Июль и август я решила посвятить "русской теме" в серии книг Библиотека журнала "Теория моды". В июле я познакомилась с изданиями, так или иначе связанными с дореволюционной Россией - Кристин Руан "Новое платье империи. История Российской модной индустрии, 1700-1917", Ксения Бордериу "Платье императрицы. Екатерина II и европейский костюм в Российской империи", Мария Костюхина "Записки куклы. Модное воспитание в литературе для девиц конца XVIII - начала XX века", Инна Осиновская "Поэтика моды". Такой выбор оказался идеальным для летнего периода. Размышления о моде и русской истории подкрепились приятными впечатлениями от отпуска, проведенного в Туле, на берегах реки Оки и на любимой даче.
Кристин Руан
М.: Новое литературное обозрение, 2011
От издательства:
Монография Кристин Руан посвящена истории моды в России. Среди обширных источников этого исследования - государственные статистические отчеты, модные каталоги и журналы, документы первых швейных профсоюзов, исследования по истории костюма, а также литературные произведения и мемуары. "Новое платье империи" не просто знакомит читателя с развитием российской моды, но и вводит его в мир сложных социально-экономических, политических и культурных процессов в Российской империи. Так, например, автор не просто констатирует внешнее различие между европейской и русской одеждой начала XVIII века, а обращается к истинной причине решения Петра I "переодеть" Россию, в основе которого была в первую очередь идея экономической модернизации страны. В России создавалась своя легкая промышленность, и "новое платье империи" должно было стимулировать ее развитие.
Среди вопросов, затронутых Руан в её исследовании, - статус моды, модных журналов и магазинов, формирование культуры потребления, экономическое положение рабочих-швейников, приведшее к созданию первых швейных профсоюзов, "женский вопрос" и вопрос национальной идентичности, мода a la russe, захлестнувшая Париж после первых балетов антрепризы Сергея Дягилева, и многое другое. Широкий диапазон тем, а также богатейший иллюстративный материал придают книге поистине энциклопедический характер и делают её увлекательным чтением для самого искушенного читателя.
От себя:
На данный момент, пожалуй, это одна из любимых книг в серии Библиотека журнала "Теория моды". Я уже читала её лет 5 назад, а в июле освежила воспоминания. Несмотря на то, что в названии книги указаны временные рамки исследования "1700-1917", всё же большая часть посвящена XIX и началу XX века. В издании рассматриваются вопросы, которых касаются в большинстве книг о моде: потогонный труд, положение женщины в сфере производства одежды, торговля готовой одеждой, мода и мораль, журналы мод. Это подтверждает, что в России мода шла примерно теми же путями, что и европейская. Тем удивительнее звучат комментарии автора под некоторыми фотографиями конца XIX века, что изображенные на них люди "следят за модой", "выглядят по-европейски". А как ещё они должны выглядеть? Не хочу показаться придирой, но ряд замечаний и толкований автора только подчеркивает, что это зарубежный взгляд на Россию. Несмотря на это, в книге открывается множество интересных сторон моды. Например, русский стиль в одежде - каким он был в России, как его воспринимали современники, а не только европейская публика, увлеченная балетами Сергея Дягилева. Кристин Руан рассматривает и такие сложные темы, как черта оседлости, стачечное движение начала XX века, экономика и мода Первой мировой войны. Эта книга поможет читателю сформировать общее представление не только о развитии моды в Российской империи, но и связанных с этим общественно-политических явлениях.
От себя:
На данный момент, пожалуй, это одна из любимых книг в серии Библиотека журнала "Теория моды". Я уже читала её лет 5 назад, а в июле освежила воспоминания. Несмотря на то, что в названии книги указаны временные рамки исследования "1700-1917", всё же большая часть посвящена XIX и началу XX века. В издании рассматриваются вопросы, которых касаются в большинстве книг о моде: потогонный труд, положение женщины в сфере производства одежды, торговля готовой одеждой, мода и мораль, журналы мод. Это подтверждает, что в России мода шла примерно теми же путями, что и европейская. Тем удивительнее звучат комментарии автора под некоторыми фотографиями конца XIX века, что изображенные на них люди "следят за модой", "выглядят по-европейски". А как ещё они должны выглядеть? Не хочу показаться придирой, но ряд замечаний и толкований автора только подчеркивает, что это зарубежный взгляд на Россию. Несмотря на это, в книге открывается множество интересных сторон моды. Например, русский стиль в одежде - каким он был в России, как его воспринимали современники, а не только европейская публика, увлеченная балетами Сергея Дягилева. Кристин Руан рассматривает и такие сложные темы, как черта оседлости, стачечное движение начала XX века, экономика и мода Первой мировой войны. Эта книга поможет читателю сформировать общее представление не только о развитии моды в Российской империи, но и связанных с этим общественно-политических явлениях.
Ксения Бордериу
М.: Новое литературное обозрение, 2016
От издательства:
Ксения Бордэриу рассматривает моду последней трети XVIII века в связи с понятиями вкуса, здоровья и красоты, исследует приемы рекламирования моды и ее критики. Делая экскурс в историю придворного и городского костюма, автор приходит к выводу, что в становлении самобытного характера российской моды ключевую роль сыграла императрица Екатерина II. Уникальный стиль российского двора, сочетающий традиционную любовь к роскоши с установками императрицы на сдержанный и элегантный стиль одежды, формировал имидж страны за ее пределами. Автор прослеживает модные тенденции в контексте политических изменений эпохи и анализирует смену модных ориентиров российской знати в зависимости от исхода войн, конфигурации политических и коммерческих союзов. Книга помогает понять, почему российские издатели модных журналов и авторы сатир против моды и модников часто вдохновлялись иностранными образцами и как они творчески адаптировали иностранные тексты и изображения, перенося их в русскую культуру.
От себя:
Я испытываю особую тягу ко всему, что связано с культурой XVIII века. Думаю, что причиной тому стала насыщенная программа преподавания этого курса в университете. Мне посчастливилось слушать лекции самой Татьяны Валериановны Ильиной. Книга Ксении Бордериу словно вернула меня в студенческие годы.
Часть исследования автор строит на визуальном материале - картинах, иллюстрациях, гравюрах, отдельно рассматривает лубок. Книга переносит читателя в галерею дивных образов представителей "блистательного века Екатерины". Помимо изобразительного материала автор обращается к анализу литературных произведений, архивных документов и периодических изданий. Книга открывает множество интереснейших сторон культуры XVIII века. Среди них модные фасоны, на создание которых влияли политические и военные события с участием России. Первые русские журналы мод и их место среди европейских изданий. Исследование покупок, совершенных во Франции представителями российского двора. И конечно же, ни одна книга о моде не может обойтись без "морализаторства": кто такие щеголи и щеголихи, франты и франтихи, и за что же они достойны порицания. Таким образом, Ксения Бордериу создала динамичный образ XVIII века, показав изменения, которые происходили в моде и взглядах во второй половине столетия.
От себя:
Я испытываю особую тягу ко всему, что связано с культурой XVIII века. Думаю, что причиной тому стала насыщенная программа преподавания этого курса в университете. Мне посчастливилось слушать лекции самой Татьяны Валериановны Ильиной. Книга Ксении Бордериу словно вернула меня в студенческие годы.
Часть исследования автор строит на визуальном материале - картинах, иллюстрациях, гравюрах, отдельно рассматривает лубок. Книга переносит читателя в галерею дивных образов представителей "блистательного века Екатерины". Помимо изобразительного материала автор обращается к анализу литературных произведений, архивных документов и периодических изданий. Книга открывает множество интереснейших сторон культуры XVIII века. Среди них модные фасоны, на создание которых влияли политические и военные события с участием России. Первые русские журналы мод и их место среди европейских изданий. Исследование покупок, совершенных во Франции представителями российского двора. И конечно же, ни одна книга о моде не может обойтись без "морализаторства": кто такие щеголи и щеголихи, франты и франтихи, и за что же они достойны порицания. Таким образом, Ксения Бордериу создала динамичный образ XVIII века, показав изменения, которые происходили в моде и взглядах во второй половине столетия.
Инна Осиновская
М.: Новое литературное обозрение, 2016
От издательства:
Мода - не только история костюма, сезонные тенденции или эволюция стилей. Это еще и феномен, который нуждается в особом описательном языке. Данный язык складывается из «словаря» глянцевых журналов и пресс-релизов, из профессионального словаря «производителей» моды, а также из образов, встречающихся в древних мифах и старинных сказках. Эти образы почти всегда окружены тайной. Что такое диктатура гламура, что общего между книгой рецептов, глянцевым журналом и жертвоприношением, между подиумным показом и священным ритуалом, почему пряхи, портные и башмачники в сказках похожи на колдунов и магов? Попытка ответить на эти вопросы - в книге «Поэтика моды» журналиста, культуролога, кандидата философских наук Инны Осиновской.
От себя:
По ощущениям книга для меня разделилась на три части: собрание заметок о разных составляющих моды (гламур, роскошь); исследование сказочных персонажей, создающих предметы одежды (пряхи и башмачники); интервью с дизайнерами. Больше всех мне понравилась первая часть неожиданностью и оригинальностью своих сюжетов, например, параллелями между модой и едой и многообразной трактовкой "жизни" обычного шкафа. Вторая часть - это исследование темы жизни, смерти, судьбы и т. п. в существовании и деятельности сказочных героев. Довольно увлекательно читать работы, в которых с научной точки зрения рассматриваются любимые детские сказки. Третья часть является своеобразным продолжением второй. Она знакомит на с современными "башмачниками" (Стюарт Вайцман, Кристиан Лубутен) и "портными" (Умберто Ангелони, Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Денис Симачев) и предлагает послушать людей, с которыми у обычных читателей уже есть визуальные ассоциации. Если бы мне надо было парой слов выразить свои впечатления от книги, то я сказала бы - увлекательно и необычно.
От себя:
По ощущениям книга для меня разделилась на три части: собрание заметок о разных составляющих моды (гламур, роскошь); исследование сказочных персонажей, создающих предметы одежды (пряхи и башмачники); интервью с дизайнерами. Больше всех мне понравилась первая часть неожиданностью и оригинальностью своих сюжетов, например, параллелями между модой и едой и многообразной трактовкой "жизни" обычного шкафа. Вторая часть - это исследование темы жизни, смерти, судьбы и т. п. в существовании и деятельности сказочных героев. Довольно увлекательно читать работы, в которых с научной точки зрения рассматриваются любимые детские сказки. Третья часть является своеобразным продолжением второй. Она знакомит на с современными "башмачниками" (Стюарт Вайцман, Кристиан Лубутен) и "портными" (Умберто Ангелони, Вячеслав Зайцев, Валентин Юдашкин, Денис Симачев) и предлагает послушать людей, с которыми у обычных читателей уже есть визуальные ассоциации. Если бы мне надо было парой слов выразить свои впечатления от книги, то я сказала бы - увлекательно и необычно.
Марина Костюхина
От издательства:
Монография посвящена исследованию литературной репрезентации модной куклы в российских изданиях конца XVIII - начала XX века, ориентированных на женское воспитание. Среди значимых тем - шитье и рукоделие, культура одежды и контроль за телом, модное воспитание и будущее материнство. Наиболее полно регистр гендерных тем представлен в многочисленных текстах, изданных в формате «записок», «дневников» и «переписок» кукол. К ним примыкает разнообразная беллетристическая литература, посвященная игре с куклой. В кукольных «записках», как и во всей литературе для девиц, велика роль предметного мира: вещам и деталям туалета придается статус жизнеопределяющего и духовно значимого. Столь же говорящими являются наряд куклы, форма тела и выражение ее лица. Предлагаемое исследование предметно-вещевого мира в русской литературе для девиц конца XVIII - начала XX века - первый опыт в этой области.
От себя:
От себя:
Кукла - довольно противоречивый
персонаж. С одной стороны, она является спутником и другом девочки, в обращении
с игрушкой формируется характер ребенка. Кукла - своего рода «лакмусовая
бумажка», демонстрирующая какой хозяйкой и матерью в будущем будет девочка. С
другой стороны, с куклами принято сравнивать ветреных, пустых, кокетливых
девушек, которые довольно легко могут перейти в разряд «куколки» - игрушки для
мужчин. И в том, и в другом случае кукла служит воспитательным целям, как
пример правильного и неправильного поведения. Любимая девичья игрушка –
безмолвный наблюдатель и обличитель. Однако она контролирует не только ребенка,
но и всё его взрослое окружение. В детской игре, как в зеркале, отражается
повседневная жизнь, поведение родителей, атмосфера в доме. Читая эту книгу,
невольно откликаться на все призывы феминисток☹️ Сколько условностей и правил существует
в жизни женщины, даже маленькой. Шьешь кукле платья – плохо, потому что думаешь
о быстротечной и недостойной внимания моде, не шьешь кукле платья – какая же ты
будешь мать и хозяйка. Не играешь с куклой – ничему не научишься, играешь с
куклой – глупая и наивная. Однако приятного в этой книге намного больше, чем удручающего.
Одна из таких «приятностей» - иллюстрации. Например, среди них есть изображения листов
для вырезания с куклой и её гардеробом. Картинку можно отсканировать, вырезать
и с упоением играть дома с новой бумажной красавицей😉
Здравствуй, Варвара!
ОтветитьУдалитьСпасибо за такой прекрасный рассказ об интересных книгах.
У меня вопрос: насколько понятны будут эти книги "непрофессионалам"?
То есть тем,кто не изучал историю костюма?
Добрый день, Ирина Валерьевна!
УдалитьРада, что вам понравился мой книжный обзор. Думаю, что все книги доступны любому читателю. Книга о моде времён Екатерины II может показаться чуть более сложной, в ней мало иллюстративного материала и нужно постоянно обращаться за подсказкой к интернету) В некоторые части «Поэтики моды» нужно «вчитаться», но на мой взгляд, это как читать философский текст - главное поймать мысль автора.
Здравствуйте, Варвара! Эта серия книг, наверняка, Вами прочитана и изучена! А могли бы Вы порекомендовать какую-то из них, как "Книгу месяца" для наших читателей - http://serdzerasum.blogspot.com/2019/08/blog-post_10.html
ОтветитьУдалитьДобрый день, Людмила Фёдоровна!
УдалитьС удовольствием приму участие в вашем проекте и предложу свою "Книгу месяца")
Варвара! С удовольствием погрузилась в Ваш блог! Восхищение от таких интересных экскурсов в моду. Восхищена атмосферными фото, книжными обзорами и путешествиями! Люблю С.Петербург, визуально путешествую! Изумительные образы в нарядах из маминого гардероба! Спасибо! Буду читать дальше!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Людмила! Благодарю вас за добрые слова, мне очень приятно читать ваш комментарий. Надеюсь, что и дальше смогу поддерживать ваш интерес! Будем дружить блогами)
УдалитьЯ бы с удовольствием прочитала "Записки куклы". Очень люблю кукол)))
ОтветитьУдалитьДля вас с малышкой, эта книга может быть не только интересной, но и полезной:)
Удалить