понедельник, 4 января 2016 г.

Он бы мог работать с Vogue

Как чудесно делать для себя крошечные открытия - маленькие догадки, находящие потом подтверждение. Некоторое время назад в библиотеке я встретилась с альбомом "Юрий Юркун. Графика из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме". Пролистав альбом и посмотрев все 120 иллюстраций, я первым делом подумала: "дамы в работах Юркуна как с обложек журналов". Огромным было моё внутреннее ликование, когда эта мысль нашла подтверждение. Среди коллекции журнальных и газетных вырезок Юрия Юркуна (так называемый "нарез") отдельной темой были "моды": фотографии манекенщиц, витрин магазинов, мужчин и женщин, одетых по моде начиная с конца XIX века вплоть до 1930-х годов, а также рекламные проспекты.
Уличная сцена
Начало 1930-х. Бумага, акварель, карандаш угольный. 18,1 х 22,1.
Происхождение: из собрания Р.Б. Попова, приобретено в 1989 г.

Другая тема "нареза" - юмористические иллюстрации, дополненные анекдотическими диалогами, демонстрирующие сценки из общественной и личной жизни людей. Возможно, они подогревали интерес Юркуна к насмешке "на злобу дня". Многие его работы напоминают шаржи, изображающие распространенные в то время человеческие "типы". Среди персонажей "модных" рисунков Юркуна то и дело возникают носатые, тонконогие мужчины - повесы и сластолюбцы, играющие в денди, а также крутобедрые женщины, изображающие светских дам.
Третью часть "нареза" составляли репродукции художественных произведений с древних времен (искусство Египта и Крита) до современности. Коллекция вырезок постоянно увеличивалась, в том числе благодаря обмену с друзьями-художниками. Вкус Юрия Юркуна сформировало его окружение, в первую очередь поэт Михаил Кузмин и художник Владимир Милашевский. В творчестве Юркуна можно увидеть влияние символизма, немного Моне, любовь к Обри Бёрдсли, острые профили Анри Тулуз-Лотреку, ню Амедео Модильяни, движения футуристов и линии лучизма. Эти впечатления создали живой, эмоциональный, поэтизирующий повседневность художественный язык Юрия Юркуна.
Уличная сцена
1931 (?). Бумага, карандаш угольный, карандаш цветной. 23,5 х 18,6.
Происхождение: из собрания М.В. Толмачева, приобретено в 1991 г.

В "нарезах" Юрий Юркун черпал вдохновение, исследовал модные тенденции времени, чтобы воссоздать элегантные и изысканные образы современниц. Парой штрихов, обобщенных линий он передает грацию героини своего времени, описывает её характер, наполняет рисунок настроением. (Что может быть важнее для модной иллюстрации, чем настроение, вызывающее у смотрящего желание обладать рекламируемый предмет?) "Уличная сцена" гениальный тому пример - несколько смелых линий, и необыкновенно точно передан тонкий, удлиненный женский силуэт 1930-х годов.
Лаконичность графических работа Юрия Юркуна создает эффект пойманного мгновения - мимолетная  улыбка, поворот головы, взлет легкой ткани, изгиб грациозного тела. Одного цветового пятна вполне достаточно, чтобы создать чарующий образ, сделав акцент на тонких ярких губах или фасоне модного платья. Любимые темы художника - полные движения и воздух загородные и городские прогулки, модные картинки богемной жизни, забавные жанровые сценки, откровенные в своих позах обнаженные и купальщицы. 
Слева: Обложка журнала Vogue, октябрь 1935 года.
Справа: Портрет О.Н. Гильдебрандт. 14 июня 1937. Бумага, акварель, тушь, перо. 19,2 х 14,2
Происхождение: из собрания Р.Б. Попова, приобретено в 1989 г.
Актрису и художницу Ольгу Николаевну Гильдебрандт-Арбенину Юрий Юркун "отбил" у Николая Гумилева. В новогоднюю ночь 1921 года она стала спутницей жизни и музой художника.

Слева: Свидание. 11 марта; февраль – март 1933. Бумага, акварель, карандаш угольный. 26,1 х 18,9. Происхождение: из собрания Р.Б. Попова, приобретено в 1989 г.
Справа: Обложка журнала Vogue, 15 сентября 1938 года.

Слева: Обложка журнала Vogue, 15 января 1944 года.
Справа: Портрет О.Н. Гильдебрандт. 1937-1938 (?). Бумага, акварель, карандаш графитный, карандаш цветной, тушь, перо. 9,1 х 5,9. Происхождение: из собрания Р.Б. Попова, приобретено в 1989 г.
Спокойствие удлиненного лица О. Гильдебрандт-Арбениной, губки "бантиком" и изящная шляпка, из-под которой видны её золотисто-рыжие волосы, коротко подстриженные по последней моде.

Слева: Моя неловкая попытка создать обложку журнала, используя портрет О.Н. Гильдебрандт-Арбениной, 1920-е. (найден на просторах интернета).
Справа: Обложка журнала Harper's Bazaar, сентябрь 1933 года.

Вторая (не менее неловкая) попытка представить как бы выглядели рисунки Юрия Юркуна на обложках журналов (я снова доверилась интернету при выборе изображения).

Многие художники сотрудничали с модными журналами, в частности, Леон Бакст, Эрте, Жан Кокто, Сальвадор Дали и Энди Уорхол для Harper's Bazaar. Эрте, Карл Эриксон, Рене Буше, Сальвадор Дали, Хуан Миро, Энди Уорхол для Vogue. Главной задачей художника было создать интригующий, волшебный мир, притягивающий взгляды и души женщин (а после и деньги мужчин). С героиней обложки журнала читательница должна себя ассоциировать, желать вести тот же образ жизни. Юрий Юркун воплотил праздничность и красоту своей эпохи, по этому времени можно тосковать, к стилю этих женщин можно стремиться. Возьму на себя смелость верить, что он мог бы создать отличные обложки для самых модных журналов.
Но если подумать об истории нашей Родины, вспомнив ужасы 1930-х годов, можно понять настоящую трагедию персонажей Юркуна. Сам художник был расстрелян в 1938 году, а его возлюбленная Ольга Гильдебрандт-Арбенина всю жизнь ждала, писала ему письма и хранила крупицы его творчества.
О судьбе Юрия Юркуна (или Иосифа Юркунаса), о приключениях его с бродячим театром, литературном творчестве и любви к прекрасной "Психее Серебряного века" Ольге Гильдебрандт-Арбениной расскажут:
  • Альбом "Юрий Юркун. Графика из собрания музея Анны Ахматовой в Фонтанном Доме"
  • Книга воспоминаний О.Н. Гильдебрандт-Арбениной "Девочка, катящая серсо..."
  • Альбом О.Н. Гильдебрандт-Арбениной (факсимильное издание).

Комментариев нет:

Отправить комментарий