Имя Кеса ван Донгена не является тайной для петербуржцев, в Государственном Эрмитаже хранится пять полотен художника. Львиную долю работ нидерландского фовиста составляют женские портреты. Ван Донген мастерски передает энергию "прекрасного пола", будь его героиня обитательницей района красных фонарей, натурщицей, танцовщицей, певицей или благородной дамой. Откровенные и распутные, соблазнительные и таинственные, изящные и благородные - вот они, дамы Кеса ван Донгена, в их больших глазах отражается целая гамма чувств - от тоски до насмешки.
Женщины с полотен ван Донгена всегда прекрасно одеты, их портретами можно проиллюстрировать рассказ о моде 1910-х (пышные тела, перетянутые корсетами, объемные прически и широкополые шляпы) и 1920-х годов (стройные фигуры, короткие стрижки, лаконичные платья). Даже будучи стаффажем - силуэтами и тенями на пейзажах ван Донгена, - их облик хранит особенности покроя одежды заданного периода.
В октябре Российский институт истории искусств проводил конференцию "Художник и книга в истории русского и зарубежного искусства". Вот что сообщает краткая аннотация мероприятия: "В истории книги XX век занимает особое место. В это время возник феномен "книги художника", принципиально изменивший наши представления о том, что есть книга и каким может быть её отношение к искусству. Архитекторы, живописцы и скульпторы стали создавать собственные книги, приравнивая их к своим "станковым" вещам." На приуроченной к конференции выставке "книг художника" был представлен сборник Paul Leclere "Venise - Seuil des Eaux" (1925) с десятью акварелями Кеса ван Донгена.
Чувственная венецианская Леда-флаппер в союзе с влюбленным белым лебедем, розовые чулочки с поясом, стрижка "боб" и модные туфельки делают современным этот древний сюжет.
Полная соблазнов Венеция открывает свои двери перед читателем книги
Поля Леклера и Кеса ван Донгена.
Венеция путешествующих
Иллюстрация вызывает у меня ностальгию по ретро-путешествиям. Иные скорости передвижения и восприятия, иные, более утонченные, образы отдыхающих людей. Кес ван Донген рисует образ дамы, приплывшей на гондоле к ступеням отеля, она сходит на берег по трапу, опираясь на плечо портье. Песочного цвета модный костюм, маленький желтый чемоданчик, шляпка-клош, блестящие розовые чулки и остроносые туфельки. Перед нами прекрасная путешественница 1920-х годов.
"После Первой мировой войны традиционная система ценностей еще более пошатнулась. Появились даже озабоченные высказывания о кризисе цивилизации. Этот процесс нашел отражение в появлении "андрогинной", "эмансипированной" моды. Силуэт женщины 1920-х годов больше не напоминает восьмерку, поскольку она не носит корсет. Благодаря платьям с прямым покрое и талия спускается к бедрам, а фигура становится более узкой. Костюмы, различные пиджаки и юбки, придают женскому гардеробу нотку мускулинности, в то время как среди мужчин наблюдается тенденция носить широкие и бесформенные, словно юбки, штаны... Кроме того, женщины скрывают грудь, еще один символ женственности". (Кристин Бар "Осторожное распространение брюк (1914-1960)". "Теория моды: одежда, тело, культура", выпуск 24 лето 2012. С. 46)
Венеция моторов и парусов
Ван Донген "купает" свои рисунки в венецианской лазури, стремясь воссоздать образ небесной и водной синевы этого города. Художник оставляет лист заполненным лишь наполовину, показывая бескрайний простор лагуны, используя быстрые акварельные линии и мазки, он передает высокую скорость движения. В сопоставлении моторной и парусной лодок таится контраст между прошлым и настоящим, соседствующим у берегов Венеции.
Венеция торговцев
Венеция - "королева Адриатики" - некогда была мощным торговым городом, контролировавшим товарообмен между Востоком и Западом. Венецианские купцы и мореплаватели демонстрировали власть и богатство, украшая свой город. Теперь его великолепием любуются туристы. Взгляните, один, словно сыщик, ведет путевые заметки, другой - трогает спелые фрукты (пока торговец спит), а элегантная дама в розовом аккуратно направляет на них фотоаппарат.
Бронзовая богиня, оставаясь никем незамеченной, любуется собой, стоя в раковине, подобно Венере Боттичелли. В 1920-е годы к загару начинают относится по-новому. "Меняются не только размеры "модного" тела: оно становится более мускулистым, более энергичным и меньше скрывается за тканью - начинает развиваться нудизм и любителей загорать становится больше. ... Молодость - внешняя подростковость - становится эстетической точкой отсчета. Носить ороткую стрижку - значит становиться моложе и даже приобрести что-то девчоночье в облике..." (Кристин Бар "Осторожное распространение брюк (1914-1960)". "Теория моды: одежда, тело, культура", выпуск 24 лето 2012. С. 46)
Венеция кардинала
Город, полный жизни и богатства, манит, никто не в силах уйти от чувственных наслаждений. Кес ван Донген создает аллегорию соблазна - это женщина в малиновых чулках с контрастными зелеными подвязками и туфлями. Она искушает самого кардинала, предлагая не только свое гибкое тело, но и блестящий лазурный автомобиль, лежащий на её ладони. Красаица со спокойной улыбкой заглядывает кардиналу в лица, и он, кажется, поддается чарам.
Венеция гондольеров
Нега разлиты в воздухе. Аллегория покоя и гедонизма - женщина, сидящая в каюте гондолы, она окунула ножку в воду канала и покачивает ею в такт мерному движению лодки. Пышные цветы на носу гондолы, музыка, летящая над водой, и яркие шары плавучей платформы музыкантов создают атмосферу праздника.
Венецианский всадник
Конь, вставший на дыбы, вознесся над парусами лодок и трубами теплоходов. Кажется, будто ожил конный памятник Бартоломео Коллеони (1400-1476), отлитый по модели флорентийского скульптора и живописца Андреа Верроккьо (1435/36-1488) и стоящий на площади Святых Иоанна и Павла. Кондотьер по сей день остается верным защитником Венецианской республики.
Венеция мертвых
Траурная гондола отправляется со своим пассажиром в последний путь на остров мертвых Сан-Микеле (как по реке Стикс в подземный мир Аида). Но Венеция всегда будет полна жизни и любви, и на первый план рисунка Кес ван Донген выводит златокудрого Орфея, который спустится в мир мертвых со своей чудесной лирой, чтобы спасти возлюбленную Эвридику.
Четырьмя года после на такой же черной гондоле проплывет Сергей Дягилев, чтобы найти покой на острове Сан-Микеле, где позднее к нему присоединится чета Стравинских и Иосиф Бродский.
Крылья Венеции
Крошечная гондола и купола базилики Сан-Марко среди лазури неба и воды, слившихся воедино. Что это за птицы над городом? Вездесущие голуби с площади Сан-Марко или морские чайки?
Венецианская ночь
Венеция не может существовать без масок. Любовь и тайна ходят рука об руку. Спасением для влюбленных становится ночь. Пары бродят по спящему городу, смотрят на луну, стоя на горбатых мостах, прячутся в гондолах. Кес ван Донген создал образы двух женщин, скрывающихся под масками и темными шалями с длинной бахромой, которая была на пике моды в 1920-х. Возможно, одна из них - благородная дама, идущая на свидание, взгляд её мечтателен, полон раздумий, а вторая - служанка или подруга, помогающая сохранить все в тайне, она настороженно оглядывается по сторонам.
P.S.
Предлагаю сравнить модные силуэты женской одежды 1920-1930-х годов в восприятии художников-современников.
Слева: Юрий Юркун Уличная сцена. 1931 (?). Бумага, карандаш угольный, карандаш цветной. 23,5 х 18,6. Происхождение: из собрания М.В. Толмачева, приобретено в 1991 г.
Справа: Кес ван Донген La Rue de la Paix (Рю де ла Пэ). Около 1922-23. Холст, масло. 100 х 81.
Комментариев нет:
Отправить комментарий