четверг, 19 мая 2016 г.

Hvitträsk

Чуть больше года назад благодаря М. и его верной машине я наконец-то смогла осуществить свою давнюю мечту - посетить виллу Виттреск. Это сказочное место является воплощением романтической фантазии трех друзей архитекторов, а в основе создания виллы лежит прекрасная история дружбы, творчества, верности и любви.


Вилла Виттреск находится в деревне Луома, примерно в тридцати километрах западнее Хельсинки, на вершине поросшей соснами горной гряды, которая окружает озеро Виттреск ("Белое озеро"). Три друга-архитектора Армас Линдгрен, Герман Гезеллиус и Элиэль Сааринен приобрели большой участок земли в 1901 году. Это чудесное место на крутом берегу над озером было найдено во время работы трех архитекторов над резиденцией Р.Э. Вестерлунда - виллой Витторп. Следует отметить, что в начале 1900-х годов вокруг озера Виттреск было выстроено большое число вилл, что объединяло их владельцев в своеобразное сообщество отдыхающих. Такому успеху "Белого озера" способствовала уединенность и живописность местности, а также близкое расположение железнодорожной станции.


Строительство виллы Виттреск проходило в 1901-1903 годах, первым было завершено здание Малой виллы (Lilla villan), которое впоследствии занимала семья Германа Гезеллиуса. Основное здание виллы разделили между собой семьи Элиэля Сааринена (южное крыло) и Армаса Линдгрена (северное крыло с башней, которая погибла при пожаре 1922 года). Соединительным звеном между двумя жилыми частями было одноэтажное помещение студии, в которой размещалось архитектурное бюро Гезеллиуса-Линдгрена-Сааринена ("Arkkitehtitoimisto Gesellius, Lindgren, Saarinen").
"Виттреск" принес архитекторам подлинную славу. Он явился своего рода финалом в долгих поисках финскими зодчими типа деревянного загородного жилища, наиболее подходящего для северного климата. Финский павильон на Парижской Всемирной выставке и дом-студия "Виттреск" были первыми законченными произведениями "национального романтизма", давшими мощный импульс развитию нового архитектурного течения в Финляндии" (Екатерина Дубровская. "Виттреск": дом, как произведение искусства// Исторический журнал. - 2012. - № 6). Массивная каменная кладка в основании здания и бревенчатые срубы являются воплощением карельской традиции в деревянном зодчестве. Наряду с этим, покрытие стен гонтом, форма красной черепичной крыши и дымоходов напоминают больше об американской и английской архитектурной традиции.  

Здание Малой виллы

Ко времени строительства виллы "Виттреск" Элиэль Сааринен был женат на Матильде (Матти) Тони Шарлотте Юльден, их брак распался в 1903 году, а виной тому стала сестра Германа Гезеллиуса - Минна Каролина Матильда Луиза (Лоя) Гезеллиус, в которую без памяти влюбился Сааринен. Но не зря "Виттреск" был "романтическим" домом-замком, построенным под впечатлением от средневековой архитектуры, в таком сказочном месте не должно быть разбитых сердец. Матильда Юльден стала возлюбленной Германа Гезеллиуса, а в марте 1904 года женой, когда обе новоиспеченные пары сыграли свадьбы в один день. 
Мало известно о жизни Германа и Матильды Гезеллиус. Фотографии запечатлели их как двух стильных людей, наслаждающихся жизнью, друг другом и творчеством. Пара не имела детей и всю нежность дарила домашним любимцам - русским борзым Наде и Нимроду. 
Армас Линдгрен был самым "опытным" семьянином. Он переехал на виллу Виттреск с женой Ирэной Оливией Хеллстен и двумя маленькими дочками Маргаретой и Хеленой (позднее у них появилась сестренка Марианна). Ирэна Линдгрен увлекалась музыкой, садоводством и дизайном интерьеров. 
Лоя Сааринен была талантливым молодым скульптором, но после замужества посвятила всю себя жизни семьи и творчеству мужа. На вилле Виттреск появились на свет дети Элиэля и Лои Сааринен - Эва-Луиза (Пипсан) и Ээро. Дети росли в творческой атмосфере, в окружении талантливых людей и прекрасных вещей, не удивительно, что Пипсан Сааринен (в замужестве Суонсон) стала впоследствии дизайнером, а Ээро - архитектором.

Слева направо: Матильда и Герман Гезеллиус
Армас и Ирэна Линдгрен с дочерьми
Пипсан, Лоя, Элиэль, Ээро и Юхо (отец Элиэля) Сааринен

Двери виллы Виттреск всегда были открыты для гостей (здесь бывал даже Максим Горький). В 1909 году её посетило сразу 150 человек - участники Третьей Скандинавской конференции архитекторов желали взглянуть на чудо финского строительства. Родственники, друзья и коллеги подолгу задерживались под крышей этого уютного дома. Архитекторы и ассистенты, работавшие в бюро Геселлиуса-Линдгрена-Сааринена, даже имели здесь собственные спальни. 
Такое большое сообщество жизнерадостных, веселых и свободных людей не могло существовать без развлечений, игр и разнообразных затей. Озеро Виттреск давало возможность купаться, рыбачить, кататься на лодках летом, а зимой - на коньках. Бадминтон, теннис, бильярд и лыжные прогулки - вот малый список увлечений населения виллы. Жизнь Виттреска не обходилась без застолий и праздничных ужинов. Хозяева дома угощали гостей блюдами, которые сами очень любили, и которые готовили из даров леса и озера Виттреск - ягод, грибов и рыбы. Знаменитым десертом семьи Сааринен был черничный пирог. Любимым блюдом Элиэля Сааринена являлся "Биф Веллингтон", а его страсть к венгерским винам даже привела к выращиванию винограда в саду виллы. Лозу привез из своей родной страны венгерский скульптор Геза Мароти - добрый друг Сааринена и частый гость его дома. И сегодня виноград виллы Виттреск, если лето было теплым и солнечным, маленькими, но ароматными гроздьями ягод.
Чудесное художественное сообщество, обитавшее на вилле Виттреск, стало распадаться после 1905 года, когда Армас Линдгрен принял решение вернуться с семьей на постоянное место жительство в Хельсинки. Большой объем работы требовал от него присутствия в столице. Герман и Матильда Гезеллиус заняли дом Линдгренов в северном крыле виллы, и студия стала местом работы двух архитекторов - Гезеллиуса и Сааринена. Но и этот союз просуществовал только до 1907 года, когда Гезеллиус тяжело заболел и отошел от дел. После его смерти в 1916 году весь комплекс виллы Виттреск перешел во владение семьи Сааринен. В 1923 году Элиэль Сааринен, а следом и Лоя с детьми, переехали в США и поселились в Чикаго, но они никак не могли забыть Виттреск - содержали штат прислуги, заботящейся о вилле, только в 1949 году они решились продать горячо любимый дом.

Семьи Сааринен и Мароти на лыжной прогулке

Сегодня вилла Виттреск представляет собой музейный комплекс, включающий в себя постоянную экспозицию - интерьеры дома семьи Сааринен в южном крыле здания и пространство для временных выставок в студии бывшего архитектурного бюро. В северном крыле, восстановленном по проекту Ээро Сааринена после пожара в 1923 году, размещаются помещения для встреч и конференций. Малая вилла превращена в ресторан для гостей музея. 
Вилла Виттреск начала превращаться в музей в 1969-1971 годах. Реставраторы стремились сохранить дух эпохи начала 20 века, сделать пространство многогранным - семья Сааринен довольно часто вносила изменения в интерьер - и показать этапы становления виллы. Были также сохранены детали, оставшиеся после вторых владельцев Виттреска - семьи Вуорио. Например, увеличенное в размерах окно детской комнаты. Многие предметы мебели были сохранены и вернулись на свое место в 1970-х годах. Недостающие элементы обстановки (мебель, напольное покрытие, обои) были воссозданы по чертежам и фотографиям семьи Сааринен. 


Гостей виллы встречает холл, из которого можно пройти не только в гостиную, как во времена семьи Сааринен, но и в помещение бывшей кухни, где сегодня находится музейный магазин и касса. А оттуда уже спустится в подвал, бывший одновременно погребом для хранения еды и мастерской Лои Сааринен, где стоял её ручной ткацкий станок. Вернувшись обратно на первый этаж, посетители музея попадают в "общественное" пространство виллы Виттреск, оформленное для приема гостей, отдыха, развлечений, обедов и ужинов, работы и деловых встреч. 

Гостиная (главная комната)
Интерьер гостиной был оформлен в 1905-1906 годах, когда в Турку по проекту Элиэля Сааринена был выполнен мебельный гарнитур: стол, три кресла (оригинальная обивка которых была синей), диван, книжный шкаф, напольные часы, глобус на подставке и карточный столик. Диван был создан специально для национального финского ковра рюйю. Уходя в дальние походы, викинги брали с собой такие ковры, чтобы стелить их на скамьи гребцов, а ночью накрываться  во время сна. Со временем рюйю вошли в повседневный обиход в качестве покрывал для кроватей, но к началу XIX века были вытеснены промышленными изделиями. Из забвения рюйю поднялись на волне национального романтизма рубежа XIX-XX веков, став настоящим символом финской культуры. В гостиной виллы Виттреск находится ковер "Пламя", автором которого являлся художник Аксели Галлен-Каллела, подаривший свое творение семье Сааринен (сегодня в музее хранится копия). Рюйю выполнял особую функцию - согревал ноги сидящих на диване людей, им также можно укрыться почти до самого пояса. Одним из главных элементов комнаты является печь. Разнообразие и яркость печей виллы Виттреск (всего их 12) порадует любого посетителя. Разноцветная плитка для них поставлялась с завода Вильгельма Андстена в Хельсинки. Некоторые металлические детали для печей выполнил художник Эрик Эрстрём, занимавший со своей женой Ольгой "Олли" Гуммерус-Эрстрём в 1910-х годах Малую виллу. Виттреск был почти полностью электрифицирован в период между 1911 и началом 1920-х годов. Однако в гостиной продолжала находиться люстра, выполненная по проекту Лои Сааринен, 24 свечи на которой символизировали сутки, полные удачи для виллы и всех её обитателей. 

Столовая
Пространство столовой разделено на зону отдыха и обеденную зону. Первую из них занимает большая печь и угловой диван, покрытый ковром рюйю. Элиэль Сааринен периодически изменял обстановку столовой. Так на смену ковру с цветочным узором в 1914 году пришел "Сказочный рюйю", рассказывающий о жизни Виттреска. Здесь изображена Лоя среди её любимых цветов, Пипсан в образе принцессы и Ээро в окружении животных. Дубовый столовый гарнитур, декорированный резьбой, также сменил в 1918 году предшествующий вариант меблировки. Обеденная зона, как место репрезентативное, официальное, для встреч с гостями виллы, наполнена изображениями эмблемы Виттрестка - башня Малой виллы в венке из роз. Здесь же располагается витраж "Соперничество женихов" работы Э. Он повествует об истории любви, развернувшейся на фоне виллы Виттреск. В центре Матильда Юльден (в образе инфанты Маргариты Веласкеса), а Элиэль Сааринен и Герман Геселлиус борются за её сердце (в образе музыкантов с полотен малых голландцев). Элиэль и Лоя Сааринен были музыкальными натурами, среди их друзей были такие композиторы как Ян Сибелиус, Роберт Каянус и Густав Малер. Не случайно столовая выполняла дополнительную функцию музыкальной комнаты, в которой находилось пианино. Сводчатые потолки обеспечивали чудесное звучание инструмента, а уютный угловой диван отлично подходил для наслаждения музыкой. Своды потолка, стены и верхняя часть синий кафельной печи покрыты фреской со стилизованным изображением дерева, её автором являлся художник Вяйнё Бломстедт, живший неподалеку от виллы Виттреск. Внимание посетителя, любующегося оформлением потолка, может также привлечь необычная лампа, воссозданная по проекту Лои Сааринен.

Библиотека
В первые годы после строительства виллы Виттреск эта часть студии, в которой работали архитекторы со своими ассистентами, была занята бильярдом и представляла собой зону отдыха. В 1908 году её отделили перегородкой от основного пространства студии, чтобы сделать личные кабинеты для Элиэля Сааринена и Германа Гезеллиуса, после смерти которого кабинет стал полностью принадлежать Сааринену. На этом этапе комната была преобразована в библиотеку, здесь разместилось рабочее место (массивный стол и стул) хозяина виллы и книжные полки. Скрытым от глаз посетителей было задумано пространство с камином и большими диванами. Когда рабочий день архитектурного бюро Элиэля Сааринена затягивался, здесь собирались архитекторы и ассистенты, чтобы отдохнуть и подкрепить силы сандвичами Лои Сааринен и венгерским вином. В библиотеке проводились деловые встречи, переговоры и обсуждения планов работы. Семья Сааринен тоже часто собиралась у камина, об этом лучше всего может рассказать картина Элиэля Сааринена "Лоя, Пипсан и Ээро в библиотеке виллы Виттреск" (1910-е годы. Холст, масло. Частная коллекция).
В архитектурной студии сегодня располагается зал для временных выставок. В нем находятся оригинальные предметы мебели и рельеф "Ангел воскресения" работы Геза Мароти.

В библиотеке виллы Виттреск

На втором и третьем (мансардном) этажах виллы располагаются личные комнаты семьи Сааринен. В отличие от первого этажа, оформленного в духе национального романтизма в достаточно темных тонах, спальни и детская полны света, наполнены белой мебелью и хранят в себе некоторые черты английского модерна.
Ванная комната
Ванна предназначалась хозяевам виллы - Элиэлю и Лое Сааринен. Детская, гостевые и комнаты прислуги были оборудованы умывальниками с тазами. Вода поступала в дом из резервуара в подвале, туда ее закачивали из озера Виттреск с помощью дизельного насоса. Обстановка ванной комнаты сохранена в варианте 1950-х годов, от времен семьи Сааринен сохранился только шкафчик и раковины. 

Детская и игровая комнаты
Оригинальный интерьер детской остается до конца неизвестным, сегодня в полупустой комнате стоят только стулья и пара детских кроваток. Комната отделена от помещения для игр перегородкой, поставленной в 1950-х. Спустившись по лесенке из нескольких ступеней, попадаешь в солнечную бело-желтую игровую. Изначально в этом пространстве располагался офис, в котором работали чертежники, но после появления на свет Пипсан помещение было перестроено и оборудовано для детей в 1908-1909 годах. Комната оформлена по всем требованиям к детской начала ХХ века: светлые тона, легкие для мытья поверхности, много света и пространства для занятий разного рода, мебель, подходящая детям по размеру. Шкаф, столы, стулья, полки для игрушек были восстановлены по проекту Элиэля Сааринена в 1980-х годах. Единственными оригинальными предметами являются ковер Рюйю, сотканный на заказ в 1908 году, эскиз витража для столовой и маленькая тележка, с которой играли Пипсан и Ээро. Синяя кафельная печь была утрачена, на её месте в конце 60-х годов построили новую, декорированную желтым кафелем и фреской. 

Вид из окна детской комнаты на озеро Виттреск

Спальня Элиэля и Лои Сааринен
Интерьер спальни хозяев виллы Виттреск был обновлен в 1910-х годах, появилась белая двуспальная кровать и шкаф, в оформлении которых повторялась плавная изогнутая линия. Зеркало, стулья и, вероятно, прикроватные тумбочки были сделаны в 1902-1903 годах и. предположительно, перевезены из дома семьи Сааринен в Хельсинки. Изначально они были просто покрыты лаком, но после появления новых белых предметов, старая мебель подверглась перекрашиванию. Стены комнаты оклеены темно-зелеными обоями в мелкий розово-сиреневый цветочек, их воссоздали по старым фотографиям. Интерьер выполнен в традициях Северного модерна, об этом напоминают резные детали со стилизованными изображениями боярышника и башни, окруженной венком из роз (эмблема виллы Виттреск).

Оранжерея (Комната орхидей)
Лоя Сааринен была невероятно увлеченным садоводом. В оранжерее она выращивала экзотические растения - орхидеи, лилии, аспарагус, плющ. Более традиционным видам растений было отведено место в огромном саду, о котором Лоя Сааринен не переставала заботиться и после переезда семьи в Америку. Она отправляла письма управляющему виллы Виттреск с рекомендациями, советами и наставления в отношении сада и оранжереи. 
Долгое время в оранжерее находилась только пара плетеных стульев и подставки для цветов, пока Элиэль Сааринен не создал гарнитур в том же стиле, что мебель в спальне. С этого времени частыми стали семейные завтраки в оранжерее, в лучах теплого утреннего солнца.

Розовая комната Пипсан Сааринен
Для повзрослевшей дочери Элиэль Сааринен оформил новою спальню, которая получила название благодаря обивке стен тканью c изображением роз. Для комнаты Пипсан был создан белый мебельный гарнитур, включавший стол, диван, четыре стула, прикроватный столик. Большой стол для умывания, к сожалению, со временем был утерян, но его восстановили по фотографиям 1910-х годов. Все предметы мебели сегодня занимают свое исконное место, а в алькове кровати находится портрет Пипсан Сааринен работы Геза Мароти.
Спальня Пипсан располагалась на третьем (мансардном) этаже здания, по соседству с комнатой дедушки - викария Юхо Сааринена, помещениями для работников архитектурного бюро и прислуги. 

Возле башни Малой виллы.
Чудесно прогуляться вокруг виллы Виттреск - полюбоваться озерными далями с высокого берега, побродить по тропкам среди сосен, угадать хотя бы несколько сортов растений в саду, послушать тишину на маленьком пляже.
Неподалеку от виллы находится надгробный камень Германа Гезеллиуса, Элиэля и Лои Сааринен. 


В качестве постскриптума:
"По свидетельства очевидцев, Элиэль Сааринен и двое его близких друзей с интересом читали английский журнал "The Studio". Отдельные публиковавшиеся в нем проекты усадебных построек, вероятно, и подсказали архитекторам образное решение их виллы на Белом озере" (Екатерина Дубровская. "Виттреск": дом, как произведение искусства// Исторический журнал. - 2012. - № 6). 
В этой связи, конечно, сразу вспоминаешь Уильяма Морриса, его Красный дом и в целом "Движение искусств и ремесел". Потом приходят на ум имена Ричарда Нормана Шоу, Чарльза Войси и Хью Маккея Бейли Скотта. А вот о влиянии Чарльза Ренни Макинтоша упоминают лишь вскользь. Мне (обожателю мистера Макинтоша) видятся такие отсылки к творчеству художников Глазго в некоторых деталях интерьеров второго этажа виллы Виттреск:

1. Текстиль. Белые занавески, скатерти и чехлы для подушек (как в данном случае) в комнатах виллы Виттреск декорированы вышивкой с изображением стилизованных бледно-розовых бутонов роз на нежно-зеленых стеблях. При создании воротника и пояса художница из Глазго Джесси Ньюбери использует ту же цветовую гамму и флореальные мотивы.
2. Квадраты. Столбы в игровой комнате виллы Виттреск и стул из "Ивовых чайных" Чарльза Макинтоша. Элемент, составленный из 9 или 16 квадратом, является визитной карточкой шотландского мастера.
3. Белая мебель. Не только цвет, но и формы некоторых предметов мебели (кровать, прикроватные тумбочки, шкаф) в спальне Элиэля и Лои Сааринен заставляют вспомнить обстановку дома Чарльза Макинтоша и Маргарет Макдональд-Макинтош в Глазго. С работами шотландских дизайнеров Сааринен мог познакомиться в журнале "The Studio", где были представлены фотографии VIII выставки Венского Сецессиона (1900 год), в которой принимала участие "Четверка Глазго" (Чарльз Макинтош, Герберт Макнейр, сестры Маргарет и Френсис Макдональд).


Страница музея виллы Виттреск на сайте Национального музея
Статья Екатерины Дубровской "Виттреск": дом, как произведение искусства

Комментариев нет:

Отправить комментарий