суббота, 30 ноября 2019 г.

Библиотека журнала "Теория моды". Октябрь

Количество непрочитанных книг из серии Библиотека журнала "Теория моды" постепенно уменьшается. Оставшиеся издания я распределила по тематическим группам и в октябре за основу взяла самую провокационную книгу серии - Валери Стил "Фетиш: мода, секс и власть". К ней "в команду" были подобраны книги, названия которых хоть немного отсылают к наготе, телесности, эротике. Их оказалось не так много: Ребекка Арнольд "Мода, желание и тревога. Образ и мораль в XX веке", Энн Холландер "Взгляд сквозь одежду", Джоан Энтуисл "Модное тело". Как оказалась, нельзя судить о книжке не только по обложке, но и по названию. Внутри скрывалось немного иное содержание, чем представлялось в начале. Взгляните сами...


Валери Стил
М.: Новое литературное обозрение, 2014

От издательства:
Фетишизм ассоциируется с представлениями о "безумном" сексе, замешанном на нездоровом влечении к тем или иным предметам одежды или отдельным частям тела. Книга известного историка моды и блистательного куратора модных выставок Валери Стил выстроена таким образом, чтобы сосредоточить внимание читателя на взаимоотношениях между фетишизмом и модой. В первой главе автор дает возможность прозвучать разноголосице мнений о фетишизме. Вторая глава - это попытка ответить на вопрос, почему мода приобрела так много общего с фетишизмом. В следующих четырех главах Стил рассматривает отдельные предметы одежды и материалы, которые чаще всего превращаются в фетиши: корсет, туфли, сапоги, нижнее белье, кожу. Последняя и самая важная глава посвящена взаимодействию между модой, фетишем и воображением, которое автор исследует на примере "ансамблей", сыгравших наиболее значимую роль в контексте фетишистской субкультуры и в мире моды.

От себя:
Мы уже знакомы с книгой Валери Стил "Корсет", некоторая информация из неё повторяется в работе "Фетиш: мода, секс и власть". Автор называет своей главной целью желание продемонстрировать влияние фетишизма на мир моды. Однако мне показалось, что эта книга больше о фетишизме, чем о моде, которая выступает скорее дополнительным средством раскрытия основной темы. Вероятно, причина в том, что я ожидала более глубокого и разностороннего изучения вопросов моды. Визуальный опыт современного человека богаче, чем в 1996 году (время публикации книги). Сегодня нас не удивишь ботфортами, острыми шпильками, одеждой из кожи и винила, корсетами. Могу предположить, что в середине 90-х годов взаимосвязь модных тенденций и фетишистских предпочтений была не столь очевидна или адаптирована к повседневной жизни. Поэтому создается впечатление, что книга Валери Стил не открывает для нас ничего нового в области моды.
Но вот фетишизм рассматривается с совершенно разных сторон: разновидности, причины возникновения, моральные аспекты, взаимоотношения среди фетишистов и т. п. Ему посвящена львиная доля книги. Кроме того, автор периодически погружается в область психологии, хотя стремится этого избежать. Текст лишен "завуалированности", физиологические процессы называются своими именами, об этом тоже следует помнить, начиная знакомство с данной книгой.


Ребекка Арнольд
М.: Новое литературное обозрение, 2015

Подробнее: https://www.labirint.ru/books/5149

От издательства:
Книга Ребекки Арнольд посвящена конфликтам и противоречиям современной культуры, которые, по мысли автора, как в зеркале отразились в моде конца XX века. Основные темы исследования - статус и власть, жестокость и насилие, гендер и сексуальность. По мере того как соблазн и потребление заявляли о себе в качестве основных двигателей общества постмодерна, мода на пороге нового тысячелетия становилась все более зрелищной. Поиск все более захватывающих впечатлений приводил к тому, что роскошь наскучивала, сменяясь показной аскезой, эстетизацией бедности, болезни и упадка. И даже чувство фрустрации и отверженности наименее привилегированных групп общества, находившее выражение в узнаваемых субкультурных стилях, могло превратиться в привлекательный товар. Под натиском контрастных образов привычные представления о соотношении видимости и сущности, одежды и идентичности размывались, рождая беспокойство. Неотвратимая притягательность моды, как и вызываемые ею тревоги, во многом связана с тем, что именно здесь происходит трансформация представлений о норме и смещение границ допустимого - изменения, со временем распространяющиеся на общество в целом.

От себя:
Увлекательная, легкая книга, которую я прочитала на одном дыхании. Можно сказать, что на сегодняшний день исследование Ребекки Арнольд не только достигло совершеннолетия (книга издана в 2001), но и получило второе рождение, ведь оно строится преимущественно на материале 1990-х годов. Это десятилетие сейчас невероятно актуально и вдохновляет многих дизайнеров. Вспомним о недавнем возвращении моды на велосипедки, ободки, поясные сумки, варёные джинсы, стиль гранж и сериал "Друзья". Читая книгу, я часто искала в интернете изображения, упомянутые автором (к сожалению в данном издании не самые лучшие иллюстрации), и ловила себя на мысли, что многие из них выглядят очень современно. 
Мода отражает проблемы общества и воплощает связанные с ними страхи и тревоги людей. 1990-е годы были периодом крушения традиционных идеалов, временем культурной и экономической нестабильности. Многие социальных процессы, начавшиеся в середине XX века, обострились к 90-м годам. В этой атмосфере для одних мода становилась средством борьбы с происходящим (субкультуры), для других - символом долгожданных изменений (меньшинства), для третьих - угрозой сложившимся порядкам (сторонники традиционных взглядов). В любые времена мода соединяет не только жажду новшества, потребление, творчество, радость перевоплощения, но и непонимание, тревогу и борьбу.


Энн Холландер
М.: Новое литературное обозрение, 2015

От издательства:
Как возникает целостный образ одетого тела, модного и привлекательного, как пластика одежды перестает быть только знаком общественного положения и вступает в сложную игру с пластикой тела? Когда изображение идеального тела становится поводом для все новых экспериментов с одеждой? Энн Холландер (1930-2014) в своем тончайшем исследовании отвечает на вопросы, ставившие в тупик искусствоведов и историков культуры. Настоящее детективное расследование того, какая одежда на картинах была тогдашней модой, какая - данью традиции, какая - театральной драпировкой, а какая - вообще художественной условностью, невозможной в реальном трехмерном мире. Метафоры, образы, символы в одежде, противоречия языка европейского гуманизма, становление просвещенного взгляда на одежду, новые статусы тела в промышленную эпоху, толерантность и спортивная красота наших дней - вот темы, рассмотренные на высоте академического анализа, ставящие исследование Холландер в ряд важнейших научных трудов по истории европейской культуры.


От себя:
Скорее всего это покажется странным, но для меня "Взгляд сквозь одежду" - это самая увлекательная и самая утомительная книга из всех изданий серии Библиотека журнала "Теория моды". Пишу о том, что действительно чувствую. Среди неоспоримых плюсов - первые четыре главы книги. Я бы без колебаний включила их в список "обязательных к прочтению" для искусствоведов. Энн Холландер, как историк искусства, обращает внимание на детали, которым редко придают большое значение. Например, как влияет на восприятие картины размещенная на ней ткань/драпировка. Или что изображение обнаженного тела всегда несет на себе отпечаток моды, актуальной для времени создания художественного полотна. Чем обнаженность отличается от наготы. Удовольствие от чтения этой книги получаешь не только благодаря тематике, но и певучему языку повествования. Хотя иногда автор и позволяет себе довольно резкие высказывания в адрес некоторых произведений искусства.
Где-то после четвертой главы (лично для меня!) книга  превратилась во "всё обо всём". Какие только темы не затрагивает автор: статус модных дизайнеров, страх перед модой, эволюция моды, специфика изображения зеркал в живописи, костюм в кинематографе и литературе (эту часть очень рекомендую писателям и литературоведам) и т. д. Не отрицаю, что я сама виновата в непонимании. Вероятно, мне не удалось уловить основную идею, на которую, как на нить, нанизывается множество взаимосвязанных тем, исследованных автором. Быть может, мне нужно было просто сесть с блокнотом - читать и записывать, как это было с другой книгой Энн Холландер "Пол и костюм". Тем не менее у меня сложилось впечатление, что автор просто не хотел ни от чего отказываться и уместил в одну книгу все, о чем он хотел сказать по поводу связи моды и искусства (не только живописи, но и кино, фотографии, литературы).
Вывод: книга требует уважения и сосредоточенности. Она может стать уникальным проводником в мир искусства. У меня нет списка "Для повторного прочтения", но, пожалуй, я его заведу и первой в нём будет книга Энн Холландер "Взгляд сквозь одежду".


Джоан Энтуисл
М.: Новое литературное обозрение", 2019

От издательства:
Мода давно перестала быть маргинальным феноменом. В современном мире, где экономика движима идеями креативного и интеллектуального труда, диалог о моде приобретает все большую значимость. Английский социолог Джоан Энтуисл в книге «Модное тело» предлагает взглянуть на современное общество сквозь призму одежды. Анализируя исторические, социальные и антропологические функции моды в культуре, автор показывает, что мода играет решающую роль в формировании современной идентичности - через тело, гендер и сексуальность. В отличие от своих предшественников Энтуисл настаивает на неразрывной связи между телесностью и модой: именно одежда проявляет социальное измерение тела. Отмечая, что мода как феномен возникла в Европе, Энтуисл тем не менее утверждает, что одежда функционирует во всех культурах схожим образом, благодаря чему мода становится важнейшим элементом социального порядка во всем мире.

От себя:
Книга Джоан Энтуисл, пожалуй, самая "специализированная" в серии Библиотека журнала "Теория моды". Она во многом напоминает учебное издание или исследование, посвященное моде как предмету научных изысканий. В книге вы найдете определения основных понятий (мода, одежда, манера одежды и т. д.), историю изучения моды, обзор литературы, сравнение подходов к исследованию моды в разных науках (антропология, социология, культурология, психология). Автор касается основных тем, связанных с модой (гендер, идентичность, сексуальность, социальные изменения) - коротко и емко о самом главном. Кроме того, Джоан Энтуисл рассматривает не только вопросы потребления моды, но и производства (индустрия моды). 
"Модное тело", опубликованное в издательстве "Новое литературное обозрение" является вторым изданием книги, увидевшей свет в 1999 году. Для второго издания Джоан Энтуисл специально подготовила предисловие. В нём автор рассказывает о времени написания книги, о том, как складывалась ситуация в сфере изучения моды, и как всё изменилось за прошедшие годы. Мне показалось, что в этом повествовании присутствует элемент личного общения с автором, который делится с нами своими воспоминаниями, идеями и переживаниями. В предисловие Джоан Энтуисл также включает дополнения к главам первого издания. Она акцентирует внимание на новой литературе, новых взглядах и теориях, появившихся в последнее время. Мне кажется, что такой материал воспринимался бы легче в качестве послесловия. Довольно странно узнать сначала о том, что бы автор изменил и добавил в свою книгу, а потому уже обратиться к самой книге.


1 комментарий:

  1. «Бенджамин Бриэль Ли всегда был очень профессионален, держал меня в курсе всего, что происходило. Если у меня были какие-либо вопросы, он всегда был готов ответить. Это была моя первая покупка дома, я мало что знал о процессе получения ссуды, он очень помог мне понять, о чем у меня есть вопросы. Мне очень понравилось работать с ним ».
    Он кредитный специалист, работающий с группой инвесторов, которые готовы профинансировать любой проект или ссудить вам любую сумму с очень низким процентом. Свяжитесь с Бенджамином Бриелем Ли, электронная почта: 247officedept@gmail.com Номер Whats-App: + 1-989 -394-3740.

    ОтветитьУдалить