Непредсказуемый март - это начало весны и Международный женский день. Кроме того, в этом месяце почти 95 лет назад на свет появилась чудесная женщина - моя бабушка Елизавета Семеновна Петрова (Поудияйнен). Исследуя её жизненный путь, можно изучать историю нашей Родины в XX веке, так ясно отразились события жизни страны на судьбе Елизаветы Семеновны. Уже 15 лет бабушки нет с нами, и мне жаль, что я многого не успела у неё узнать, многому научиться. Сегодня мы стараемся зафиксировать воспоминания о ней, сохранить бабушкины вещи, которым раньше не придавали значения, - сберечь осколки её истории.
Наряд из кремового крепдешина с зелено-коричневым цветочным узором был сшит у портнихи в начале 1950-х годов. Платье отрезное по линии талии, низ лифа спереди оформлен в виде двух выступающих уголков. Подрез со сборкой от бокового шва создает под грудью две вытачки, акцентирующие внимание на женственных формах владелицы платья. От линии плечевого среза заложены три частично застроченные складки, они также помогают дамам с маленькой грудью создать дополнительный объем. Перечисленные мной элементы лифа характерны для западной моды середины 1940-х годов, которая (возможно, с трофейными платьями) докатилась до среднестатистической советской женщины только к началу 1950-х. Дополняют женственный силуэт объемные втачные рукава на манжетах и широкая юбка-шестиклинка.
Образцы платьев 1940-х годов с выкройками
В качестве фона для фотографий я выбрала два здания-ровесника бабушкиного платья. Жилой дом Московский пр., 75/Красуцкого ул., 1 архитекторы Климентов М.Я. и Тихонов Л.Н., 1957 г. (Сталинский неоклассицизм). Сквозь эти высокие, забытые, старые двери когда-то должны были проходить женщины в таких же нарядах, как у Елизаветы Семеновны. Платье бабушки, хоть и сохранило форму, но несет на себе следы времени и распада - разошедшиеся швы, коричневые пятна старения, сечение ткани. Двери дома на Московском пр., 75 также берегут еще свое величие, но ветшают, оставленные всеми.
В этом доме в 1958-1970 годах жил актер театра и кино Иннокентий Михайлович Смоктуновский. "После того как город выделил жилье, Иннокентий Смоктуновский, Лариса Светлова и я получили по комнате в замечательной квартире на Московском проспекте" (Воспоминания актрисы Н.В. Васильковой из книги "Георгий Товстоногов. Собирательный портрет: Воспоминания. Публикации. Письма". - СПб.: Балтийские сезоны, 2006).
Второе здание - это "Дом текстилей" Московский пр., 79 архитекторы Ильин Л.А. и Арнольд А.М. 1938-1941, 1951 г. (Сталинский неоклассицизм). Здание предназначалось для рабочих текстильной фабрики на Обводном канале, от этого и получило свое название. Широкий двор (курдонер) "Дома текстилей" украшает ваза, повторяющая порфировую вазу Летнего сада.
В этом доме жили Сергей Юрьевич Юрский и Наталья Максимовна Тенякова: "И на Московском же последний мой ленинградский адрес. Это поближе к центру - напротив гастронома "Здоровье". Тут бросили мы якорь с Наташей Теняковой. Здесь родилась наша дочь Дарья. Здесь, бывало, засиживались допоздна, оставались ночевать и продолжали наутро бесконечные споры-разговоры Белла Ахмадулина, Илья Кабаков... Отар Иоселиани..." (Сергей Юрский "Игра в жизнь". - М.: АСТ, Астрель, 2008).
Удивительным образом сохранился этот наряд, возможно, первый в бабушкином послевоенном гардеробе, он стал символом новых времен и наступившего семейного равновесия. Моя мама (дочь Елизаветы Семеновны), родившаяся в 1953 году, помнит несколько других бабушкиных праздничных платьем (они давно канули в небытие), но никогда не видела это платье надетым. Оно всегда занимало место в шкафу, не было забыто при переезде, избежало перешива и дожило до сегодняшнего дня. Быть может, особые воспоминания и переживания, связанные с ним, спасли наряд от исчезновения?
Милая деталь - маленькие пуговки и петельки на боковом шве платья
Комментариев нет:
Отправить комментарий