнению дизайна и моды (дизайн всегда связан с функцией вещи, а мода - с визуальной составляющей). Вывод: "Империю эфемерного" следует прочесть всем, кто интересуется теорией моды. Для меня знакомство с книгой превратилось в тернистый, но щедрый на знания путь. Думаю, что приобрету её для домашней библиотеки.


М.: Новое литературное обозрение, 2015

От издательства:
Сборник включает в себя эссе, посвященные взаимоотношениям моды и искусства. В XX веке, когда связи между модой и искусством становились все более тесными, стало очевидно, что считать ее не очень серьезной сферой культуры, не способной соперничать с высокими стандартами искусства, было бы слишком легкомысленно. Начиная с первых десятилетий прошлого столетия, именно мода играла центральную роль в популяризации искусства, причем это отнюдь не подразумевало оскорбительного для искусства снижения эстетической ценности в ответ на запрос массового потребителя; речь шла и идет о поиске новых возможностей для искусства, о расширении его аудитории, с чем, в частности, связан бум музейных проектов в области моды.

От себя:
Ох, это моя любимая книга во всей серии "Библиотека журнала "Теория моды". Я купила её сразу после издания в 2015 году и прочла, как говориться, запоем. Мой экземпляр "Моды и искусства" весь в закладочках и пометках. Вот Топ-3 моих любимых эссе из сборника "Мода и искусство".
Валери Стил "Мода". Автор рассуждает на довольно острую тему "является ли мода искусством?". Она руководствуется мнением представителей обеих сторон - модельеров, музейных кураторов и критиков. Мне показалось, что цель автора состояла не в поиске однозначного ответа на этот вопрос. Скорее она хотела дать нам услышать всё разнообразие мнений и осознать всю противоречивость темы.
Эйлин Рибейро "Живопись: преобразование искусства...". Тема эссе - одежда в искусстве. Автор рассказывает о том как изучаются предметы одежды, изображенные на живописных полотнах. Когда "нарисованные наряды" стали предметом интереса для ученых, занимающихся исследованием моды, искусства и культуры в целом. Эйлин Рибейро также показывает всю сложность и подводные камни этого метода.
Барбара Хайнеманн "Курирование выставки: искусство и мода". Автор описывает опыт организации выставки, посвященной одновременно моде и искусству. Примером стала выставка "Пересечения: где встречаются мода и искусство" в Музее дизайна Гольдштейн. В процессе организации выставки кураторы соотносили дизайнерские модели из коллекции музея и произведения искусства, источником вдохновения для которых была мода. Они стремились продемонстрировать изменчивость взаимоотношений между ними. Это эссе мене запомнилось, в блоге даже есть пост, созданный под впечатлением от него - "В погони за искусством".


Подробнее: https://www.labirint.ru/books/514168

Мишель Пастуро
М.: Новое литературное обозрение, 2020

От издательства:
Название этой книги звучит интригующе: неужели у полосок может быть своя история? М. Пастуро утвердительно отвечает на этот вопрос: их история, которую он прослеживает вплоть до конца XX века, полна самыми невероятными событиями. Каждая эпоха порождала новые практики и культурные коды, постоянно усложнялись системы значений, связанных с полосками как в материальном, так и в символическом плане. Во времена Средневековья полосатая одежда воспринималась как нечто низкопробное, возмутительное, а то и просто дьявольское. Во времена Возрождения и романтизма получили распространение «правильные» полоски - знаки праздников и символы свободы. Современная культура восприняла все практики и коды предыдущих эпох: «дьявольские» коннотации (полосатая одежда узников лагерей смерти) или сигнализирующие об опасности (зебра и другая разметка дорожного движения); полоски, связанные с гигиеной (постельные наборы и нижнее белье), спортом (профессиональная экипировка), игрой и т. д. Семиология полосок рассматривается Пастуро прежде всего в социальном контексте и служит лишь приближением к еще не написанной энциклопедии. Мишель Пастуро - французский историк-медиевист, профессор Практической школы высших исследований в Париже.

От себя:
Книжка-малышка от Мишеля Пастуро, автора серии "История цвета". С "Дьявольской материей..." я познакомилась ещё в 2013 году, когда она вышла в серии "Культура повседневности". Книга действительно не велика по объему (+/- 83 страницы), но насыщена информацией, как все исследования Мишеля Пастуро. Мне нравятся работы этого автора, он не погружается в омуты философии и рассуждений, а стремится расставить всё по своим местам. За кажущейся простотой и перечислительностью повествования скрывается долгая, кропотливая работа историка. Крупинка информации иногда бывает результатом долгих часов работы в архивах, музеях, библиотеках. Я верю, что в исследованиях Мишеля Пастуро нет места для субъективности, догадок и недостоверной информации. При этом его книги действительно увлекательны и лишены научной сухости. Что касается полосок, на протяжении столетий отношение к ним было крайне неоднозначным и переменчивым. Полосатая ткань прошла путь от маркера изгоя до символа детства. Удивительно, но и в современном мире одежда из полосатых тканей бросается в глаза и привлекает наше внимание. И если, скажем, ткань в горошек воспринимается нами как что-то традиционное, милое, положительное, то полоска всегда балансирует на грани между добром и злом (вызовом, стилем, провокацией).


Сьюзан Дж. Винсент
М.: Новое литературное обозрение, 2020

От издательства:
Волосы - пожалуй, наиболее яркий пример двойственного положения тела в культуре: это биологическая материя, обладающая определенными физическими свойствами, но в то же время социальный атрибут, важнейшая часть идентичности человека. Сьюзан Винсент исследует сложные переплетения смыслов, связанных с этой частью человеческого тела, прослеживает универсальные основания и специфические техники ухода за волосами в западной культуре XVII–XX веков, становление и трансформацию профессий, имеющих отношение к этому предмету, политические аспекты причесок и всепобеждающую власть социальных норм в отношении к внешности. Сьюзан Дж. Винсент - историк культуры, научный сотрудник Центра Ренессанса и раннего модерна Университета Йорка.

От себя:
Эту книгу я бы назвала "социальной историей" волос. Автор рассказывает об отношении общества к волосам на разных частях женского и мужского тела. Можно представить моду, касающуюся волос, в виде волнообразной линии, где нижняя точка - это длинные волосы, а верхняя - короткие. Диаграмма моды на прически долгие столетия стремилась к прямой линии, но с началом XX века амплитуда и частота её изгибов всё больше возрастала. От пышных причесок "Бандо" и "Сахарет" в начале века до стрижки "Боб", от идеальных причесок "волосок к волоску" в середине века к длинноволосым хиппи. Своя "косинусоида моды" есть у бород - от идеально выбритых подбородков до ухоженных, напомаженных "кустов" на мужском лице. И даже в отношении волос, покрывающих более интимные части тела человека, взгляды неоднократно менялись: от принятия к уменьшению, от тотального удаления к борьбе за их существование. И все эти перепады модной кривой не проходили незамеченными для общества. Многие из них вызывали жаркие споры и даже политические баталии. Причина в особой остроте восприятия человеком его волосяного покрова.  Посягательство на волосы всегда воспринимается болезненно (стрижка преступников как часть наказания), а желая изменить что-то в своей жизни, в первую очередь, отражается в новой прическе.

4 комментария:

  1. Варвара! Спасибо! Не подозревала,до Ваших публикаций, о столь интересных и увлекательных экскурсах в историю моды. Наши библиотеки не столь богаты, встретить можно редко. Спасибо за удовольствие!
    Счастливо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Большое спасибо за ваше внимание к моему блогу и за ваши добрые комментарии! Рада, что смогла заинтересовать вас и доставить удовольствие рассказом о книгах.

      Удалить
  2. Я порекомендую всем, кто ищет бизнес-кредит, господину Бенджамину, который помог мне с ссудой в четыре миллиона долларов для запуска моего бизнеса, и это было быстро. Получив у них кредит, было удивительно, насколько легко с ними было работать. безопасный. Это определенно был положительный опыт. Избегайте мошенников здесь и свяжитесь с г-ном Бенджамином Оном. 247officedept@gmail.com. WhatsApp ... + 19893943740. Если вы ищете бизнес-кредит.

    ОтветитьУдалить
  3. «Бенджамин Бриэль Ли всегда был очень профессионален, держал меня в курсе всего, что происходило. Если у меня были какие-либо вопросы, он всегда был готов ответить. Это была моя первая покупка дома, я мало что знал о процессе получения ссуды, он очень помог мне понять, о чем у меня есть вопросы. Мне очень понравилось работать с ним ».
    Он кредитный специалист, работающий с группой инвесторов, которые готовы профинансировать любой проект или ссудить вам любую сумму с очень низким процентом. Свяжитесь с Бенджамином Бриелем Ли, электронная почта: 247officedept@gmail.com Номер Whats-App: + 1-989 -394-3740.

    ОтветитьУдалить