среда, 11 января 2017 г.

Петербургские еноты

Сегодня енот - очень популярный зверь. Повсюду можно встретить его изображения: на одежде и аксессуарах, канцелярских товарах и украшениях, посуде и предметах обстановки. Это потешное, находчивое существо завоевало мир, сложно остаться равнодушным к его пушистой шубке, повадкам, забавным выходкам, маленьким быстрым лапкам. Еноты стали героями фильмов и мультиков, самыми желанными обитателями контактных зоопарков и даже домашними питомцами. Но еще до того, как это стало мейнстримом, в Петербурге уже существовало три довольно известных енота.

Моя первая встреча с енотами произошла в здании Российской национальной библиотеки на Московском проспекте, а точнее, в библиотечной столовой. Я работала над дипломом, а енот стоял на полке, венчающей деревянные панели, под которыми скрывались батареи. Так мы и встретились. Это был фарфоровый енот, если не ошибаюсь, № 3 (сейчас он снят с производства). Меня сразу привлек его мощный (извините) задок, хвост лопатой, толстые, как столбики, лапы. Каждый раз, приходя в столовую, я смотрела на фарфорового зверька и мечтала узнать, где взять такого же. 
Енот №3 появился в моей коллекции спустя несколько лет. Его история овеяна тайной, он - маргинал фарфорового мира. Дело в том, что на нем нет заводского клейма. Дама, которая мне его продала, тоже ничего в судьбе енота прояснить не смогла.

Но первым в мой дом пришел енот № 1 - "Стоящий". После экскурсии на Императорский фарфоровый завод я поняла откуда родом был тот "библиотечный" енот. Подруги, ставшие свидетельницами этого прозрения, вскоре подарили мне стоящего енота на День рождения (спасибо, Катя и Аня). Так началась моя фарфоровая микро-коллекция.

Енота № 2 - "Сидящего" - подарил мне М. в честь празднования очередного месяца нашего знакомства. 

Автором этих забавных енотов был скульптор Павел Павлович Веселов, подглазурная роспись художника Виктора Михайловича Жбанова. Модели для последующего тиражирования на Ломоносовском фарфоровом заводе были созданы в самом начале 1960-х годов.
Вот что Павел Павлович Веселов (1926-1994) рассказывает в автобиографии: "Я родился в Ленинграде в 1926 году. Окончив среднюю школу, поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище на факультет декоративно-монументальной скульптуры. Училище окончил в 1953 году. Тематика моих работ, начиная с работ в вузе, - анималистическая. Моя дипломная работа - трехфигурная композиция "Олени" (2,7 метра) - модель для планировавшегося тогда Ленинградского зоосада. После окончания училища работал в области декоративно- монументальной скульптуры (аллегория "Осень" - 5 метров, аллегория "Просвещение" - 1,14 метра), а также сделал ряд парковых фигур и фонтанов, преимущественно анималистической тематики.
Керамикой занимаюсь с 1956 года. В керамике мною сделано около ста скульптур. Работаю для Ленинградского фарфорового завода имени М.В. Ломоносова.
Давно задумал серию скульптур "Как звери спят". В животном люблю ясный характер и красоту. В керамике я пользуюсь различными материалами: фарфор, фаянс, шамот, каменная масса, терракота, полуфаянс.
В скульптуре пытаюсь добиться выразительности объема, пластической чистоты линий и обобщенности. Керамика для меня является одним из самых благородных материалов в этих поисках.
Я участвовал в отечественных и международных выставках. На международной выставке керамики в Остенде в 1959 году экспонировалась моя серия работ - ансамбль из пяти скульптур - "Жирафы" (получил серебряную медаль, золото взял Пабло Пикассо - курсив мой), на международной выставке керамики в Праге в 1962 году - скульптура "Гепард", за которую я получил серебряную медаль". (Художники об искусстве керамики; Сов. худож. керамика. 1954-1964. / Сборник. - М.: Искусства, 1971.)


Особенностью творчества П.П. Веселова было создание нескольких вариантов фигурок одного и того же животного. Зверь привлекает анималиста своей подвижностью, изменчивостью, выразительностью индивидуальных повадок. Это многообразие можно воплотить только в двух-трех скульптурах, позволяющих оживить пластику животного.
Еноты, как и большинство композиций Веселова, имеют широкое основание. Их ноги массивны (пушисты), но заканчиваются крошечными лапками с живыми и подвижными пальчиками. Обобщенный силуэт, сглаженные (овальные) формы этого звериного семейства приносят с собой частицу духа 1960-х. Фигурки енотов приятно держать в руках, крутить, рассматривать с разных сторон - каждое новое положение скульптуры раскрывает новую черту характера зверька.
Букет невесты - Ольга Литвинова
Еноты - СтоящийСидящий 

Комментариев нет:

Отправить комментарий