Уже вышел зимний выпуск (№ 38) журнала "Теория моды: одежда, тело, культура", но я только успела дочитать предыдущий номер (37 осень 2015). Первый раздел - Одежда посвящен теме практики рукоделия в СССР. Вот, что пишет по этому поводу шеф-редактор журнала Людмила Алябьева в своем письме к читателям "...мы возвращаемся к теме рукодельных практик и публикуем сразу две подборки, одна из которых предсказуемо посвящена советскому опыту: индивидуальном пошиву, культурным героям советского прошлого - портнихам и любительскому домашнему рукоделию, которые не раз выручали советского человека в условиях тотального дефицита." Три статьи, вошедшие в раздел Одежда, вызвали у меня живой (ностальгический) отклик, многие вещи и события, упомянутые авторами, также имели место в истории моей семьи.
Наталия Лебина в статье "Букет моей бабушки. Женское рукоделие в эпоху десталинизации" иллюстрирует своё исследование фотографиями и описанием творческих работ своей бабушки. Помимо скатертей, салфеток, думочек и дорожек автор упоминает платьице, украшенное вышивкой. "Было еще сшитое ко дню моего десятилетия в 1958 году белое полотняное платье, на котором тоже красовались нежные лилово-фиолетовые цветы. Бабушка предпочитала вышивать гладью, и так искусно, что на обратной стороне трудно найти узелки".
В нашей семье храниться подобный, мастерски исполненный и милый сердцу предмет, - крестильное платье мамы. Наряд сшит из белого штапеля и декорирован вышивкой гладью (голубые ромашки и бледно-розовые гвоздики). К празднику маминого крещения, состоявшегося в 1956 году в Шуваловской церкви, платье подготовила Сизова Нина Михайловна студентка педагогического университета им. А.И. Герцена. Вышивкой она увлекалась в качестве хобби.
С платьем связана ушедшая ленинградская традиция, возникшая ещё до войны, - ленинградцы снимали летом комнаты у областных жителей. Горожане выбирали поселки и деревни, где можно было отдыхать на свежем воздухе, гулять, купаться и без труда в любой момент вернуться домой. Нина Михайловна и её родные много лет были дачниками в доме моей семьи. Сизовы снимали комнату у прабабушки и после войны вернулись в тот же дом. Теперь в нем жила семья Х.С. Рябининой - сестры моей бабушки. Лето 1956 года Сизовы, ставшие за столько лет родными, проводили в доме бабушки, и Нина Михайловна сделала подарок на крестины ребенка. Платье малышка-мама носила потом еще несколько лет, оно даже было надставлено, чтобы быть впору подросшему ребенку.
Анна Тихомирова "Поздне-советский "апсайклинг": поколенческая преемственность в женских практиках перешива одежды в брежневском СССР". В статье рассматриваются процессы передачи знаний, касающихся сферы рукоделия ("трансфер знаний") и эволюция перешитых вещей, передающихся из поколения в поколение ("трансфер объектов"). В основу исследования положены интервью с советскими "женщинами интеллигенции", принадлежащими к поколению бебибумеров (к этому поколению принадлежит и моя мама, поэтому многие её воспоминания совпадают с тем, что изложено в статье Анны Тихомировой).
Обе мои бабушки отдавали много времени шитью (перешиву) и вязанию, являясь подчас единственными "поставщиками" одежды для семьи. Петрова Е.С. до начала 1960-х, когда появилась возможность (в том числе материальная) покупать одежду или заказывать её в ателье, одевала сына и дочь (мою будущую маму) только в изделия собственной работы. Бабушка чудесно вязала крючком и посвящала этому занятию свое единственное свободное время - ночь. Для дочери был создан целый гардероб маленькой советской модницы. Иной раз, перестирав все маленькие платьица, бабушка вывешивала их сушиться во дворе, и получала иронические замечание соседки, считавшей глупым и смешным тратить время на создание стольких детских нарядов - ребенок не кукла, чтобы с ним играть в переодевания.
Е.С. Петрова с дочерью. Детское платье (красное с кремовым цветочным узором) и женское летнее платье (бежевое с зелено-оранжевым растительным узором) бабушка сшила сама.
Петров А.П. (мой дядя) в штанишках на лямках и рубашке, сшитых Петровой Е.С.
В своей статье Анна Тихомирова также рассказывает о лучшем друге всех советских женщин - швейной машинке. "Нормой была передача швейных машинок из поколения в поколение. В большинстве случаев они хранятся в семьях до сих пор, играя роль олицетворения семейной памяти. Можно сказать, что сегодняшнее хранение этих межпоколенческих машинок, сама по себе материальность этих до сих пор хранящихся объектов помогает ныне живущим внучкам и дочерям не только вновь и вновь вспоминать свое детство, но и вновь и вновь осмысливать и переосмысливать свою женскую идентичность".
У бабушки З.И. Кольцовой была маленькая машинка "Подольск", ценившаяся в народе меньше импортных, но помогавшая ей обшивать все свое большое семейство. Швейная машина до сих пор хранится у моей тети, как реликвия.
Вторая бабушка - Е.С. Петрова - была счастливой обладательницей более ценного механизма - швейной машинки "Mundlos Original Victoria" тип 88. В августе 1945 года дедушка и бабушка поженились. В качестве свадебного подарка брат жениха В.П. Петров привез молодоженам из Германии трофейную машинку (вернулся домой в 1946 году). В 1947 году семья Петровых была освобождена из ссылки. Было решено уехать из Сонмского леспромхоза (Красноярский край) на родину бабушки - в Ленинград. Свадебный подарок забрали с собой, для этого дедушка переделал швейную машинку, она поменяла ножной привод на ручной.
Слева: Старичок Mundlos потерял не только ножной привод, но и некоторые декоративные элементы, однако, остался крепким и работящим, способным сшить самые плотные ткани.
Справа: Дедушка не только переоборудовал швейную машинку, но и сделал короб для ее перевозки из щита пожарной безопасности. До сих пор сквозь краску проглядывают надписи "Внимание! Обнаружив пожар, делай следующее! 1. Объяви пожарную тревогу. 2. Сообщи в пожарную команду по телефону (номер не читается) 3. Бери огнетушитель".
Примерно такой была швейная машинка "Mundlos Original Victoria" тип 88, выпущенная около 1930 года в городе Магдебург фирмой Mundlos & Co. После окончания Второй мировой войны компания Munndlos была изъята в качестве военной репарации.
Елена Хубер "Культурный трансфер дискурса о моде и "самоконструирование" через индивидуальный пошив. Дилетанты и мастера советской эпохи". Главным героем статьи становится портниха и женщина, которая шьет для себя и своих близких. При всей скудности и однообразии государственного предложения в сфере моды, советские женщины находили возможность выглядеть стильно и интересно (даже при крайне ограниченном семейном бюджете). Эта статья просто необходима тем, кто позволяет себе высказывания в духе "Совковый приемчик - не высовывайся, будь как все, ты серая масса". Разнообразие источников вдохновения советской портнихи и варианты воплощения её идей представлены в статье. Толпа советских людей, идущих по улице, была отнюдь не серой - смелые расцветки тканей, фасоны "с фантазией", не повторяющиеся вещи. По маминым воспоминаниям, сложно было в магазине найти интересную готовую вещь, поэтому обращались к частным портнихам или шили сами, благо выбор тканей был огромным. Самой стильной и интересно одевающейся маминой знакомой была Нина Гущин, девушка, наряды которой шила её собственная мать - изобретательная и смелая женщина.
P.S. Осенний (37) выпуск журнала "Теория моды; одежда, тело, культура" будет особенно интересен блогерам, так как раздел "Культура" в нем посвящен жанру модного блога. Три статьи раскрывают психологические аспекты блоггинга, этапы его становления и возможности, которые он предоставляет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий