пятница, 29 декабря 2017 г.

Музей-усадьба Е.П. Щербова

Старинная английская пословица гласит: "Мой дом там, где моя шляпа". Можно вообразить, что именно об этом думал художник-карикатурист (и большой оригинал) Павел Егорович Щербов, когда обсуждал проект собственной будущей усадьбы с архитектором Степаном Самуиловичем Кричинским. В результате был построен совершенно необычный "Дом под шляпой", известный каждому жителю Гатчины. Проезжая на пригородной электричке между станциями "Татьянино" и "Гатчина Варшавская", каждый внимательный пассажир может увидеть этот дом, некогда укрытый хозяином крышей-шляпой.
Почти два года я мечтала побывать в музее-усадьбе П.Е. Щербова. И вот, одним погожим августовским днем моя мечта сбылась. Это был чудесный день - с хорошей погодой, длинной и увлекательной дорогой (обожаю рассматривать проплывающие за окном пейзажи), долгожданным посещением музея, визитом в Гатчинский дворец и парк.

О ранних годах жизни Павла Егоровича Щербова известно совсем немного - весь этот период, к сожалению, можно заключить в пару предложений. Родился 3 (15) июня 1866 годы в обеспеченной семье петербургского чиновника. Учился в частной гимназии Видемана, где "усвоил немецкий язык и любовь к иронической поэзии Генриха Гейне, а также к роману А. Дюма "Три мушкетера" (1).
- Павел Егорович Щербов. Фотография 1900 г.
- Портрет П.Е. Щербова. Рисунок художника П.Д. Бучкина.
- Щербов на Кавказе. Фотография начала XX века.

Осенью 1885 года Щербов поступил в Академию художеств, но уже спустя два года покинул её стены, потеряв веру в успешность её системы образования. Вместо этого Павел Егорович начал собирать своих друзей и знакомых по Академии на 10-й линии Васильевского острова - в стенах маленького деревянного домика, перешедшего к нему по наследству от отца. Под впечатлением от рассказа Френсиса Брет Гарта "Счастье Ревущего стана", эта веселая художественная коммуна так и стали называть себя - "Ревущий стан". Гости домика на Васильевском острове обсуждали события современной художественной жизни, спорили, читали книги и журналы, практиковались в рисунке и живописи, с головой погружались в увлечение фотографией. 
Образ жизни "Ревущего стана" запечатлен в воспоминаниях близкого друга П.Е. Щербова художника Александра Андреевича Чикикна: "Щербов посещал классы Академии не особенно усердно. Гипсовые головы не очень-то привлекали его. У себя в квартире он (Щербов) устроил нечто вроде вечерних классов. Куплена была большая, какую можно было достать тогда, керосиновая лампа и подвешена к потолку зала, и вот ежедневно после занятий в академии собирались у этой лампы, и один кто-нибудь из нас служил натурщиком, а остальные рисовали с него. Работали усердно часов до двенадцати ночи, а потом устраивались в складчину знаменитые вареники и пельмени... Полная непринужденность, бесшабашное буйное веселье, смех, шутки, пение и даже танцы царили в "Ревущем стане" (1).
П.Е. Щербов "Вернисаж Санкт-Петербургского общества художников", 1900.
Художники И.С. Галкин и Л.Ф. Овсянников сопровождают актрису Л.Б. Яворскую, любующуюся работой Н.Ю. Селивановича.

П.Е. Щербов "Идиллия ("Мир искусства")", 1899 г.
Л.С. Бакст - петух, М.К. Тенишева - дойная корова, С.П. Дягилев - доярка, мальчик с кувшином - Д.В. Философов, вышивальщица - М.В. Нестеров, мамонт - С.И. Мамонтов

Не стоит удивляться, что героями первых карикатур Павла Егоровича Щербова стали деятели культуры и искусства. От его "колкого" карандаша не скрылись И.Е. Репин, А.И. Куинджи, В.В. Стасов, С.П. Дягилев, П.П. Чистяков, Ф.И. Шаляпин и многие другие. 
Первая работа Павла Егоровича появилась в юмористическом журнале "Шут" (№ 6, 1896) (о журнале "Шут" я уже писала в блоге - 190019011902). С этого момента читатели журнала все чаще стали встречать на страницах издания карикатуры с подписью "Old Judge" - "старый судья", "старый знаток". Этот псевдоним Щербов взял не только в честь своего любимого сорта табака, но и как указание на избрание роли судьи по отношению к окружающей действительности. Позднее работы художника так же выходили на страницах журналов "Будильник", "Мир искусства", "Осколки".
Павел Егорович Щербов был блестящим наблюдателем и портретистом, его герои, при всей шаржированности образов, сохраняли яркую жизненную индивидуальность. Художник ловко схватывал быстрые движения, находил неожиданные ракурсы и повороты, изобретательно представляя свою модель и её характерные черты (подчас даже особенности речи и манеру смеяться). Главные темы творчества Щербова - художественная жизнь Петербурга и свойственная ей борьба художественных направлений, давно забытые нами триумфы и городские скандалы, домашний уклад и досуг петербуржцев, в общем, быт и нравы российской столицы.
Анастасия Давыдовна Щербова (Дармостук), 1900-е г.
Вадим и Егор Щербовы, 1901-1902 гг.

В 1896 году Павел Егорович Щербов женился на Анастасии Давыдовне Дармостук, вскоре в семье появилось двое сыновей - Вадим и Егор. Анастасия Давыдовна происходила из небогатой семьи украинского священнослужителя. Это вызвало крайнее неодобрение со  стороны состоятельных родственников Шербова, которые в результате отказали молодой семье во всяческой поддержке.
Павел Егорович и Анастасия Давыдовна сочетались гражданским браком и отправились в свадебное путешествие в Японию. Однако во Владивостоке пристав отказался пропускать молодых людей, прежде, чем те не повенчаются в церкви. Это курьезное событие Щербов с большой иронией отразил в карикатуре "Приезд Щербовых во Владивосток" (1896).

Начиная с 1901 года, семья Щербовых все чаще приезжала в Гатчину, по которой "кочевала" из одной съемной квартиры на другую. Только спустя восемь лет Павел Егорович приобрел у банкира Г.Г. Блокка участок земли возле линии Варшавской железной дороги. На этом участке с апреля 1910 по ноябрь 1911 года развернулось строительство большого дома для семьи художника. Архитектором усадьбы стал близкий друг Щербова - Степан Кричинский. 
С.К. Кричинский. Фасад особняка и служб усадьбы П.Е. Щербова. 1910.

На трапециевидном участке земли С.С. Кричинский разместил целый комплекс зданий: хозяйский дом и флигель, объединенные воротами, а также два сарая. Все строения усадьбы сооружены из бетонных блоков, кирпича и камня. Легенда гласит, что камни для декоративной отделки дома собирали не только члены семьи Щербовых, но гости. Павел Егорович при этом уверял всех, что это занятие можно рассматривать как полезную для здоровья физическую нагрузку. Особой радостью и гордостью хозяина усадьбы бал сад, утопающий в зелени плодовых деревьев, кустов сирени и жасмина, цветов на клумбах.

"Суровый массив особняка с крутой черепичной крышей поднимается над глухой оградой, сложенной из валунов и бетонитовых камней. Дом состоит из двух частей: лицевой, в один этаж, с необычайно высоким чердаком, крытым на два ската, и двухэтажной, в глубине, с просторным холлом и крышей "колпаком". Разделение проведено по функциональному признаку: первая половина предназначалась для гостей, вторая - для владельца" (2).
Внутренний двор усадьбы П.Е. Щербова. По правую руку от гостя, входящего через ворота во двор, находится хозяйский дом, по левую - флигель.

Хозяйский дом в усадьбе П.Е. Щербова. Вид из внутреннего двора.

Частыми гостями гостеприимной усадьбы Щербова были друзья художника, а по совместительству и гатчинские соседи - архитектор Андрей Евгеньевич Белогруд и писатель Александр Иванович Куприн. Благодаря воспоминаниям дочери последнего - Ксении Александровны Куприной - мы можем узнать множество интересных подробностей из жизни усадьбы  её обитателей.

"Щербовы построили в Гатчине каменный дом. Дом такой же оригинальный, как и сами его хозяева. В детстве дом этот мне казался средневековым замком. Его окружала большая стена, булыжники для которой собирали сами Щербовы. Крыша и верх были покрыты красной черепицей. Внутри всегда ощущались какой-то очень своеобразный запах и особенная гулкость. Большой холл с огромным камином был как бы сердцем дома. Вокруг камина - оружие, медные и кованого железа принадлежности. Посередине холла лежала шкура белого медведя. На верхний этаж в мастерскую Павла Егоровича вела широкая лестница. К холлу прилегало несколько маленьких комнат, меблированных на восточный лад: низкие тахты, яркие половики, столики с медными подносами, с разными трубками и кальянами" (3).
Холл в доме П.Е. Щербова
Дубовая лестница с нишами-полками и встроенный шкафчик на лестничной площадке

В доме Щербовых насчитывается десять комнат, есть несколько кладовок и укромных каморок, подвал и ледник. Сердцем дома является просторный холл, декорированный высокими деревянными панелями. Все взгляды в холле притягивает камин со ступенчатым завершением из неоштукатуренного кирпича. Памятуя, насколько своеобразной личностью был Павел Егорович Щербов, можно предположить за какими увлекательными беседами и веселыми шутками проходили вечера возле этого камина. Разговорами и смехом наполнялся холл, когда из примыкавших к нему гостиной и столовой выходили хозяева и гости.
"В этой половине дома с её прекрасной акустикой часто устраивались музыкальные вечера, в которых принимал участие Федор Шляпин, исполнявший старинные песни и романсы"(4).
Галерея второго этажа (внешний и внутренний вид).
Дубовая лестница с перилами геометрического рисунка ведет из холла на второй этаж - в галерею, вдоль которой располагались комнаты членов семьи Щербовых. Сегодня для гостей музея восстановлен интерьер кабинета-мастерской хозяина дома. 
Кабинет П.Е. Щербова. Здесь сохранились вещи художника - мольберт, пишущая машинка, шахматный столик, портрет А.Д. Щербовой работы её сына Егора.

Следом за кабинетом находятся бывшие спальня и детская. В одной из этих комнат экспонируются сохранившиеся вещи семьи Щербовых. Между старинным предметами мебели стоят стеклянные витрины, в которых разложены многочисленные сувениры, привезенные Павлом Егоровичем из путешествий. 
В юности Щербов побывал в Африке и стал одним из первых русских, увидевших вершину Килиманджаро. В этой поездке с Александром Чикиным они освободили пленников невольничьего каравана, пережили бунт носильщиков, арестовали султана и министров Товеты, испытали ужасы малярии и привез для Русского географического общества большую этнографическую коллекцию.
Позже Щербов посетил Персию, Турцию, Китай, Японию и совершил несколько поездок на горячо полюбившийся ему Кавказ. 

"Павел Егорович всегда носил просторную синюю блузу, большой берет, надвинутый на лоб. Смуглый, с длинной редкой ассирийской бородой, в домашнем быту Павел Егорович был очень строгим, властным и иногда жестоким. Его жена Настасья Давыдовна, которую я всегда называла тетей Настей, одевалась в какие-то турецкие хламиды, а на голове у нее всегда был намотан небольшой тюрбан, без которого я, кажется, ее никогда не видела. Щербовы и их дом всегда напоминали что-то восточное, пришедшее из далеких стран" (3).
Бывшая спальня в усадьбе П.Е. Щербова.

К сожалению, в Гатчине нет краеведческого музея, поэтому его функции во многом выполняет Музей-усадьба П.Е. Щербова. В комнатах первого этажа (помимо холла) сегодня находятся экспозиции, связанные с историей города, формированием дворцово-парковых ансамблей, становлением на гатчинском аэродроме военной авиационной школы России. На первом этаже также открыт кабинет А.И. Куприна и располагаются временные выставки.
Приемная в доме П.Е. Щербова. Вид на экспозиционные залы.

После завершения строительства усадьба П.Е. Щербова привлекла к себе большое публичное внимание, все жители и гости Гатчины приходили посмотреть на это необычное здание. Дом художника стал неординарным "архитектурным портретом" своего хозяина. 
Степан Самуилович Кричинский создал для своего друга неповторимый шедевр "северного" модерна. Это своего рода замок с высокой башней, массивной кладкой из "дикого" камня, узкими окнами-"бойницами" и мощной оградой, охраняющей жизнь обитателей от посторонних. В усадьбе воплотился дух этих северных мест с их суровой природой и древним зодчеством.
Однако этот неоромантический замок эпохи модерн все же принадлежал художнику-карикатуристу. Сколько курьезных элементов можно отыскать в облике и планировке дома П.Е Щербова. Круглое окошко-иллюминатор и неровно вырезанный проем входа на фасаде, купол в виде шляпы на башне.

"Дом Щербова - одна из итоговых вех петербургского модерна. Проявившееся здесь новаторское понимание архитектурной формы почти вплотную подводит к истокам следующих направлений - экспрессионизма и конструктивизма. Редкая по остроте и смелости композиция главного фасада с её гротескными архаическими аллюзиями и функционально нелогичным объемом невольно ассоциируется с новейшими постмодернистскими приемами. Все это свидетельствует о широте и гибкости метода, о многообразии формотворческого потенциала самого модерна"(2).

Павел Егорович мечтал построить большой дом, в котором жили бы бок о бок несколько поколений Щербовых. Но его мечты разрушила Первая мировая и Гражданская война. В 1917 году на Юго-западном фронте погиб его старший сын Вадим, а через четыре года от сыпного тифа умер Егор, призванный в ряды Красной армии. 
После Октябрьской революции чета Щербовых оказалась в бедственном положении. Только благодаря помощи друзей и ходатайству Максима Горького "дом под шляпой" был оставлен Павлу Егоровичу в бесплатное пожизненное пользование. Последние годы жизни Щербов занимал должность помощника главного хранителя Гатчинского дворца-музея.
П.Е. Щербов прожил в своей гатчинской усадьбе 25 лет, в ней же и умер 7 января 1938 года. Вдова художника долгие годы добивалась создания в их семейном доме музея, её мечте было суждено реализоваться в 1964 году.
П.Е. Щербов "Жаркая диктовка", 1916 (Журнал "Лукоморье")
Не Вадим ли и Егор Щербовы, "пойманы" острым взглядом отца во время занятий в одной из комнат их гатчинского дома?


✶✶✶
Посещая в разных странах мемориальные дома-музеи художников, обращаешь внимание на их ухоженность и значимость для местных жителей и правительства. Такие места реставрируют, внимательно охраняют и хорошо рекламируют. Невольно сравниваешь их с петербургскими пригородными домами-музеями - оставленными, долгие годы ждущими ремонта и поддержи. Музей-усадьба П.Е. Щербова настоящее сокровище, которое, к сожалению, в наших руках потускнело. В целом судьба города Гатчины очень сложна, даже Государственный музей-заповедник "Гатчина" все еще не может оправиться от разрушительных последствий Великой отечественной войны!
Приезжайте в Гатчину, навестите дом Павла Егоровича Щербова и расскажите об этом чуде друзьям😉

Использованные материалы:
1. Савинов А. "Павел Егорович Щербов"
2. Б.М. Кириков "Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома"
3. К.А. Куприна "Куприн - мой отец"
4. Журнал "Дворцы и усадьбы" № 93, 2012 (Усадьба П.Е. Щербова)
6. Музей-усадьба П.Е. Щербова ВКонтакте

8 комментариев:

  1. Какой интересный пост! Просто вау)
    Огромное спасибо!

    FASHIONLOVIN BLOG' | INSTAGRAM

    ОтветитьУдалить
  2. Большое спасибо! Очень рада, что пост понравился:)

    ОтветитьУдалить
  3. Очень интересный и полезный пост! ♥ Для меня было познавательно.
    С праздниками, Дорогая!
    Julia Shkvo

    ОтветитьУдалить
  4. Чувствуется, что материал очень хорошо проработан, создается ощущение полного погружения в тему! Спасибо за этот познавательный и трудоёмкий пост!
    http://witty-sweety.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне нравится работать с таким материалом, изучать дома художников, погружаться в их быт и образ жизни. Но вдвойне приятно, когда твоя работа приносит кому-то пользу и кажется интересной)) Спасибо!

      Удалить
  5. Потрясающий, емкий и в то же время полный материал со множеством использованных источников, спасибо огромное!

    ОтветитьУдалить
  6. Интересно очень. Ни когда не были в Гатчине. А мечта есть.

    ОтветитьУдалить