среда, 4 января 2017 г.

Модный юмор из 1900 года: Часть 1.

В середине лета мне посчастливилось поработать с годовой подшивкой журнала "Шут" за 1900 год. Это художественное издание с карикатурами выходило в Петербурге с 1879 по 1914 год. Журнал наполнен анекдотами, юмористическими сценками, зарисовками, рассказами, стишками и куплетами, но самым интересным являются крупные цветные иллюстрации, от которых так и веет духом начала века (стилем модерн). В издании ведется обзор общественной жизни, злободневных событий политики и культуры, городских слухов и новостей из провинции. Внимание авторов журнала "Шут" в 1900 году привлекла Англо-бурская война, Ихэтуаньское восстание в Китае, политика Турции, строительство в Петербурге, медицина, проблема некачественных продуктов, высокая стоимость топлива и многое другое. "Шут" рассказывает о Петербурге с его традициями, событиями, изменениями, перенося читателя в начало XX века, много нового открывая о родном городе.
Мое внимание привлекли шутки о моде, а точнее их большое количество. В журнале не только подтрунивают над современной манерой одеваться и пользоваться косметикой, но и через предметы одежды раскрывают различные общественные проблемы (семейные взаимоотношения, отдых, погода, бытовые вопросы). Некоторые "сарториальные" анекдоты возрождают давно позабытые петербургские традиции, события, имена. 
В первой части обзора "модных" шуток из журнала "Шут" я предлагаю Вам улыбнуться, познакомившись со взглядом современников на стиль начала века. Пышность декора, ширина шляп, новые формы верхней одежды - вот, что попадает в поле зрение авторов "Шута". Драматичный макияж первых актрис немого кино (вспомним образ Веры Холодной) вызывает смех и возмущение, как и популярность рыжих оттенков волос. 
Успеть за быстрыми изменениями моды и расстаться с кругленькой суммой денег женщине всегда поможет портниха (клиентка же без боя ничего не отдаст). Но больше, чем официальная мода "раздражает" проблема реформы одежды. Многочисленные гигиенические выставки стремятся популяризировать западную идею отказа от корсета, тугой шнуровки и декоративной чрезмерности костюма. И потворствуют тому художники-декаденты. Их "упадническое" искусство, становится модным, дамы подражают героиням их полотен, шьют платья невообразимых цветов и фасонов (даже в "русском стиле"). Однако ветреность женщин спасает их серьезного увлечения искусством. 
Современная мода
***
Вчера я была на Крестовскомъ. Поѣхала нарочно, чтобы заранѣе выбрать себѣ туалетъ для скачекъ. Крестовскiй садъ, мнѣ говорили, разсадникъ законодательницъ модъ.
Ни одного подходящаго для себя туалета не нашла. Эти обтянутыя юбки изъ кусочковъ и подрясники вмѣсто пальто положительно привели меня въ отчаянiе. Отъ моего дѣдушки остался сѣрый драповый халатъ; рѣшила, слѣдуя модѣ, обратить его въ модное дамское пальто; звала совѣтоваться портниху, - та пришла въ положительный восторгъ, говоритъ, что ничего не надо перешивать, только надо почистить слегка, да пришить пуговицы величиною въ блюдечко, и тогда это будетъ просто парижская модель. Отдала его ей.
Теперь шляпа... Это вопросъ! Денегъ у меня не много. Развѣ вотъ что: не надѣть ли мнѣ къ дѣдушкину халату бабушкину шляпу съ загнутыми полями, величиною съ полверсты? теперь мода - носить шляпы прошлаго столѣтiя.
Только вотъ что... уже нѣсколько лѣтъ, какъ эта шляпа брошена на чердакъ и въ ней каждую весну и осень котится моя любимая кошечка Мурка.
Пустяки! Почищу, прицѣплю цвѣты, и я увѣрена, что мой туалетъ обратитъ на себя вниманiе! Не буду отставать отъ модницъ, - для нихъ все равно что надѣть, лишь бы туалетъ кричалъ.
Я увѣрена, что бабушкина шляпа и дѣдушкинъ халатъ навѣрно закричатъ, только бы лошади не испугались меня и съ круга не сошли.
***
Была на Стрѣлкѣ; заката солнца не наблюдала, но за то видѣла много интереснаго.
Для того, чтобы быть популярной, надо каждый день успѣвать бывать въ нѣсколькихъ "популярныхъ" мѣстахъ: на Стрѣлкѣ, на скачкахъ, въ Акварiумѣ.
Для того, чтобы быть популярной, надо имѣть богатаго покровителя и хорошую портниху.
Или, обратно, надо имѣть раньше хорошую портниху, тогда найдется и богатый обожатель!
 Я хотѣла бы имѣть и то и другое. Сейчасъ смотрѣлась въ зеркало и нашла, что я мало-безобразна для того, чтобы на Стрѣлкѣ обратить на себя всеобщее вниманiе; думаю выкраситься въ огненно-самоварный цвѣтъ - послѣднее слово моды, на лицо вмѣсто пудры класть легкiй слой, едва замѣтный, конечно, шафрана, вокругъ глазъ провести синькой, ноздри раздуть, какъ скаковая лошадь, и смазать ихъ свеклой, оскалить зубы, искусать до припухлости губы, какъ признакъ страстности, двѣ-три темпераментныя морщинки у рта, и... фуроръ, фуроръ, фуроръ!

(Примечание: упоминается театр-сад "Аквариум", располагавшийся в 1886-1923 годах на месте домов по адресу Каменностровский проспект, 10-12. На сцене "Аквариума" проходили музыкальные вечера, оперетты, оперы, драматические спектакли.)
***
- Женя, радуйся: теперь мы у нашихъ мужей, кромѣ денегъ на булавочные расходы, еще и на косметическiе будемъ брать.
- Что ты, не ловко!
- Какая ты отсталая, мой другъ! "Не ловко"... Теперь мода, высшiй шикъ считается легкую косметику на лицо наводить.
- И дорого это стоитъ?
- Для мужей, конечно, дорого, для насъ - пустяки. Я тебя научу: щеки надо натереть свеклой, чтобы она лучше держалась, надо слегка на нее поплевать, вокругъ глазъ синькой, смѣшанной съ ваксой, или молотымъ кофе провести, - словомъ, наложить пикантную тѣневу подъ глазами...
- Губы?
- Губы лучше не мазать ничѣмъ, чтобы сдѣлать припухлыми и пикантными; самое лучшее, если не съ кѣм цѣловаться, то надо ихъ кусать... Потомъ всю физiономiю обсыпать картофельной мукой, и... твое лицо обязательно обратитъ на себя вниманiе всѣхъ!


                                                                Портные
- Другъ мой, тамъ пришла портниха,
Принесла съ собою счетъ...
Чтобъ у насъ все было тихо, - 
Учини ты съ ней расчетъ...

- Не бѣда, - пусть грянетъ буря, - 
Ни копѣйки денегъ нѣтъ!..
(Такъ, чело свое не хмуря,
Мужъ женѣ сказалъ въ отвѣтъ).
Пѣтушокъ.
***
Какъ-то прочла въ газетахъ, что Madame Зина беретъ платья на заказъ - по три рубля за фасонъ.
Я въ восторгѣ! Неслыханная дешевизна...
Иду въ Гостиный, накупаю матерiй сразу на дюжину платьевъ, везу къ ней...
Мы обѣ въ восторгѣ, она - отъ такой заказчицы, какъ я, я - отъ нея!
Платья сшиты. Носить ихъ нельзя!
Сидятъ... нѣтъ - они не сидятъ, а просто висятъ на мнѣ, какъ некатанныя простыни.
Фасонъ три рубля, но каждая пуговка, каждый простой крючекъ мнѣ обошлись около рубля.
Отъ такой дешевизны можно разинуть ротъ.
Дамы, как рыбки, легко ловятся на удочку.
Въ мастерской хитроумной Madame Зины стонъ стоитъ отъ заказчицъ. Просто отбою нѣтъ!
Но что запоютъ всѣ эти дамочки, познакомившись поближе съ этими тремя рублями за фасонъ!!.

***
- Шерочка, вы одѣваетесь по парижскому или вѣнскому шику?
- Дорогая моя, я одѣваюсь не по шику, а по средствамъ...
- Но вы же отдаете по какому-нибудь фасону шить ваши платья?
- Да ихъ шьетъ по своему фасону портниха. Самое трудное - найти в Петербургѣ хорошую прислугу и добросовѣстную портниху. Представьте, на-дняхъ мнѣ подала счетъ портниха, гдѣ даже записаны нитки...
- Ахъ, это еще что, мнѣ одна портниха написала счетъ за свои подметки.
- ?!
- Да, да... я, говоритъ, къ вамъ такъ долго ходила за долгомъ, что мнѣ два раза пришлось подкидывать подметки къ башмакамъ.
- Какова дерзость!
- Не говорите!
- Ужасно трудно жить в Петербургѣ: въ долгъ не вѣритъ никто, въ разсрочку сколько угодно!
- А вы знаете, что такое разсрочка?!
- Нѣтъ; а что?
- Это... это паутина, въ которую мы, мухи, влетаемъ и запутываемся.



Реформа костюма
***
- Мишель, эта гигiеническая выставка женскихъ костюмовъ приводитъ меня в отчаянiе. Вообрази, благодаря ей входятъ въ моду какiе-то балахоны, платья безъ талiй, только съ какой-то вогнутой линiей въ серединѣ спины! Въ Вѣнѣ дамы пришли въ такое отчаянiе отъ новой моды, что, даже, нѣкоторыя лишили себя жизни. Къ чему жить, когда главная цѣль женщины - одѣваться по модѣ, станетъ синонимомъ - бытъ уродомъ.
- Моя дорогая, не приходи въ отчаянiе. Подумай, за то, сколько экономiи у тебя будетъ: вмѣсто портнихи, такiе балахоны можно будетъ самой шить изъ простынъ, одѣялъ и тому подобнаго. Вспомни: въ античный вѣкъ женщины не знали платьевъ въ талiю.
- Сравнилъ! Античный вѣкъ, и нашъ векъ... Античныя женщины въ простыняхъ вмѣсто платьевъ не знали ни шубъ, ни калошъ, ни теплыхъ юбокъ, а ты вообрази насъ, женщинъ нашего вѣка, въ античныхъ простыняхъ, въ калошахъ и ватныхъ юбкахъ, - это ужасно!
- Тогда самое лучшее каждой женщинѣ носить костюмъ по своей спецiальности.
- То есть?
- Телеграфистки въ мундирахъ, доктора тоже...
- Ну, а мы, просто женщины, безъ спецiальностей?
- Вы... Вамъ придется тогда или всѣмъ записаться въ цехъ велосипедистокъ, или... ходить съ вогнутой линiей въ серединѣ спины!
- Нетъ, это ужасно! Мы, женщины безъ особой спецiальности, подадимъ петицiю въ Думу, monsieur Лелянову, пусть хоть онъ позаботится о насъ! Если Дума думает объ украшенiи и оздоровленiи столицы, то она обязана подумать объ ея лучшемъ украшенiи - о женщинахъ. Пусть сдѣлаютъ экстренное засѣданiе и... и придумаютъ намъ красивый и гигiеническiй костюмъ. 
- Ma cherie, ты забыла одно... что даже въ самомъ лучшемъ случаѣ, если госпожа Дума не оставитъ вашу петицiю безъ вниманiя, результаты получатся только въ томъ столѣтiи...
- Какъ это?
- Правило Думы: рѣшать спѣшныя дѣла не ранѣе, какъ черезъ сто лѣтъ.
***
- Шерочка, идемте заказывать новые корсеты.
- Что вы! что вы! Какъ можно, кто же теперь носитъ корсеты?
- Всѣ, рѣшительно всѣ!
- А гигiеническая выставка?..
- Доказала, что корсетъ необходимъ.
- Что вы, - даже лекцiи читаютъ о вредѣ корсета... вотъ, на дняхъ даже, докторъ Гензельтъ цѣлую лекцiю прочелъ и доказалъ...
- Что корсетъ носили, носятъ и будутъ носить всегда! Онъ въ своей лекцiи перечислилъ всѣ корсеты: бальные, дѣтскiе, для кормилицъ, утренiе, дневные, вечернiе, словомъ - на всякiй случай; теперь остается только прiобрѣсти корсеты для грудныхъ дѣтей и... для покойниковъ.

Лекцiя знаменитаго профессора
I.
- Вегетерiанская пища... ручной трудъ... отсутствiе узкой обуви и мягкiя сандалiи... корсетъ долой... гм... гм... ну, и все такое другое!..
- Браввво... Бррраво... Бисъ!
- Косметики долой!
- Тс... тс... раздаются крики и свистки.
II.
Петербургъ измѣнился.
Мясныя лавки закрыты; общество ѣстъ котлеты изъ капусты, сосиски изъ стручковъ, мороженое изъ гороха... пьетъ настоенный лукъ. Подъ влiяниiемъ этой пищи нравы смягчились: кафе-шантаны, рестораны, все исчезло; какъ по мановенiю ока испарились загородные сады. Вы нигдѣ не увидите дикихъ удовольствiй; катанiя на тройкахъ и т.п. звѣрскiя истязанiя животныхъ замѣнились ручнымъ трудомъ и гимнастикой; на всѣхъ площадяхъ вы увидите массу интеллигентовъ среди предметовъ мирнаго труда и гимнастики: биржевые зайцы бѣгаютъ взапуски, журналисты толкутъ мостовую, адвокаты кувыркаются на трапецiяхъ или жнутъ то, что посѣяли, гдѣ можно кассиры, банкиры, купцы, биржевики и проч., думскiе отцы ходятъ подъ барабанъ и т. п. 
Измѣнилось все.
По Невскому ежедневно весь бомондъ гуляетъ босикомъ, къ изумлению дворнiковь и вящшему удовольствiю собакъ. Талiи женщинъ распустились и колышутся при ходьбѣ, напоминая холодное изъ ножекъ; корсетъ сожгли публично на площадахъ, при большомъ стеченiи публики. 
Дамы занимались хозяйствомъ, нянчили дѣтей и бросили косметики...
Вру, вру... ничего подобнаго не было никогда... Да и не будетъ... да и не можетъ быть.
Я все это навралъ.
МА. - ма.
***
Вчера училась играть въ лоунъ-тенисъ.
Глупая игра.
Для нея требуется ловкость. Смѣшно, - развѣ можно требовать ловкости отъ петербургскихъ барышень и дамъ?!
Мы... мы, антръ ну суа ди, очень "ловки", но не для игръ, гдѣ надо быть безъ корсета, au naturel, а нас au naturel пугаются даже портнихи.

(Примечание: Павел Иванович Лелянов - предприниматель, городской голова от купеческого сословия, был известен множеством декларированных, но нереализованных планов по благоустройству Санкт-Петербурга. "Биржевой заяц" - маклер, "бегать взапуски" - бегать наперегонки. Лаун-теннис - игра на лужайке, на открытом воздухе.)



Искусство и мода
***
- Ma cherie, вы видали нынѣшнiя модныя шляпки декадентскiя?
- Ахъ, видала, очаровательныя!
- Да, безо всякаго фасона, но милы.
- Да, очень, очень милы, и можно ихъ носить какъ угодно.
- То есть какъ: "какъ угодно"?
- Задомъ напередъ, и обратно, на правый и на лѣвый бокъ и даже шиворотъ на выворотъ!
- Да, очень хороши. Отчего бы не придумать в панданъ к нимъ платья такiе же, чтобы можно было их носить задомъ на передъ и шиворотъ на выворотъ.
- Ахъ, как вы отстали!.. Да теперь самый послѣднiй крик моды - платье, сшитое такъ, что вы не знаете, какъ и съ которой стороны надо его надѣть! Одна модная фирма даже выпустила рекламу: платье-загадка! Заказчица, сумѣвшая разгадать, какъ надо такое платье надѣть, имѣетъ право на заказъ по удешевленной цѣнѣ себѣ такого же платья.
- Да?.. пойду непремѣнно его разгадать!
- И я.
- Шерочка, идемте вмѣстѣ!
- Съ восторгомъ!
Дамы тронулись в путь.
Сэръ Жако.
***
Художники жалуются, что въ Петербургѣ нѣтъ натурщицъ. Конечно, нѣтъ. Петербургъ - это культъ декадентской женской красоты.
Что такое декадентская женская красота? - это Яворская.
Один необычайно талантливый, но еще болѣе милый молодой поэтъ прозвалъ её "зигзаг".
Вотъ этотъ повсемѣстный "зигзаг" и есть женская декадентская красота. 
Молодыя, неопытныя драматички стараются выворачивать себѣ ноги, ломать руки, готовы даже, чтобы кто-нибудь сломал им ребра, только бы войти въ моду и тоже изображать изъ себя зигзагъ, но, увы! изъ этого пока ничего не вышло и литературно-художественный зигзагъ пока единственный в своем роде зигзагъ!
Серъ Жако.
***
Въ Поощренiи Художествъ какiя-то реформы.
Qu'est ce que, реформы?
Я думаю, это картины в новомъ стилѣ.
Ахъ, какихъ только нынче въ искусствѣ нѣтъ стилей!
Одинъ молодой художникъ выдумалъ новый стиль, - стиль иллюзiи.
Очень интересный стиль.
Онъ беретъ полотно, натягиваетъ его на рамку, краситъ въ одинъ цвѣтъ - и картина готова!
Осень онъ замазывает, то-бишь, рисуетъ сѣрой краской, лѣто - красной, зиму - бѣлой, весну - розовой.
И, знаете, смотришь, напримѣръ, на сѣрое выкрашенное осеннее полотно, и... и иллюзiя рисуетъ тебѣ всевозможныя картины.
Преинтересно!
Нѣсколько человѣкъ смотрятъ на одну картину, и каждый видитъ разное на ней!
Вчера мы: я, ma tante и ma cousine, любовались на его осеннiй сѣрый пейзажъ.
Я долго смотрѣла на сѣрое натянутое полотно, и вдругъ на самой серединѣ я увидѣла такую очаровательную осеннюю шляпку!
Ma cousine увидѣла модный осеннiй пальстронъ, а ma tante такъ ясно представила себѣ всѣхъ своихъ мопсовъ въ теплыхъ попонкахъ и башмачкахъ, что даже не выдержала, забылась и стала звать ихъ по именамъ.
Да, надо имѣть недюжинный талантъ - такъ живо изобразить все на полотнѣ, чтобы человѣк забылся, глядя на него.

Колокольчики.
Мода - это бичъ. Когда ей надоѣстъ хлестать модниковъ и модницъ, она возвращается къ старымъ.
Въ настоящее время поднятъ вопросъ о возвратѣ къ стариннымъ русскимъ одѣянiямъ. Хм... шитые кафтаны, малиновыя рубахи, сафьяновые сапоги, жемчуги и каменья... хорошо! чортъ возьми!.. Но... только откуда же брать средства на этотъ костюмъ? Впрочемъ каменья легко замѣнить фальшивыми, мѣхъ тоже, но... какой приметъ видъ такой яркiй костюмъ петербургской осенью?! Сафьяновые сапожки и шитый золотомъ голубой бархатный кафтанъ подъ петербургской осенней пудрой! Видъ интересный, не то мокрой курицы, не то щипаннаго утенка. Костюмъ Лентовскаго нѣчто среднее между кучерскимъ и фантазiей, какъ-то больше намъ къ лицу, теплѣе, удобнѣе, да и... и плетка, замѣняющая трость, не помѣха, а даже необходимость въ нашъ вѣкъ.

(Примечание: Яворская Лидия Борисовна - русская актриса, петербургская дива. Пальстрон - верхняя женская одежда.)

Использованы материалы из художественного журнала "Шут" за 1900 год:
№ 9, 11, 12, 14, 18, 19, 20, 23, 24, 25, 26, 36, 42, 43, 44, 45, 46, 49,  51, 52.

Комментариев нет:

Отправить комментарий