пятница, 12 апреля 2019 г.

Библиотека журнала "Теория моды". Март

Вот мы и закрыли первый квартал 2019 года. Он принес нам как радость, так и горе. В нем было много повседневности, усталости и рабочей суеты. Некоторые обеты, данные себе в Новый год, уже были нарушены, например, писать в блоге хотя бы по четыре поста в месяц (ха-ха!). В то же время я познакомилась с проектом 365done и поняла, что нужно постараться стать более собранной и внимательнее следить за тем, на что я трачу свое время. В результате я придумала для себя отличный (пока он ещё таким кажется) челлендж - читать по четыре книги из серии Библиотека журнала "Теория моды"  в месяц и рассказывать о них в моем блоге. Итак, процесс пошел...
В марте я прочитала книги: Э. Рибейро "Мода и мораль", Э. Уилсон "Облаченные в мечты: мода и современность", С.Дж. Винсент "Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней" и новинку серии - книгу Э.М. Дэйвид "Жертвы моды: опасная одежда прошлого и наших дней".

Эйлин Рибейро
"Мода и мораль"
М.: Новое литературное обозрение, 2012

От издательства:
Книга британского искусствоведа Эйлин Рибейро ≪Мода и мораль≫ является классическим исследованием в области истории и теории моды. Рибейро рассматривает одежду в свете ее отношения к существующим общественным нормам. В фокус внимания автора попадают друг за другом ≪неприличные≫, то есть вызывающие сексуальное возбуждение, предметы одежды или специфические детали кроя, от корсетов и декольте до гульфиков и мини, что на протяжении веков становились объектом жесткой критики моралистов, которые единообразие в одежде, желание уклониться от колеса моды и даже уничтожить его, связывали с душевной чистотой и высокими моральными принципами.

От себя:
Во время чтения книги мне больше всего нравилось ощущение, что я смотрю на людей ушедших эпох, как на современников XX века. Я способна представить себе как менялась манера одеваться из десятилетия в десятилетие с 1900-х по 2000-е годы. Книга Эйлин Рибейро позволила мне визуализировать те же процессы в моде, но на отрезке с X по XVII век. Она плавно ведет читателя из десятилетия в десятилетие, указывая на главные тенденции в моде тех времен, демонстрируя "тренды" и новшества, а также причины их возникновения и факты борьбы с ними. В результате ты понимаешь, что в сущности человек XVII века мало отличается от представителя XX столетия, в вопросах отношения к моде и собственному облику существуют какое-то общие процессы, остающиеся неизменными. Никакие запреты и общественное порицание не может помешать моднику одеться в соответствии с новыми модными тенденциями. Книгу "Мода и мораль" будет интересно прочитать вместе с книгой "Анатомия моды". Оба автора довольно часто приводят одни и те же примеры из истории моды, но рассматривают их с разных точек зрения. Издания отлично дополнят друг друга и помогут шире взглянуть на отдельные этапы в эволюции моды.


Элизабет Уилсон
М.: Новое литературное обозрение, 2012

От издательства:
Книга профессора Лондонского колледжа моды Элизабет Уилсон по праву считается первопроходческой среди исследований, посвященных формированию моды в западном обществе как особого культурного института и как эстетического средства для выражения идей, желаний и убеждений, циркулирующих в обществе. Отдельные главы книги посвящены истории модной индустрии, конструкциям женственности и мужественности в западной культуре, эротическим аспектам моды, моде и городской жизни, моде и массовой культуре, а также альтернативным стилям.

От себя:
Признаюсь, книга показалась мне достаточно сложной для восприятия. Она отличается от трех других книг, представленных в этом обзоре, тем, что является скорее книгой-рассуждением, а не книгой-повествованием. "Облаченные в мечты" это в большей степени философия моды, чем её история. Я принималась читать данное издание два раза, признаюсь честно - ничего не помню из того, что "освоила" в первый раз. Вторая попытка подарила мне новый взгляд на горячо любимый мною феномен реформы костюма. Элизабет Уилсон не просто рассказала о его появлении и бытовании на рубеже XIX-XX веков, но и продемонстрировала развитие этой утопической идеи в дальнейшем. В целом "Облаченные в мечты" представляется мне скорее сборником отдельных эссе, лейтмотивом которых является диалог с феминизмом. 


М.: Новое литературное обозрение, 2015

От издательства:
На страницах блестящего исследования профессора Йоркского университета Сьюзан Дж. Винсент «Анатомия моды: манера одеваться от эпохи Возрождения до наших дней» представлена подробная анатомическая карта истории костюма, где каждая глава посвящена определенной части тела, начиная с головы и шеи и заканчивая гениталиями и ногами. Внимательно рассматривая телесные зоны, автор прослеживает функции костюма, который в разные эпохи был призван подчеркивать или, напротив, игнорировать те или иные части человеческого тела. Монография Винсент представляет своего рода историю культуры в миниатюре, наглядно демонстрируя, как разные поколения моделируют тело с помощью одежды.

От себя:
Изучение любого предмета начинается с погружения в его эпоху. Книга Сьюзен Винсет заставляет читателя взглянуть на исторические элементы гардероба глазами их современников. Зачастую мы смотрим на моду ушедших эпох с удивлением. Мы способны понять, но не можем до конца принять потребность наших предков во всех этих, кажущихся нам странными, вещах - корсетах, гульфиках, накладках и воротниках. "Анатомия моды" показывает, как манера одеваться во все времена зависела от восприятия человеком своего тела. Многие предметы гардероба, используемые нами сегодня, были когда-то созданы, чтобы оградить тело от негативных воздействий, болезней и старения. К примеру, маска и её наследница вуаль, а также перчатки изначально были средством защиты и продления молодости. Современные стандарты красоты, зародившиеся в 1920-е годы, кажется, предоставляют телу полную свободу. Однако и сегодня мы продолжаем ощущать хрупкость, подверженность внешним воздействиям и несовершенство нашего тела. Мы стремимся помочь ему, прибегая к новым ухищрениям - косметике и пластической хирургии.


М.: Новое литературное обозрение, 2017

От издательства:
Монография Э. М. Дейвид представляет моду в необычном ракурсе. В центре внимания автора — опасности, которые несет модная индустрия и модное производство. Автор показывает, как на протяжении XIX–XX веков развивались технологии, двигавшие моду вперед и вместе с тем таившие в себе смертельные опасности как для производителей, так и для владельцев модных товаров. В книге рассказана история шляпного и обувного производства, показано, как привычные каждому вещи — туфли или шарф,  пижама или гребень для волос — могут стать причиной гибели или тяжелой болезни. Автор переносит читателя не только в мир модной индустрии, но и на театральные подмостки, в кабину аэроплана или в вагон канатной дороги, рассказывает о трагических судьбах Эммы Ливри, Айседоры Дункан, безвестных шляпников или продавщиц универмага, ставших жертвами вредного производства, пожара или несчастного случая, в печальном исходе которого ключевую роль сыграла модная одежда или вещица. Надежно ли мы защищены сегодня от таких случайностей? Ответ читатель найдет на страницах этой книги.

От себя:
У меня сложилось впечатление, что вопросы моды затрагиваются в книге довольно опосредованно. Скорее эта история посвящена созданию и бытованию модных или лучше сказать популярных товаров. Автор касается проблем гигиены и некоторых травмоопасных  фасонов одежды, но большую часть повествования занимает рассказ о развитии химии и промышленных технологиях (приготовьтесь познакомиться с большим количеством различных химических процессов и соединений). Могу отметить, что книга "Жертвы моды" станет хорошим дополнением к исследованию Мишеля Пастуро "Зеленый. История цвета" и откроет много интересного о промышленном использовании зеленых красителей. 
В связи с рассказом о производстве одежды автор поднимает вопросы этики. Бесправное положение рабочих на смертельно опасных производствах, потогонная система труда и неразвитость трудового законодательства. Читатель столкнется с множеством ужасающих историй болезней, смертей и несчастных случаев. Вся суть книги "Жертвы моды" может быть заключена в одной фразе: "Как жажда наживы и погоня за новизной одержала верх над безопасностью и здоровьем". Автор проводит параллели с современностью, указывает на опасности и проблемы, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Книга завершается пожеланием думать об этике и экологии при выборе модной одежды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий