среда, 20 апреля 2016 г.

Лидия и Фауст

Март и апрель официально признаны месяцами фильмов Александра Сокурова в моей маленькой квартире.
Все началось с петербургской премьеры фильма "Франкофония", прошедшей в конце февраля в кинотеатре "Аврора". Во вступительном слове перед показом Александр Николаевич Сокуров поведал зрителю о своем взгляде на Искусство, меру ответственности за него человечества и сопоставимости его с ценой человеческой жизни. Говоря об оценке исторических событий, режиссер сравнил историю Парижа и Лувра с судьбой Ленинграда и Эрмитажа в годы Второй мировой войны, в связи с чем упомянул свой фильм "Русский ковчег" (2002). К своему стыду, я не смотрела эту ленту, поэтому было решено исправить целый рад недоразумений, связанных с работами А.Н. Сокурова. 
Новое известие подкрепило мой интерес - Реставрационно-хранительский центр "Старая деревня" представил выставку костюмов, среди которых был ряд работ, созданных к фильму Александра Сокурова "Фауст". С этой кинолентой я познакомилась еще в 2011 году, желая узнать имя мастера, создавшего костюмы к фильму, я сделала открытие... Над пятью фильмами - "Молох", "Телец", "Солнце", "Русский ковчег" и "Фауст" - вместе с Александром Сокуровым работал один художник по костюмам - Лидия Михайловна Крюкова. 

Лидия Михайловна Крюкова заслуженный художник РФ, почетный кинематографист, обладательница серебряной медали ВДНХ, премий "Ника" и "Золотой орел". Информации о ней в Сети катастрофически мало, поэтому единственной возможностью "услышать её голос" стало интервью lookatme.ru с  художниками по костюмам. 

"После окончания факультета промышленного дизайна ЛВХПУ им. В. И. Мухиной по специальности текстиль я поняла, что мне не столько хотелось работать с тканями, сколько создавать из них образ. Я пришла на художественный совет киностудии «Ленфильм» со своими эскизами, там мне предложили на выбор пойти ассистентом художника по костюмам или в декораторы - работать с текстилем в интерьерах. Я сразу выбрала костюмы и четыре года отработала ассистентом у талантливых мастеров. Работа мне понравилась сразу, но также сразу пришло понимание, что это серьёзный труд, даже образ жизни.
Когда образование получала я, такой специальности как художник по костюмам и вовсе не было; сегодня же и в Москве, и в Санкт-Петербурге можно без проблем получить профессию в вузе. Конечно, ни один институт не даст по данной профессии полных знаний, необходимых для работы, поэтому сразу после учебы необходимо отработать несколько картин в роли ассистента художника по костюмам - это поможет освоить на практике специфику профессии. На каждой кинокартине приходится заново учиться, погружаться и изучать описываемую эпоху.
Человек, решивший связать с этим свою жизнь, должен понимать, что специфика профессии предполагает ненормированный рабочий день. Художник по костюмам отвечает за все, что в кадре, за каждую деталь: костюм, головной убор, бижутерию, обувь и многое другое, но главное - за художественный образ и соответствие его той эпохи, в которой происходят кинособытия. Для этого мы привлекаем на площадку различных консультантов - это не только специалисты по военному и историческому костюму, но и современные модельеры, если того требует заданная эпоха. На создание костюмов для исторических картин уходит больше времени: приходится досконально изучать новый материал, да и у таких костюмов пошив сложнее. Если в фирме исторических тканей мы не находим того, что нам нужно, расписываем ткани своими рисунками. Иногда покупаем что-то в антикварных магазинах. После того, как все костюмы сшиты, начинается их "фактурка" - сложный, длительный технологический процесс, благодаря которому ткани кажутся более старыми. Это нужно для того, чтобы костюмы были правдивыми и жизненными. Работа художника не заканчивается на изготовлении костюмов, дальше следует длительный процесс съемок, где его присутствие необходимо каждый съемочный день.
Одним из основных качеств, необходимых художнику по костюму, я бы назвала умение рисовать. Благодаря ему художник передает свои мысли и фантазии на заданную тему, по сути придумывает костюм. Не менее значимо умение убедить режиссера, актера и даже любого участника массовых сцен в необходимости надеть данный костюм. Конечно, важно иметь и врожденный вкус к прекрасному. Развивать в себе вкус, узнавать новое, черпать новые идеи и вдохновение можно, посещая выставки своих коллег, - и в России и за рубежом постоянно проводится масса полезных и интересных выставок работ художников по костюмам, где авторы демонстрируют не только эскизы, но и готовые вещи".

"Фауст" (2011)
Первые кадры фильма дают зрителю возможность полетать в облаках картины Альбрехта Альтдорфера, но на земле его ждет не великая битва Александра Македонского с Дарием, а неуютный, серый немецкий город. На создание декораций к нему художника-постановщика Елену Жукову вдохновили работы художника Карла Шпицвега. Являясь представителем стиля бидермейер, Шпицвег рисовал образы мирного, неторопливого течения жизни бюргеров, поэтизировал повседневность, которая своим теплом и комфортом защищает от внешних конфликтов и забот. "В этом бидермейер и соприкасается с романтизмом, впрочем, романтизация повседневности приобретает в нем, как правило, сниженный, умеренный характер. Вместе с тем само обращение к предметному миру, а значит - к натуре, несет  в себе если не черты, то предощущение реализма. И немецкий реализм действительно связан с бидермейером и как бы формируется в его недрах. ...Очевидно, правомерно рассматривать бидермейер как явление переходное от романтизма к реализму и вместе с тем как вполне самостоятельный феномен" (Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. - СПб.: Издательская группа "Азбука-классика", 2009).

Слева: К. Шпицвег. Заснувший ночной сторож. Ок. 1875 г. Дерево, масло. 29 х 19. Гейдельберг, Пфальцский музей.
Справа: К. Шпицвег. Визит князя. Ок. 1870 г. Картон, масло. 30,7 х 23,8. Мюнхен, Новая Пинакотека

Город Фауста только формами архитектуры напоминает мир Шпицвега. Серо-коричневый мир Фауста холодный и ветхий (несмотря на свою вечность), люди в нем бесприютны, жизнь их наполнена заботами и трудами, по улицам города то и дела проходят похоронные процессии. Это своего рода "готический бидермейер" со средневековыми аллюзиями, повседневной маетой и величием дикой природы за его пределами.
Город густо населен людьми разных сословий и родов деятельности. На него можно взглянуть как на маленькую модель Германии, населенную сдержанными, добропорядочными бюргерами. Германия - страна философов и ученых, влекомых средневековой страстью к философскому камню и гомункулам. Германия - страна крупных университетов с толпой бесшабашных студентов, занятых наукой и пирушками в кабаках. Германия - страна больших военных амбиций и потерянных поколений солдат, вернувшихся с войны. По улицам городка, где живет Фауст, ходят протестантские священники и католические монахи, в закоулках толкутся евреи, на узких улицах идет бойкая торговля, и женщины в традиционных костюмах разных местностей, воплощают собой все многообразие своей страны. Германия долгие годы была раздроблена на маленькие земли и княжества, следствием чего стало большое разнообразие народных костюмов в различных местностях. Только в XIX веке все немецкие земли были объединены в единое государство, получившее в свое владение десяток вариаций национальной одежды.

Бюргерша, торговки, прачки, служанки, солдаты, студенты, трактирщик, ростовщик и его помощник, Фауст и гробовщики - вот колоритное население города.
Эскизы костюмов женских персонажей фильма представляют собой набор традиционных для народного костюма элементов: нательная рубаха, лиф и юбка или платье, передник, нагрудные платки (концы которых завязаны под мышками), разнообразные головные уборы (чепцы, платки, шляпы) и обувь с вырезами и пряжками. Можно также встретить модное для начала XIX века городское платье, все в оборках и рюшах. Мужские костюмы сочетают элементы общеевропейского гардероба с предметами традиционной одежды - двубортные сюртуки, жилеты с воротником "шалька", короткие штаны, фиксирующиеся у колена шнурками с кисточками, гольфы/гетры. Среди многочисленного "гражданского платья" можно встретить мундиры солдат, вернувшихся с войны.
В эскизах костюмов чудесным образом нашло отражение многообразие народных головных уборов разных местностей - соломенные шляпы Фирланде, высокие чепцы Алленбурга, крошечные конусообразные шапочки Гессена, пышные банты Шаумбург-Липпе.




1. Фотография. Женщина в традиционном эльзасском костюме, её голову венчает большой чепец-бант (flügelhaube), в качестве каркаса для которого в начале ХХ века стали использовать проволоку. 
2. Кадр из фильма "Фауст". Агата (мнимая жена Ростовщика/Мефистофеля) носит необычный головной убор, его складки и сердцеобразная форма напоминают чепец жительниц Эльзаса.
3. Фотография. Женщина в традиционном костюме княжества Шаумбург-Липпе в "бюккебургском чепце" (капор с бантом).
4. Кадр из фильма "Фауст". Агата (мнимая жена Ростовщика/Мефистофеля) в головном уборе Шаумбург-Липпе.
5. Кадр из фильма "Фауст". Сцена на кладбище. Агата в пышном черно-коричневом чепце с белой отделкой.

Коричневое платье мнимой жены Ростовщика украшено многочисленными оборками, кружевом и бантами. Наличие разнообразных декоративных элементов может служить отсылкой к моде стиля Бидермейер (1820-1840) с его тягой к украшениям и пышности, а также к народному костюму, использующему богатую отделку, чтобы рассказать о статусе и положении владелицы костюма. Объемные рукава "пагода" с внутренними рукавами на манжетах цитируют моду 1820-х годов. 
Слева: Платье Маргариты.
В центре: Платье матери Маргариты.
Справа: Платье Агаты (мнимой жены Мефистофеля).

Костюмы главных героинь фильма являются фантазией на тему моды стиля Бидермейер. Период, следовавший за Наполеоновскими войнами, сделал моду более доступной для широких кругов общества, в том числе, и для сословия мещан (нижнего разряда городских обывателей), к которому принадлежат Маргарита и её мать. Платья героинь - это наряды городских жительниц, в них почти не осталось места для традиционных, народных элементов. Линия талии занимает свое естественное положение, что подчеркивает корсет, окончательно вернувшийся в женский гардероб около 1820 года. Юбки крепятся на обручи и соответствуют моде более позднего периода 1830-х годов. Лиф и подол платья являются отдельными элементами, что позволяет, заменив один из них, создать новый наряд, сэкономив средства на новый костюм. От объемных рукавов "жиго" или "баранья нога", невероятно популярных в 1820-х, осталось только напоминание в виде нескольких рядов буфов на платье матери Маргариты. Наряд Маргариты выполнен из модной в то время ткани в клетку и декорирован светло-коричневым кружевом (манжеты и воротник). По центру лифа и подола платья проложен ряд декоративных горизонтальных складок, к которым пришиты пуговиц, что создает иллюзию многослойности костюма.  

1. Кадр из фильма "Фауст". Мать Маргариты в траурном головном уборе из черного кружева.
2. Кадр из фильма "Фауст". Сцена в доме Маргариты (поминальный обед по Валентину). Мать Маргариты надела коричневый чепец, завязывающийся лентами под подбородком, а также имеющий необычную надставку в верхней части.
3. Этнографическая зарисовка. Девушки из Силезии в народных костюмах.
4. Изображение традиционных костюмов земли Гессен.

Слева: Траурное платье Маргариты. Рукава наряда декорированы буфами. Драпировка, подобная той, что заложена в области груди, часто использовалась в модном костюме первой половины XIX века, особенно в сочетании с глубоким декольте. Платье дополняет жемчужная брошь (жемчуг очень популярен в начале века), шаль с бахромой и маленькая черная сумочка, украшенная двумя вышитыми красными цветами и длинной нитяной кистью. 
Справа: Траурное платье матери Маргариты. Накидка-мантеле была не только предметом модного гардероба, но и переосмысленным элементом традиционного костюма некоторых германских земель, в частности Шаумбург-Липпе.

1. Кадр из фильма "Фауст". Маргарита на кладбище после похорон Валентина.
2. Петрус Кристус. Портрет девочки. Ок. 1470 г. Дерево, масло. 28 х 21. Берлин, Государственные музеи, Картинная галерея.
3. Открытка. Традиционный костюм Тюрингии.
4. Кадр из фильма "Фауст". Золотые волосы, нежный овал лица, молочная кожа и губы-бантики Маргариты рождают в памяти образ Девы Марии
5. Альбрехт Дюрер. Мадонна с Младенцем (с грушей). 1526 г. Дерево, масло. 43 х 32. Флоренция, Галерея Уффици.

Одежда Фауста вполне соответствует моде начала XIX века (1820-1840). Основными предметами мужского гардероба являются фраки, сюртуки, пальто и длинные брюки. В целом костюм тяготел к темным тонам, на фоне чего выделялись жилетки, которые шили из пестрой цветастой или клетчатой ткани (клетка в большой моде). "Единственными броскими частями мужского туалета становятся воротник и манжеты; воротник увеличивается и поднимается вверх, он очень жесткий, манжеты изменились, теперь они длиннее рукавов сюртука. И только к концу периода воротник принимает форму, к которой мы привыкли теперь; он "перемещается" и под него спереди подкладывается завязанный галстук. Этот галстук уже и его краски не очень выразительны: днем носится черный, вечером - белый галстук. Сложно завязанные платки встречаются теперь редко и свидетельствуют о консерватизме их обладателя. Для романтиков характерен черный галстук, который свободно завязан" (Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1988 г.). В моде продолжает оставаться цилиндр, меняющий только свои размеры, наряду с ним мужчины носят мягкие шерстяные шляпы. Фауст выбирает головной убор больше напоминающий феску или тюбетейку.
Слева: "Рабочая" одежда Фауста - коричневые брюки, рубаха и грубый "кожаный" передник, напоминающие облачение средневекового алхимика.
В центре: "Повседневный" костюм - сюртук, пестрый жилет, полосатые брюки, белая рубашка с высоким воротником и галстук.
Справа: Домашняя одежда Фауста - шлафрок с застежками "клевант", популярным элементом мужской одежды в XIX веке.

1. Кадр из фильма "Фауст". Фауст в "железных" латах, которые на самом деле выполнены из пластмассы.
2. Л.М. Крюкова. Эскиз костюмов Фауста и Маргариты.
3. Поль Гаварни. "Друг мой, мы должны быть разумны". Литография, 1841 г. Изображение взято из книги "Иллюстрированная энциклопедия моды", 1988 г. 
4. Кадр из фильма "Фауст". Траурные костюмы героев.
5. Иллюстрация. Мужской костюм периода 1820-х годов.

Между траурным платьем матери Маргариты и пышным нарядом Агаты находится костюм Ростовщика/Мефистофеля, сочетающий атрибуты мужского гардероба XIX века (длинные брюки) с расшитым камзолом, явно отсылающим к веку XVIII. Почему бы и нет, чего только не найдешь у ростовщика, да ещё и у такого вечного.

1. Кадр из фильма "Фауст". Таким Ростовщик/Мефистофель появляется на улицах города, предпочитая в своей лавке носить старую, ветхую вязаную кофту и поддерживать брюки подтяжками, которые традиционно носят баварцы.
2. Кадр из фильма "Фауст". Ростовщик и Фауст на похоронах брата Маргариты. В траурном костюме Ростовщика выделяется бледно-розовый жилет с нежным полосками и цветочным узором.
3. Кадр из фильма "Фауст". Ростовщик в потертом, проеденном мышами, камзоле и узорчатом жилете.
4. Л.М. Крюкова. Эскиз костюма (или тела) Ростовщика/Мефистофеля для фильма "Фауст".
5. К. Шпицвег. Бедный поэт. 1839. Холст, масло. 36,2 х 44,6. Берлин, Старая национальная галерея. По образу и подобию изображенной комнаты было оформлено жилище Фауста.

P.S. Получив "Золотого льва" на 68-м Венецианском кинофестивале, фильм Александра Сокурова "Фауст", не оставил равнодушной и модную индустрию. Vogue Italia провел параллели между работами Лидии Михайловны Крюковой и моделями Valentino, Armani, Alexander McQueen, Etro, Yohji Yamamoto сезона Осень-зима 2011 года.

Фотографии костюмов были сделаны на выставке Реставрационно-хранительского центра Государственного Эрмитажа "Старая деревня". Эскизы костюмов к фильму "Фауст" взяты на сайте seance.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий