пятница, 12 октября 2018 г.

Музей-усадьба Н.К. Рериха в Изваре

Это лето выдалось удивительно жарким и солнечным. Но почти каждую неделю поступали прогнозы погоды, сообщавшие, что скоро тепло уйдет, и потянутся традиционные дождливые деньки. В одну из таких "последних" солнечных суббот мы с М. решили не терять время даром и отправились в дом-музей Николая Константиновича Рериха в Изваре. 
Путешествуя на машине в такую чудесную погоду, понимаешь, несколько красива наша природа - синее небо, тени пышных облаков бегут по бескрайним полям, вдалеке виднеется лес или пестрая деревенька. А приезжая в Извару погружаешься в тишину и покой дачной жизни. Сладко пахнут флоксы, тихо потрескивает на солнце кора елей, манит к себе прохладная тень террасы. 

Усадьба Извара была куплена в 1872 году родителями Николая Константиновича Рериха - Константином Федоровичем и Марией Васильевной Рерих. Располагалась усадьба в Царскосельском уезде Санкт-Петербургской губернии, в 40 км от Гатчины, неподалеку от станции Волосово. Её история начинается в XVIII веке, а среди владельцев указаны фамилии Шереметева, Раевского, Хитрово.
Название Извара, вероятно, переводится как "большая гора" ("iso" - "большой", "vaara" - "гора") или "отец-гора"/"гора отца" ("iso(n)vaara"), что связывает усадьбу с множеством курганов в её окрестностях [1]. В семье Рерихов большей популярностью пользовалась другая версия происхождения названия Извары. В нем просматриваются индийские корни. Бывший владелец имения граф Воронцов путешествовал в Индию и привез оттуда название - "Исвара" ("милость богов"). 
Семья Рерихов: Мария Васильевна с сыном Владимиром на руках, Лидия, Константин Федорович и Николай. Санкт-Петербург, 1883-1884 гг. 
В 1885 году в семье родится третий сын - Борис

С Изварой были связаны самые яркие впечатления детства Николая Константиновича Рериха. Он запечатлел их в разделе своего дневника под заглавием "Самое первое" (1937 г.):
"Двух лет не было, а памятки связались с Изварою, с лесистым поместьем около станции Волосово, в сорока верстах от Гатчины.
Все особенное, все милое и памятное связано с летними месяцами в Изваре. Название от индусского слова "Исвара". Во времена Екатерины неподалеку жил какой-то индусский раджа.[...]
Шуршат колеса ландо по гравию. Вот и белые столбы ворот. Четверка бежит бойко. Вот-вот было славно! Желанка, Красавчик, Принц и Николаевна. Кучер Селифан. Деревни - Волосово, Захонье, Заполье - там даже в сухое время лужи непролазные. От большой дороги сворот в Извару.
Ландо шуршит по гравию мимо рабочего двора, среди аллей парка. А там радость. За березами и жимолостью забелел дом. И все-то мило, так нравится, тем-то и запомнилось через все годы..." [2]. 
Слева: Николай Рерих. Фотография. 1877 г. 
Справа: Николай Рерих. Фотография. 1880-е годы (?)

Причудливый облик маленького замка каменный господский дом в Изваре приобрел благодаря предпоследнему владельцу К.П. Веймарну. На доме появился мезонин, торцы которого были оформлены в виде ступенчатых щипцов с башенками, предназначенными для крепления флюгеров. С восточной и западной стороны к дому сделали две деревянные пристройки с такими же ступенчатыми щипцами и башенками. Желтую окраску стен заменили на светло-серую в сочетании с темно-серыми наличниками окон. 
Вход в Музей-усадьбу Н.К. Рериха

Сегодня, войдя в изварский дом, попадаешь в просторную прихожую, уставленную сундуками, ящиками, чемоданами, которыми, по словам сотрудников музея, пользовался сам Н.К. Рерих. Несмотря на присутствие в прихожей кассы и больших витрин с макетами усадьбы, гостя встречает простая и домашняя атмосфера. Тихие разговоры, доносящиеся из сада звуки, мешок с выкопанными лилиями, ожидающий свою хозяйку. Детали крошечные, но знакомые по летним дням, проведенным на собственной даче. И кажется будто слышишь запах яблок, наполнявший, по воспоминаниям Н.К. Рериха, эту прихожую.
Гостиная в доме семьи Рерихов

Все для Николая Константиновича в этом доме "было милое". "В зале висели копии голландских картин в николаевских рамах. Большие угловые диваны красного бархата" [2]. Среди картин особое внимания Николая Рериха притягивал гималайский пейзаж. В детстве он подолгу его рассматривал, и уже в зрелом возрасте оставил заметку в дневнике: "картина оказалась не что иное, как Канченджунга! (вершины гор, пламенеющие в лучах заходящего солнца). Откуда? Как попала?..." [2].
А угловой красный диванчик и сегодня стоит у окна в гостиной. Его вместе с настенными часами и зеркалом в деревянной резной раме отыскали сотрудники музея в окрестностях Извары. Зеленый диван прибыл из петербургской квартиры Николая Константиновича Рериха. 
Часы и зеркало в гостиной усадьбы Извара

В анфиладе комнат сотрудники музея стремились воссоздать интерьеры и атмосферу усадьбы конца XIX века. Дверь из гостиной ведет в столовую. "Столовая ясеневая. Высокий стенной буфет. За окнами старые ели" [2]. Во время реставрации усадьбы облик столовой был восстановлен по воспоминаниям Н.К. Рериха и сохранившейся фотографии начала XX века. Вероятно, ранее в этой комнате находилась изразцовая печь, к сожалению, не сохранившаяся. На её месте сегодня установлен камин, привезенный из Санкт-Петербурга.
Столовая в доме семьи Рерихов

Столовая в доме Рерихов в Изваре. Фотография, 1916 г.

В центре столовой расположены мемориальные предметы мебели, привезенные из квартиры Н.К. Рериха при Школе Общества Поощрения художников в Санкт-Петербурге: дубовый стол с раздвигающейся столешницей и стулья с кожаными сиденьями. Рядом с самоварным столиком стоит усадебное кресло, найденное в деревне Лиможа во время собирательской работы сотрудников музея. Привлекают к себе внимание резной буфет, "курульное кресло" и кресло "Дуга, топоры и рукавицы", выполненное по эскизу архитектора И.А. Монигетти и имевшее огромный успех в 1870-х годах XIX века. 
Интерьер столовой в доме семьи Рерихов в Изваре

Всего в усадебном доме было 12 комнат. На первом этаже, помимо столовой и гостиной, находился кабинет Константина Федоровича Рериха и две комнаты для гостей "одна комната зеленая, другая - голубая" [2]. В Изваре всегда было много людей. Помимо членов семьи, прислуги, приходивших по делу крестьян, егерей и лесников, в дом часто приезжали гости. Среди них - друзья отца скульптор М.О. Микешин, художник И.К. Пархоменко, историки Н.И. Костомаров и К.Д. Кавелин, востоковеды А.Н. Позднеев и К.Ф. Голсунский, писатель, историк и публицист Д.Л. Мордовцев, русский ученый, химик Д.И. Менделеев.
"Голубую комнату" в день нашего визита занимала временная выставка "Любите Индию"

Летние дни  в усадьбе Извара для юного Николая Рериха были наполнены играми и забавами. "После города первый обход самый занятный. Все опять ново. Назавтра опять станет, хотя и милым, но обычным. А в первый день - все особенно. Новые жеребята, новые щенки, новый ручной волк. Надо навестить Ваську и Мишку - малышей вроде шотландских пони. Их потом подарили казенному лесничеству, а ведь они считались моими [2]".
Немного повзрослев и став учеником Петербургской гимназии Карла Мая, Николай Рерих находит для себя новые увлечения. Природа становится предметом его исследований. Рерих собирает гербарии и коллекционирует минералы. В 13 лет от местной администрации он получил право на сбор яиц в казенных лесных дачах губернии с научной целью. Результатом исследования стала работа "Разделение птиц Санкт-Петербургской губернии на подклассы, разряды, отряды и семьи". В журнале "Русская охота" публикуются его рассказы и очерки о природе, охоте и мире, окружающем Извару.
"Зеленая комната" с археологическими находками

В Изваре началось знакомство Николая Рериха с родной историей. "В нашей изварской библиотеке была серия стареньких книжечек о том, как стала быть Земля Русская. От самых ранних лет, от начала грамоты полюбились эти рассказы. Было и про Ледовое побоище, и про Ольгу с древлянами, и про Ярослава, и про Бориса и Глеба... Конечно, была и битва при Калке, и пересказ "Слова о полку Игореве", была Куликовская битва, и Напутствие Сергия - Пересвет и Ослябя. Были Минин с Пожарским, был и Петр, и Суворов, и Кутузов... На обложке был русский богатырь, топором отбивающийся от целого кольца врагов. Все то запомнилось, и хотелось сказать, смотря на ту картину: "Не замай!" [2]".
Любовь к истории пробудила у Рериха интерес к археологии. Под руководством известного археолога и друга семьи Льва Константиновича Ивановского Николай Рерих начинает участвовать в археологических раскопках в окрестностях Извары. "Самые первые мои курганные находки не только совпали с любимыми уроками истории, но в воспоминаниях близко лежат и к географии и гоголевской исторической фантастике. Много очарования было в непосредственном прикосновении к предметам большой древности. Много непередаваемой словами прелести заключалось в бронзовых позеленелых браслетах, фибулах, перстня, в заржавелых мечах и боевых топорах, полных трепета веков давних. Около курганов сплетались старинные легенды. Ночью там ходить страшились. Увлекательно молчали курганные поля, обугрившиеся сотнями насыпей 
[2]".
Слева: Прибалтийско-финские женские ювелирные уборы - украшения жительниц ижорского плато XII и XI веков. 
Справа: Н.К. Рерих. За морями есть земли великие. 1910. Картон, пастель, гуашь. 52,3 х 42,7 см. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, Великий Новгород

С 1896 года Н.К. Рерих начинает сотрудничать с Императорским Русским археологическим обществом: читает лекции, проводит выездные экскурсии, профессионально занимается раскопками, публикует статьи. В своих живописных работах Рерих оживляет древности, соединяя знания исследователя и мастерство художника. Без археологии невозможно понять творчество того художника. "Также спасибо вам, изварские курганы.. Ничто и никаким способом не приблизит так к ощущению древнего мира, как собственноручная раскопка и прикасание, именно первое непосредственное касание к предмету большой древности... Когда же предметы эти особенно близки с теми историческими обликами, которые как-то самосильно вошли и поселились в сознании, тогда все становится еще ближе и неотрывно убедительнее [3]".
Последний зал экспозиции на первом этаже, посвященный жизни Н.К. Рериха в Америке

Далее гости Извары поднимаются по довольно крутой лестнице в мезонин и попадают в воссозданную обстановку рабочего кабинета юного Николая Рериха. Здесь хранятся личные вещи художника, его работы и археологические находки, предметы мебели и документы.
В 1893 году Николай Константинович Рерих одновременно становится студентом юридического факультета Петербургского университета и Императорской академии художеств. С 1895 года занимается в студии Архипа Ивановича Куинджи. В этот период в круг знакомств Рериха входят критик и историк искусств В.В. Стасов, художник И.Е. Репин (Читайте об усадьбе И.Е. Репина "Пенаты" в моем блоге), композитор Н.А. Римский-Корсаков, театральный и художественный деятель С.П. Дягилев. 
Первая комната мезонина


Кабинет Николая Константиновича Рериха

В пространстве мезонина легко представить каким был хозяин этих комнат. Перед нами возникает образ молодого человека, петербургского студента (вот и студенческий мундир в одной из витрин). С некоторых пор он приезжает в Извару несколько раз в год: летом, чтобы провести археологические раскопки, а зимой и весной - ради любимой охоты. Он человек увлеченный, в первую очередь, изучением родной истории и природы. Предметы, найденные им во время раскопок в близлежащих курганах, соседствуют с этюдом "Папоротники" (1890-е). Каждую осень из Извары в петербургскую квартиру и классы Академии художеств он привозит подобные этюды, которые впоследствии становятся фоном для исторических картин. 
Можно представить, как Рерих работает за своим письменным столом. Яркий солнечный свет проникает сквозь большое окно, выходящее в сад, в мансарде тихо и тепло, все вокруг наполнено ароматами и звуками летней дачной жизни. Он заканчивает работу и убирает записи в бюро, возможно, это заметки для будущей статьи "Искусство и археология", детали "Археологической карты Санкт-Петербургской губернии" или письмо в Санкт-Петербург.
Слева: Страница письма Н.К. Рериха к В.В. Стасову с рисунком мезонина Изварского дома и надписью "Моя комната - там работаю" (14 мая 1897)
Справа: Н.К. Рерих "Вид Изварской усадьбы". 1893

Слева: Н.К. Рерих. Этюд (вид из окна Петербургской квартиры семьи Рерих), 1901. Х., м. 32,5 x 24,6.
Справа: Шкафчик-полочка. Мастерские М.К. Тенишевой в Талашкино. 
Дерево, металл, слюда, стекло, резьба, чеканка

В одной из комнат мезонина находится эскиз фрески "Вечер богатырства Киевского" (1896 год), созданный Н.К. Рерихом в мастерской в Изваре. "1896 год. Академия художеств. Уже складываются сюита "Славяне". Задуманы "Гонец. Восстал род на род" и "Сходятся старцы", и "Поход", и "Город строят". Читаются летописи. Стасов открывает сокровища Публичной библиотеки. В Изваре из старого птичника переделана мастерская. Собраны волчьи и рысьи меха. Нужно славянам и оружие. В придорожной кузне почерневший кузнец кует меч, настоящий, железный, точь-в-точь как мы находили в курганах. Долго меч находился в кладовой. Юрий помнит его" [2].
Слева: Н.К. Рерих в мастерской в Изваре, 1897
Справа: Н.К. Рерих в Изваре работает над картиной "Гонец. Восстал род на род", 1897

В своем творчестве Н.К. Рерих отдавал предпочтение историческому жанру. На выпускной выставке в Академии художеств его картина "Гонец" была приобретена Третьяковым. Имя молодого художника становится известным. Спустя год (1898) Николай Рерих защитил на юридическом факультете Петербургского университета диплом "Правовое положение художников в Древней Руси" и получил должность заместителя директора в Обществе поощрения художеств.
П.Е. Щербов "Идольское мольбище" на весенней выставке в Академии художеств"
Карикатура на картину Н.К. Рериха "Сходятся старцы" была опубликована в журнале
 "Шут" № 14, 1899

В 1900 году умер отец Николая Константиновича Рериха, и усадьба Извара была продана. На полученные от продажи средства Н.К. Рерих отправился во Францию, где обучался в студии Ф. Кормона. 
В жизни Извары начался новый этап. В 1912 году Министерство юстиции разместило здесь Санкт-Петербургскую земледельческую колонию. От того периода в усадьбе сохранилось интереснейшее здание училищного дома с церковью Казанской иконы Божией Матери (архитектор А. Яковлев). Позднее в Изваре находилась Земледельческая колония для обездоленных детей и Исправительно-трудовая колония.
В 1970-х годах в обветшавшем усадебном доме началась реставрация. Под председательством Д.С. Лихачева был сформирован Организационный совет по созданию музея Н.К. Рериха в Изваре. Но только к 1991 году удалось полностью музеефицировать усадьбу.
Слева: веранда в музее-усадьбе Н.К. Рериха в Изваре
Справа: Н.К. Рерих на веранде усадьбы Извара (позирует для будущей картины),1895 

Сегодня, выйдя из усадебного дома, гости Извары могут прогуляться по парку. Осмотреть старинные хозяйственные постройки, амбар екатерининских времен, форельную башню,  бывший училищный дом Земледельческой колонии и пройтись вокруг озера с незамерзающими зимой ключами. Но будьте внимательны, нашу с М. прогулку прервала встреча с большой серой змеей (гадюкой?), на которую мы чуть не наступили.

✻✻✻
В Изваре просто чудесно (да, я говорю это каждому музею😉). К сожалению, не всегда удается рассказать о таких местах интересно и увлекательно, а вот свои чувства и эмоции от посещения предать еще сложнее. У каждого дому-музея своя атмосфера, свой индивидуальный дух. Мне после посещения Извары захотелось поездить по старым русским городам, посмотреть древние памятники или хотя бы почитать книги о русском искусстве. Здесь меня посетил неведомый ранее восторг от знакомства с археологическими находками, с историей и древностями Ижорского плато. Хочется думать, что мои эмоции стали тоненьким отзвуком переживаний и размышлений ученых, искусствоведов и художников рубежа XIX-XX века, открывавших для себя искусство древних русских земель.

Вместо старых русских городов во время отпуска мы побывали в Карелии, но и там образ Рериха не покидал нас. В Сортавале на стене гостиницы "Сеурахуоне"  располагается мемориальная доска, сообщающая, что в 1916 здесь останавливалась семья Рерих. Сама природа Карелии навевает воспоминания о творчестве художника - приглушенные краски, огромные валуны и неприступные скалы, серая гладь озер и густая зелень сосновых лесов. Николай Константинович Рерих любил этот суровый край, в 1899 году он совершил поездку по Северу. Интересно, что в это же время его будущий друг финский художник Аксели Галлен-Каллела также путешествовал по Карелии, собирая материалы для своих картин (немного о музее Аксели Галлен-Каллела в моем блоге).


Для будущих посетителей Извары - сайт музея-усадьбы Н.К. Рериха

Использованная литература:
4. Журнал "Дворцы и усадьбы" № 107, 2013

Комментариев нет:

Отправить комментарий