вторник, 28 марта 2017 г.

Талашкино

Лето 2013 года стало одним из самых запоминающихся в моей жизни. Я закончила университет, впереди маячила новая и совершенно незнакомая реальность, а родители позволили мне взять тайм-аут и до осени не работать. Это лето прошло, как в эйфории, в круговороте событий, новых встреч, душевного подъема и небольших, но запоминающихся путешествий.
Тем летом мама исполнила мою мечту, составив мне компанию в поездке в Смоленск. Сам город не был основной целью вылазки - нас интересовало Талашкино. В один из дней нашего путешествия мы сели на смоленском автовокзале в видавшее виды маршрутное такси и покатили в направлении поселка Флёново. Сойдя на нужной остановке, мы продолжили свой путь - покинули поселок и по пыльной проселочной дороге, среди обширных полей отправились на поиски музея "Теремок", единственного живого воспоминания об имении Марии Клавдиевны Тенишевой - Талашкино. День был чудесный - август, жаркое солнце, сладкий запах разнотравья, стрекотание кузнечиков и щебет птиц. Настоящее русское лето! О том, что мы почти у цели, нам подсказала внезапно возникшая перед нами тенистая липовая аллея. Она-то и привела нас к воротам историко-архитектурного комплекса "Теремок".
Лето закончилось, вскоре дома начался большой ремонт, и в этом хаосе исчезла карта памяти со всеми фотографиями из нашего с мамой смоленского путешествия. Прошло три года, утихло сожаление о дорогой пропаже, когда вдруг в одной из коробок со старыми вещами была найдена заветная карта памяти. Наши воспоминания наполнились новыми красками, мы снова увидели себя в Талашкине. 

Сегодня о княгине Марии Клавдиевне Тенишевой написано и сказано очень много. Пленительная певица, талантливый художник, известная меценатка, активная покровительница искусств, увлеченный коллекционер, историк, архитектор, археолог, ученый, педагог - это все она. Разносторонне одаренная личность, Мария Клавдиевна Тенишева сочетала в себе силу характера, истинную аристократичность, энциклопедические знания в области искусства и неизменное стремление к общественно полезному применению своих способностей, познаний, энергии. Имение Талашкино стало тем местом, где с особой широтой и яркостью развернулись её силы и талант.
Слева: Княгиня Мария Клавдиевна Тенишева. Фото 1893 года. Справа: Княгиня Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская. Париж, 1899 год.

Село Талашкино известно с XVII века, когда в эпоху польского владычества оно было пожаловано польскому шляхтичу Гейдалу Талашке. В начале XVIII века село было даровано за верную службу русскому престолу одному из представителей рода - Шупинскому. Со временем семья обрусела, и уже в конце XIX века во владение имением Талашкино вступила Екатерина Константиновна Святополк-Четвертинская (урожденная Шупинская). Екатерина Константиновна (Киту) была доброй подругой княгини Тенишевой, которой и продала Талашкино в 1893 году. В дополнении к тому, после долгих усилий у потомков помещика Красноленского было приобретено имение Флёново, находившееся в версте от Талашкино. 

"Надо сказать, впрочем, что многое, про что мы говорим "Талашкино", происходило на самом деле во Флёнове, в хуторе, который княгиня прикупила к своим землям специально для своей деятельности. Это Флёново с холмом, возвышающимся над остальной местностью (на этом-то холме и будет потом построен храм), находилось в полутора верстах от господского талашкинского дома. То есть оно и сейчас находится на том же месте, исчезла только точка отсчета - господский дом. И если сейчас везут экскурсантов в "Талашкино", то на самом деле они в Талашкино не попадают, затем что ни смотреть, ни делать им там нечего, а попадают они исключительно во Флёново" (Владимир Алексеевич Солоухин Продолжение времени: Письма из разных мест).
Слева: Фасад господского дома в Талашкине. Из альбома Е.К. Святополк-Четвертинская. Справа: Сохранившаяся часть аллеи, ведущей во Флёново. Фото: 2013 год.

На протяжении почти четверти века Талашкино являлось крупным художественным центром России, занятым поиском путей возрождения народного искусства. Мария Клавдиевна Тенишева начала все с создания сельскохозяйственной школы для крестьянских детей. В школу принимались дети-сироты, только Смоленской губернии и не моложе 9 лет (к этому возрасту крестьянский ребенок начинает сознавать себя). В течение шести лет ученики талашкинской школы должны были освоить курс общего образования, обучиться сельскому хозяйству и ремеслам. 
Девочки занимались рукоделием, а мальчики могли выбрать столярно-плотничное, гончарное, корзиночное, шорное или кузнечное ремесло. Главной задачей ремесленных мастерских было сделать учеников школы способными вести свое домашнее хозяйство без помощи посторонних специалистов. Однако постепенно мастерские превратились из учебных в художественно-промышленные, куда приходили работать мастера из местных кустарей. Следом за этим возникла идея поставить во главе ремесленных мастерских талантливого, знающего человека, увлеченного идеей возрождения народных промыслов. С легкой руки Михаила Александровича Врубеля, в Талашкино был приглашен Сергей Васильевич Малютин.

"Мне давно хотелось осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве. Наши деды сидели на деревянных скамьях, спали на пуховиках, и, конечно, эта обстановка уже перестала удовлетворять современников, но почему же нельзя было построить все наши кресла, диваны, ширмы и трюмо в русском духе, не копируя старины, а только вдохновляясь ею? Мне хотелось попробовать, попытать мои силы в этом направлении, призвав к себе в помощь художника с большой фантазией, работающего тоже над этим старинным русским, сказочным прошлым, найти лицо, с которым могла бы создать художественную атмосферу, которой мне недоставало" (Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни).
Памятник М.К. Тенишевой (скульптор Л.А. Ельчанинова, бронза, 2008 год) на фоне здания бывшей талашкинской школы.

В Талашкино Сергей Васильевич Малютин с женой и четырьмя детьми приехал в 1900 году и остался на три года. Время, проведенное в Смоленском имении княгини Тенишевой, стало для Малютина периодом насыщенного творчества, полноценного раскрытия таланта и воплощения художественной фантазии. Пейзаж Талашкина и Флёнова он украсил яркими резными воротами и затейливыми мостиками. Старый флигель для гостей, располагавшийся напротив господского дома, превратился в театр, под руководством Малютина его покрыли резьбой, расписали, снабдили декорациями и лавками для зрителей. 
Талашкинские мастера создавали по эскизам художника изделия из керамики и дерева: предметы мебели, сани, ларцы, игрушки, посуду, декоративные предметы. Для балалаечного оркестра сельскохозяйственной школы по проекту Малютина был создан ряд чудесных балалаек со сказочными росписями на деках. Сегодня знакомые с детства герои былин и сказок, воплощенные художником в дереве и керамике, населяют главное талашкинское детище С.В. Малютина - избу "Теремок". Жар-птицы, аленькие цветочки, прекрасные царевны, Садко, Баян и диковинные звери встречают каждого гостя "Теремка".
Теремок. Фрагмент экспозиции. Изразцовая печь и мебель по проекту С.В. Малютина. 1900-е годы.

Теремок. Фрагмент экспозиции. Изделия талашкинских мастерских.

Резные деревянные рамы. С.В. Малютин, А.П. Зиновьев. 1900-е годы.

"Недалеко от будущей церкви, на склоне горы, на фоне елей и сосен, мне захотелось построить себе особый домик в русском стиле, и по рисунку Малютина был выстроен хорошенький, уютный "теремок", с красным резным фронтоном, исполненным в наших мастерских, с гармоничной раскраской. Из окон его расстилался чудный вид, а у подножия горы раскинут был школьный фруктовый сад, дальше шли поля, окаймленные лесами. В этом теремке поместилась учительская читальня, пианино, а в нижнем этаже читальня для учеников" (Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни).
Теремок. Северный и восточный фасад. 1900-01 гг.

Теремок. Восточный фасад. Окно по проекту С.В. Малютина. 1900-01 гг.

Теремок. Южный фасад. 1900-01 гг.

Теремок. Западный фасад. 1900-01 гг.

Декоративные элементы фасадов Теремка - добрые драконы, совы под стрехой крыши, сливы в виде еловых шишек, жар-птицы под окошками и диковинные цветы.

Художественный критик Сергей Константинович Маковский так описывал сказочную избушку С.В. Малютина: "Теремок - просторная двухэтажная изба со сложенным из кирпича основанием; она стоит на пологом холме, верстах в двух от усадьбы имения, огороженная частоколом; деревянные затейно-резные ворота указывают путь к навесному крыльцу. Кругом редкий ельник и стройные нежно-белые стволы берез внизу открываются дали изрытых оврагами полей. И веет древней сказочной былью от этого уголка. Черепичная крыша высоко поднимается над узорчатыми наличниками окон расписными во многие цвета; словно фантастические ожерелья, пестрят на темных бревнах разнокрасочные орнаменты, карнизы, барельефы, завитки чудовищных цветов, странные лебеди с распушенными хвостами, лубочные солнца, волнистые нити всевозможных кружков, полосок, звезд, квадратов. Некоторые детали восхищают своей неожиданностью, живописной простотой, смелым своеобразием композиции. У них чувствуется особая, берендеевская красота, что-то донельзя восточнославянское, замысловатое, варварское и уютное".

По проекту Сергея Васильевича Малютина в Талашкине был выстроен еще один дом в русском стиле, предназначавшийся для семьи самого художника. В годы Русско-японской войны в нем располагался лазарет для выздоравливающих воинов.
После отъезда С.В. Малютина в 1903 году Мария Клавдиевна Тенишева пригласила заведовать художественными мастерскими выпускников Строгановского училища Алексея Зиновьева и Владимира Бекетова. Работа шла дружно. Резная, столярная и вышивальная мастерские быстро развивали производство предметов быта, украшений, вышивок, декоративной керамики. Художественная сторона деятельности мастерских находилась в полном ведении профессиональных художников, по их эскизам местные кустари украшали изделия резьбой, вышивкой или росписью. Смоленские ремесленники также снабжали талашкинские мастерские готовыми предметами - домоткаными холстами, санями, дугами, музыкальными инструментами - для дальнейшего декоративного оформления.
Единственной областью, где кустарям доверяли и техническую, и художественную сторону исполнения изделия была вышивальная мастерская. Желая сохранить традиционные местные приемы и мотивы вышивки, М.К. Тенишева покупала старинные крестьянские костюмы и обеспечивала заказами более 2000 крестьянок, вышивавших на дому. Мария Клавдиевна полагалась на природный талант, чутье и владение техникой народных мастеров, но не смогла обойтись без вмешательства в их творчество. Традиционно яркие красные, синие и желтые нитки были заменены нитями более мягких пастельных тонов, свойственных искусству эпохи модерн.
Деятельность художественных мастерских в Талашкине была не столько возрождающей традиционные промыслы, сколько создающей национальный русский вариант стиля модерн, который получил популярность не только в России, но и за рубежом. Во многом тому способствовало открытие в Москве магазина "Родник" (1901 год), и подобных ему в других странах. 
Мысленно примеряю народный костюм в экспозиции Теремка😉

Мария Клавдиевна Тенишева и сама много работала в мастерских - расписывала ларцы, шкафчики, дуги, создавала рисунки вышивок, эскизы предметов мебели, но самое главное, она была великолепным мастером эмальерного дела. 
Помимо творческой деятельности княгиня Тенишева занималась собирательством историко-этнографической коллекции. С 1897 года главным помощником Марии Клавдиевны в поисках и приобретении уникальных предметов старины стал Иван Федорович Барщевский. Из глухих смоленских деревень, из дальних поездок по российским губерниям привозились в Талашкино иконы, книги, крестьянская утварь, народная одежда. Все эти предметы поначалу размещались в здании "Скрыня" (так на Смоленщине называли сундук для ценностей), а в 1905 году были перевезены в Смоленск, где по проекту С.В. Малютина был построен музей "Русская старина". 
"Я столько сил, труда положила на этот музей, перенесла ради него столько борьбы, принесла ему столько жертв! Это действительно было всецело создание моих рук, и я любила это дело тем больше, чем с большим трудом удалось осуществить эту мою мечту... В музее я знала каждую вещь, и каждая имела историю, ведь большинство из этих вещей лишь после долгих поисков, трудов и усилий перешло в мои руки. Я не могла нарадоваться, налюбоваться моим музеем теперь, в готовом и устроенном виде. Все эти вещи много лет лежали у меня по кладовым, сараям, темным шкафам и чуланам, и вот наконец они увидели свет, собрались все вместе в специально для них созданном помещении" (Княгиня М.К. Тенишева. Впечатления моей жизни).
Здание "Скрыня", в котором размещалась первая коллекция М.К. Тенишевой.
На фото М. Тенишева и В. Хренников. Начало ХХ века.

Смоленский музей М.К. Тенишевой "Русская старина" в августе 1913 и 2013 года.

Композитор Борис Карлович Яновский так отзывался о Талашкине: "Роскошная природа, полная свобода действий, веселье, шум - все дышало жизнью и притом не могло не отразиться на настроении. К тому же общество, где первенствующую роль играли художники, артисты, музыканты, споры и разговоры об искусстве, где каждый занят разрешением какой-нибудь художественной задачи и т.п., похоже скорее на Италию времен Ренессанса, чем на Россию XIX века". Художественная атмосфера смоленского имения княгини Тенишевой, наполненная творческими поисками и открытиями, влекла сюда выдающихся деятелей русской культуры. В Талашкине бывали Е.Д. Поленов, В.М. Васнецов, В.А. Серов, М.В. Нестеров, К.А. Коровин, М.А. Врубель, Н.К. Рерих и многие другие. 
С именем Николая Константиновича Рериха связано строительство на вершине большого холма во Флёнове церкви Святого Духа (1901-1914 гг.). Задуманная как усыпальница Тенишевых, церковь была оформлена в традициях старого русского зодчества с тремя рядами кокошников и маленькой главкой. В создании проекта участвовали С.В. Малютин, И.Ф. Барщевский и сама Мария Клавдиевна Тенишева. С 1908 года в летние периоды Н.К. Рерих занимался росписями и смальтовыми мозаиками в церкви Святого Духа. К сожалению, церковь никогда не была освящена, многие её детали со временем разрушились, но до нас дошла великолепная мозаика "Спас Нерукотворный", расположенная над западным порталом.

Церковь Святого Духа со стороны северного портала. 1901-1914 гг. 

Церковь Святого Духа. Западный портал. "Спас Нерукотворный", по эскизу Н.К. Рериха. 1910-1914 годы.

Судьба сложилась совершенно удивительным образом. Князь Вячеслав Николаевич Тенишев, ненавидевший старину (по слова жены, Марии Клавдиевны Тенишевой) и тяготившийся сельским отдыхом в Талашкине, навсегда остался здесь, в своем смоленском имении. Прах князя Тенишева был захоронен в подклете церкви Святого Духа. Мария Клавдиевна Тенишева после революции уехала во Францию и провела последние годы жизни в местечке Селль-Сен-Клу под Парижем, где и была похоронена в 1928 году.


⋇⋇⋇

Таким было Талашкино в начале XX века и наше с ним знакомство столетие спустя. 
Для тех, кто захочет повторить наш путь, вот полезные ссылки:

Комментариев нет:

Отправить комментарий