понедельник, 15 февраля 2016 г.

Villa Bilek

Зима движется к завершению и вступает в самую унылую свою фазу, поэтому я все чаще возвращаюсь воспоминаниями в ушедшее лето (и предвкушаю следующее). Три чудных месяца дарят впечатления на целый год, питают эмоциями на много месяцев вперед, поэтому такие "флешбэки" неслучайны. 
Поднимаясь из Пражского района Мала страна в Пражский град, на одном из перекрестков мы с М. увидели необычное здание, которое, возвышаясь над уровнем улицы, пряталось среди сосен. Оказалось, именно это место мы искали - перед нами вилла скульптора Франтишека Билека. 



Гостей виллы чешского архитектора, скульптора, графика и иллюстратора Франтишека Билека встречает скульптурная композиция из песчаника "Коменский прощается с родиной" (1926 г.). Для этой работы долго не могли найти место в Праге, и, устав ждать, Билек поместил свое творение в саду собственного дома. Первоначально это место должна была занимать скульптура Моисея. Поднявшись по лестнице, обогнув скульптурную группу гости оказываются среди сосен, лицом к лицу с восточным фасадом виллы.
Скульптурная группа "Коменский прощается с родиной", 1926 г.

Проект семейной виллы был до мельчайших деталей разработан Франтишеком Билеком (1872-1941) в 1910 году и воплощен в жизнь строителем Антонином Гуланом в течение 12 месяцев после утверждения. Дорогостоящий участок земли с прекрасным видом на город достался скульптору в качестве приданого его супруги Берты Нечасовой. Знакомство будущих супругов состоялось в 1898 году, когда семья Берты приехала проводить лето на родине Билека - в городе Хинов (район Табор Южночешского края Чехии). Молодой скульптор, уже известный благодаря своим первым работам, пригласил девушку позировать ему. Вскоре они поняли, что любят друг друга. Однако сыграть свадьбу удалось только в 1902 году - отец Берты был против такого союза. Состоятельному пражскому хирургу Яромиру Нечасу не хотелось видеть в качестве зятя художника из обедневшей семьи, на 10 лет старше дочери, к тому же малопривлекательного внешне. Выражая свое негодование, отец Берты не пришел на свадьбу дочери и задержал приданое почти на 9 лет.
Слева: Фотография Франтишека Билека и его супруги Берты Билековой.
Справа: Обложка книги "Любовные письма скульптора Франтишека Билека и Берты Нечасовой 1901/1902". На обложке фотография четы Билеков в мастерской скульптора.

Франтишек Билек был глубоко верующим человеком, его считают религиозным мыслителем и мистиком своего времени. В основу плана собственной пражской виллы Билек заложил религиозную концепцию. Он желал создать цельное пространство, способное постоянно напоминать о Боге и поддерживать (усиливать) духовную составляющую жизни человека. Жизнь, по мнению скульптора, это поле спелых колосьев, питающее всех нас изо дня в день. Поэтому дугообразный план здания должен напоминать след косы, оставленный на хлебном поле. Бетонные колонны символизируют колосья и являются реминисценцией сакральной архитектуры Египта. Некоторые из них остались незавершенными, так как не несут никакой нагрузки. Размещение балконов и террас несимметрично - природе чужда симметрия, поэтому и здание, приравнивающееся к живому объекту, подчинено особым законам развития. Необработанный бутовый камень и грубый красный кирпич призваны воплотить идею родства деятельности природы и скульптора. И в завершении - плоская крыша виллы стала первой в Праге крышей такого типа.
Восточный (вогнутый) фасад виллы, его окна и балконы принадлежали спальням и детской комнате. 

Вход в здание виллы сегодня расположен на западной (выгнутой) стороне здания. Рядом с дверью, открытой для посетителей, расположены большие ворота под навесом балкона, который поддерживают две колонны. Эти ворота предназначены для доставки материалов, в частности больших каменных блоков, в главную часть здания - мастерскую скульптора Билека. Студия является одновременно основным пространством виллы и её духовным центром. 
Западный фасад виллы, ворота в мастерскую Франтишека Билека.

Эпоха модерн питала особое пристрастие к растительным (в частности флореальным) и животным мотивам. Скульпторы и архитекторы "населяли" свои работы невообразимым ранее числом птиц, зверей, рыб, амфибий, змей и насекомых. Прихотливо стилизованные, а порой и вполне реалистичные, эти создания дикой природы смотрят на нас с фасадов зданий, возведенных на рубеже XIX-XX веков. Франтишек Билек не остался в стороне от увлечения миром животных и растений. Пространство виллы Билека насыщено изображениями живых существ, и за каждым из них стоят религиозные взгляды автора. Весь мир - создание Божие, многообразное и удивительное. Франтишек Билек стремился воплотить модель земного рая в стенах собственного дома и населил её божьими тварями.
Фурнитура ворот, ведущих в мастерскую. Ручка в виде птицы, сидящей на ветке, и крепление, принявшее облик божьей коровки.

Мастерская - творческий храм скульптора - занимает пространство в два этажа. Франтишек Билек начал изучать живопись в 1887 году в Пражской академии изобразительного искусства в классе Максимилиана Пирнера, но из-за проблем со зрением вынужден был перевестись на отделение скульптуры профессора Йозефа Маудера. Позднее, получив стипендию, продолжил обучение в парижской академии Коларосси. В этот период он дружил с художников Альфонсом Мухой и увлекался творчеством скульптора Эмиля Антуана Бурделя. Завершив образование, Билек возвратился в родной город Хинов и открыл там мастерскую. В разные годы он являлся участником движения "Королевский модерн" и союза художников "Беседа умельцев". 
Стены мастерской выложены крупными блоками серого камня, который будет напоминать о себе в каждой комнате виллы, встречаясь в оформлении арок и дверных проемов. В первом помещении мастерской находится рисунок углем "Распятие" (1896) и бюст "Голова Распятого". Франтишек Билек долго и тяжело шел к своей цели, и в 1899 году в его студии в Хинове была закончена деревянная скульптура "Распятие". Она стала первым в Чехии памятником символизма, скульптура долгое время хранилась на вилле Билека и только в 1926 году заняла место (вместе с алтарным столом) в Соборе Святого Вита.

Для виллы Билек разработал свою систему отопления - по трубам теплый воздух поднимался в комнаты из котельной, расположенной, наряду с прачечной и помещениями для прислуги, в цоколе здания. По дому воздух курсировал благодаря многочисленным маленьким окошкам в стенах, которые выполняли еще одну функцию - члены семьи могли общаться друг с другом, находясь в разных комнатах. 
Слева: Под самым потолком мастерской на уровне второго этажа виллы находится двойное окошко, через него Франтишек Билек оценивал свои статуи и следил за ходом работы. Помимо этого, сквозь окошко к нему поступал поток творческой энергии вместе со смехом и голосами детей, чьи спальни располагались наверху. На первом плане фотографии скульптура "Адам и Ева" (1921).
Справа: Рельеф с изображение двух птенцов в гнезде, расположенный в своде окна, которое соединяет мастерскую и пространство второго этажа.

Второй зал мастерской занят скульптурными работами Франтишека Билека.

Скульптура "Моисей" (1905), ее первая бронзовая отливка, находившаяся в Староновой синагоге города Праги, была уничтожена нацистами во время оккупации Чехословакии (сегодня копия украшает парк за синагогой). "Печаль" (1908-1909) надгробный монумент из песчаника для могилы писателя Вацлава Бенеша Требизкого. Франтишеку Билеку не раз приходилось работать с надгробиями - скульптурная группа "Художник и его сестра боль" (1932) была создана для лучшего друга, поэта Отокара Бржезины, покинувшего земной мир. Большая часть работ Билека выполнена на Библейский темы и связана с жизнью Христа, но есть произведения, вдохновленные историей и героями Чехии. Памятник Яну Гусу в городе Колин (1912), Яну Жижке в Праге (1913), Бедржиху Сметане (1923).
Первый зал мастерской с большими воротами и окнами, балконом для осмотра работ "с высоты" и умывальником для подачи воды и поддержания чистоты.

Правая сторона первого этажа предназначалась для жилых комнат семьи Билеков - библиотеки (рабочего кабинета) и столовой. Сегодня пространство бывшей библиотеки занимают три предмета мебели, созданные по проекту Франтишека Билека непосредственно для пражской виллы. Подковообразный дубовый стол, напоминающий алтарь, декорированный фигурной резьбой и надписью: "Безгранично царствие Твое - к основам времени и пространства его создание восходит".
Слева: Шкаф из массива дуба. Около 1906 г.
Справа: Элементы декоративной резьбы с изображением символов чувств (зрение, слух, обоняние) и женских портретов (портреты супруги и матери Франтишека Билека?), помимо них шкаф украшают резные элементы в виде сердец, звезд и луны в различных фазах.

Пятигранный книжный шкаф из массива дуба с эффектным сочетанием светлой и темной древесины и резными надписями, ссылающимися на Библейские тексты.

Столовая, смежная с библиотекой, является единственной комнатой виллы, в которой восстановлен интерьер. Центром пространства выступает обеденный стол и шесть стульев, они были спроектированы специально для виллы. Когда-то гарнитур располагался на сером ковре, сотканном по проекту Билека. Синие звезды и волнистые линии по краю ковра перекликались с оформлением стен столовой.
У Франтишека и Берты Билеков росло двое детей - дочь Берта и сын Франтишек. Вечера семья проводила за чтением Библии или произведений поэта Отокара Бржезины. Неделя, проведенная за книгой, сменялась неделей музыки. Госпожа Билекова была прекрасной пианисткой, малышка Берта пела, а Франтишек-младший играл на гобое, гитаре и кларнете. По вечерам на стол подавали чай в модной японской фарфоровой посуде, а к празднику Рождества Берта Билекова готовила индейку, приготовленную по особому рецепту, капусту и кнедлики. Все блюда передавали в столовую непосредственно из кухни через специальное окошко в стене. О крепости семейных уз и любви Билеков друг к другу рассказывают скульптурные портреты всех членов семьи работы Франтишека-старшего, которые в изобилии украшают столовую и библиотеку.
Декоративные детали серванта из светлого шпона хвойных пород дерева. 

Шкаф из светлого шпона хвойных пород дерева

Пространство столовой разделено на три зоны. Основное обеденное пространство, занятое столом и шкафами для посуды. Поднятое над уровнем пола и отделенное балюстрадой место для чтения и работы над письмами, которое соединено маленьким окошком с зимним садом для уединенного отдыха.
Слева: В центре стола стоит ваза из пористой чернолощеной глины, являющаяся частью большой коллекции керамики Франтишека Билека. В своих изделиях скульптор продолжал гончарные традиции города Хинова. Ваза - любимый объект эпохи Модерн, дающий волю символической трактовке его объемов.
Справа: "Змеиный" гарнитур в зимнем саду, 1911 год. Изначально был создан для приемной доктора Яромира Некчаса, отца Берты Билековой. Гарнитур получил свое названия благодаря металлическим декоративным элементам в виде змей, "извивающихся" на спинках стульев и скамьи, лежащих у основания ножки столика.

Покинув гостиную, гости попадают в холл (он первым встречает посетителей музея вилла Билека, но я повела свой рассказ иным путем, начав с мастерской), здесь они встречают множество уже знакомых деталей. Центральное место занимает лестница - характерная черта английских коттеджей (вездесущность идей Движения искусств и ремесел). Балюстрада лестниц, ведущих на второй и цокольный этажи та же, что и в гостиной. Столб в середине холла напоминает колонны на фасадах здания, расширяясь, он создает пространство для лампы, постоянно освещающей комнату - в гостиной находится похожая (на границе с зимним садом). Мы вновь видим дверные проемы в рамах грубой каменной кладки, резные двери, оформленные фурнитурой с изображениями живых существ, и деревянные арки маленьких окошек. Религиозные взгляды Франтишека Билека и идеи синтеза искусств (Gesamtkunstwerk) объединились, создав живой организм виллы, подчиненный особым законам. Здание словно обладает своим генетическим кодом, повторяющимся многократно в экстерьере и интерьере виллы. Взглянув на фасад, мы можем предположить, что найдем внутри. Серый камень, лампы в виде ветви дуба, четкие геометрические линии кирпичной кладки и мебели в гостиной - эти детали формируют ансамбль виллы. 
Холл виллы Билека

Поднявшись на второй этаж, посетители попадают на выставку графических работ Франтишека Билека. Преобладающая часть их связана с библейскими сюжетами Нового Завета: "Иоанн Креститель" (рисунок углем, 1897), "Чудо" (рисунок углем, 1907), "Отец наш - будет Воля Твоя" (1901). Билек придавал особое значение искусству гравюры, как наиболее быстрому и доступному способу фиксации собственных идей. Он говорил в них об упадке духовности современного мира, о возможности спасения человечества в следовании эмоциональному примеру Христа, о солидарности и духовном союзе людей, свете Господа, о противопоставлении "темницы плоти" (материальной составляющей человека) и следовании великим духовным идеалам.
Некогда второй этаж занимали детская, спальня, ванная комната и гостевая, в которой нередко останавливались лучшие друзья Билека - поэты Отокар Бржезина и Юлиус Зейер. Сегодня о тех временах напоминают только два одиноких предмета мебели - шкаф из детской (1910) и туалетный столик Берты Билековой (1911). Первый из них традиционно сочетает в себе основу из светлого дерева и обрамление из темной древесины, декорированное резьбой. 
Слева: Комнаты второго этажа превращены в выставочное пространство для скульптурных и графических работ Франтишека Билека.
Справа: Оформление сохранившихся деталей интерьера полностью связано с природой, темой поля и лета. Резьба и фурнитура дверей выполнена в виде божьих коровок, листьев, колосьев, птиц, в чем прослеживаются библейские мотивы и идеи Билека. Туалетный столик Берты Билековой украшен латунными вставками с изображениями ветвей и птиц, а деревянная "книга", скрывающая зеркало, имеет резную надпись: "Чтобы быть полем, изобилующим увеличивающимся день за днем питанием для братии - в год 1911".

Франтишек Билек и Берта Билекова

Франтишек Билек умер в 1941 году, и спустя год была основана галерея его работ и открыта для посещения мастерская. В 1963 году Берта Билекова подарила виллу городу Праге, чтобы сделать её памятником своего супруга. Условие было выполнено только через 30 лет Городской галереей Праги. После реконструкции 1999 года вилла Билек открыла свои двери для посетителей. Второй этап возрождения памятника состоялся в 2007-2010 годах, и к 100-летней годовщине строительства вилла стала Центром Франтишека Билека. Однако по сей день коллекция мебели остается неполной, большинство экземпляров хранит внучка скульптора Алена Бартова, живущая в США. Больше информации о вилле Билек читайте на официальном сайте Галереи города Праги.

Вилла Билека расположена в непосредственной близости от ренессансного Летнего дворца королевы Анны (Бельведера), построенного в Королевских садах Пражского града в 1538-1565 годах. Возможно, по аллеям сада Бельведера прогуливалась семья Билеков, направляясь на богослужение в Собор Святого Вита.
Летняя фотография меня в садах Бельведера на фоне Пражского града.

Комментариев нет:

Отправить комментарий