вторник, 2 июля 2019 г.

Дом-музей П.П. Чистякова

В Царском Селе есть царственный Екатерининский парк с регулярностью его дорожек и пышностью Большого Екатерининского дворца. Есть романтический Александровский парк с красивейшими павильонами, большинство из которых только сейчас начинают реставрироваться (помню, в студенческие годы мы еще лазали по руинам павильонов "Шапель" и "Арсенал"). Но также существует Отдельный (Нижний) парк, горячо любимый местными жителями благодаря Колонистскому пруду с большим пляжем. Сюда, в Отдельный парк, на первом курсе университете нас привозили молодые преподаватели на экскурсию. Мы осматривали сохранившиеся деревянные дома и слушали о царскосельских дачных традициях. А потом... Пролезли в дырку в заборе и попали на территорию дачи великого князя Бориса Владимировича. Это ансамбль зданий, красивейших по своей архитектуре, но находящихся в совершенно плачевном состоянии. Из той поездки у меня сохранилось ощущение, что Отдельный парк хранит кусочек прошлой петербургской жизни, с веселыми летними деньками и приятными дачными хлопотами. 
Прошло несколько лет, и мы с М. повторили это путешествие. Однако в этот раз мы уделили больше внимания одному особенному дому, принадлежавшему художнику и великому педагогу - Павлу Петровичу Чистякову.

Павел Петрович Чистяков - русский художник, мастер исторический, жанровой и портретной живописи. Но, в первую очередь, он педагог, воспитавший целую плеяду выдающихся русских живописцев: В. М. Васнецова, М. А. Врубеля, В. Д. Поленова, В. А. Серова, В. И. Сурикова, И. Е. Репина (читайте об усадьбе И. Е. Репина "Пенаты") и многих других.
Портреты Павла Петровича Чистякова работы И. Н. Крамского, В. А. Серова, И. Е. Репина, В. Е. Савинского

Павел Чистяков (1832-1919) родился в селе Пруды Тверской губернии в семье дворового Петра Никитича Чистякова и его жены Анны Павловны. При крещении ему была дана вольная. Все дети крепостных Чистяковых вступали в жизнь свободными людьми. Такова была воля помещика А. П. Тютчева, высоко ценившего службу своего управляющего Петра Никитича.
Интерес к рисованию возник у Павла Чистякова в детстве. Он повторял написанные отцом цифры, выводя их угольком на кирпичной печке. "Двенадцати лет я уже чувствовал что-то о перспективе в натуре и даже нарисовал деревянную колокольню, углом стоящую к зрителю"[1]. Первые профессиональные уроки Павел Никитич получил у Ивана Пылаева - преподавателя по рисованию уездного училища в городе Бежецк. Окончив училище с отличием, Павел Чистяков уехал в Санкт-Петербург, чтобы поступить в Академию Художеств.  
Императорская Академия художеств. Открытка.

В 1846 году Павел Петрович Чистяков начал посещать классы Академии художеств как вольнослушатель, а через три года стал "вольноприходящим учеником". Годы "ученичества" выдались голодными, трудными и полными работы. На жизнь юноша зарабатывал частными уроками и случайными заказами. 
Павел Чистяков специализировался на исторической живописи, считавшейся вершиной академической иерархии жанров. Его учителем был П. В. Басин. Трудолюбие, внимание и наблюдательность молодого художника вскоре принесли первые успехи. В 1860 году он получил малую золотую медаль за полотно "Патриарх Гермоген в темнице", а спустя год большую золотую медаль за полотно "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе великого князя Василия Темного". Большая золотая медаль давала возможность совершит пенсионерскую поездку в Европу. Павел Чистяков побывал в Германии и Франции, но большую часть времени провел в Италии. Эта южная страна, с её ярким колоритом и неутомимой энергией, навсегда покорила художника, впоследствии он часто вспоминал Италию и переносился в неё мечтами. Проведя в пенсионерской поездке восемь лет, Павел Петрович Чистяков вернулся в Санкт-Петербург. С собой он привез четыре картины, за которые получил в 1870 году звание академика.
П. П. Чистяков "Патриарх Гермоген отказывает полякам подписать грамоту". 1860. Холст, масло. 175 х 215 см. Санкт-Петербург. Научно-исследовательский музей Российской Академии художеств

П. П. Чистяков "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного в 1433 году срывает с князя Василия Косого пояс". 1861. Холст, масло. 147,5 x 201,5 см. Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В 1872 году Павел Петрович Чистяков занял должность адьюнкт-профессора "гипсоголовного и этюдного натурного класса". К тому времени в Академии художеств наметился серьезный кризис. Система преподавания устарела и требовала серьезных изменений. Павел Петрович понимал это, и выработал свою "систему". "Он учил видеть натуру, какой она существует и какой она кажется, соединять  (но не смешивать) линейное и живописное начало, знать и чувствовать предмет независимо от того, что нужно изобразить, будь то скомканный лист бумаги, гипсовый слепок или сложный исторический сюжет. Другими словами, основные положение "системы" были формулой "живого отношения к природе", а рисование - способом ее познания"[2]. 
Кроме того, Павел Петрович безошибочно определял способности своих учеников, чувствовал их сильные и слабые места. Несмотря на сложность своего характера, придирчивость, суровость, насмешливость, П. П. Чистяков был очень популярен и уважаем как педагог. В Академии с годами сформировалась целая школа "чистяковцев".
П. П. Чистяков среди учащихся живописной мастерской Высшего художественного училища при Императорской Академии Художеств, 1910 г.

Можно сказать, что педагогом Павел Петрович стал даже раньше, чем художником. Он вел частные занятия еще в годы ученичества. На одном из таких уроков он познакомился со своей будущей женой - Верой Егоровной Мейер. Она была на 16 лет моложе учителя. Молодые люди состояли в долгой переписке, пока Павел Чистяков находился в Италии, и поженились уже после его возвращения. По воспоминаниям Чистякова, свою будущую супругу он впервые увидел во время святочных гаданий, когда ему было 14 лет. Спустя годы, войдя в дом своей новой ученицы, он вздрогнул, узнав в ней ту девочку, что "стояла и смотрела исподлобья" в его давнем видении. Вера Егоровна училась в Академии художеств, стала художницей, но посвятила себя мужу, дому и детям - Анне, Вере и Всеволоду. 
По традиции тех лет семье с детьми лето нужно было проводить за городом, на свежем воздухе, вдали от городской копоти и пыли. Поэтому Чистяковы решила приобрести дачу, их выбор пал на красивейший пригород Санкт-Петербурга - Царское село.
✳️ В. Е. Савинский "Портрет В. Е. Чистяковой". 1883. Итальянский карандаш
✳️ В. Е. Чистякова "Автопортрет". 1860. Холст, масло

 Дом-музей П. П. Чистякова в глубине сада

В 1874 году в Отдельном парке Царского Села было выделено четыре участка вдоль Московского шоссе, напротив Фридентальской колонии (с 1816 года колония была местом проживания немцев-мастеровых). Вскоре из двух участков сформировалась своеобразное художественное "поселение". Владельцами дач, построенных на этом месте стали представитель творческого сообщества: скульптор М. В. Харламов и художники К. А. Горбунов, Н. Е. Сверчков, М. Н. Васильев. Павел Петрович Чистяков поселился здесь чуть позже, после покупки дачного участка у дочерей художника Н. А. Лаврова.
Проект северного фасада дома П. П. Чистякова. 1887 г.

В 1876-1877 годах по проекту архитектора Александра Христофоровича Кольба было построено двухэтажное деревянное здание с верандами и балконом. В Царском Селе Кольб работал очень часто, выполняя частные заказы на строительство дачных домов. В том числе он построил дачу врача-гомеопата В. В. Дерикера, приемной дочерью которого была жена Павла Чистякова - Вера Егоровна. "Дача П. П. Чистякова, как и последующие постройки А. Х. Кольба, обладает признаками, присущими эклектике: сложным объемно-пространственным решением, разноуровневой крышей, целесообразной планировкой. Все его дома имеют балконы и веранды, богато украшенные деревянной резьбой. Всё это сближает дачу Чистякова с постройками русского стиля последней четверти XIX века" [3].  
Веранда дома П. П. Чистякова

Двухэтажный бревенчатый дом, обшитый тесом, был построен на каменном фундаменте. Со стороны северного фасада расположена широкая веранда с застекленной дверью, ведущей в гостиную. Слева от веранды - окно в малую или угловую гостиную. На втором этаже большое окно мастерской. Наличники и карнизы богато украшены декоративной резьбой, придающие дому нарядный облик. На конек двускатной крыши "взлетели" флюгеры-петушки из прорезного металла. Эти сказочные элементы напоминают самобытные мотивы творчества народных резчиков по дереву. Павел Петрович и Вера Егоровна Чистяковы принимали активное участие в проектировании и строительстве своего загородного дома, создавая рисунки для декоративных элементов. 
Южный фасад дома-музея П. П. Чистякова

Благодаря энергии и энтузиазму Веры Егоровны в 1907-1913 годах царскосельская дача Чистяковых подверглась реконструкции. Дом был утеплен, в нем появились печи, на фасадах была заменена и выкрашена обшивка, появились балконы, новая лестница и пристройка. На участке были выстроены здание служб, ледник, сарай для дров и флигель для семьи сына Всеволода. К моменту выхода Павла Петровича в отставку из Академии дача была полностью подготовлена к тому, чтобы жить на ней круглый год. Чистяков любовно называл свой загородный дом "Замок Черномора". 
С приходом весны в саду расцветали многочисленные декоративные растения, кустарники и плодовые деревья. В начале лета сад наполнялся ароматами цветущей сирени, шиповника и лип, аллея которых по сей день ведет гостей в дом Павла Петровича. 
Крыльцо в Доме-музее П. П. Чистякова (восточный фасад)

Семья Чистяковых переселялась в Царское Село как только заканчивался учебный год в Академии художеств. Лето - пора дружеских визитов, неспешного отдыха и развлечений. Днем время проводили в саду за чтением и шитьем, выезжали на пикники или скачки, катались на лодках и гуляли по парку. С наступлением вечера, когда в доме были гости, устраивали танцы, игры и даже фейерверки. Семья Чистяковых была очень музыкальной. Павел Петрович исполнял народные песни, любовь к которым досталась ему от матери. Часто устраивались домашние концерты, в которых принимала участие старшая дочь Анна, обладавшая прекрасным голосом. Сын Всеволод учился пению и пел на профессиональном уровне, участвовал в благотворительных концертах. А младшая дочь Вера играла на рояле.
Семья Чистяковых на веранде: В. М. Баруздина (внизу), Анна Павловна, Вера Павловна и Вера Егоровна Чистяковы, С. В. Дерикер (?), Павел Петрович Чистяков, Анна Павловна Чистякова (мать художника), Всеволод Чистяков, Вл. Е. Савинский, 1886 г.

Особенным для семьи Чистяковых был день Святых апостолов Петра и Павла. В этот день отмечали именины Павла Петровича, и на царскосельской  даче был празднично и многолюдно. Все начиналось с обедни в церкви, молебна в гостиной и продолжалось шумным застольем с большим пирогом, чаем и рябиновой наливкой. "Это бывал праздник. Из года в год собирались мы у Павла Петровича в этот день в его доме, на убранном цветами и гирляндами балконе. Ступени балкона вели в сад, а там в саду розы, цветы и тенистые скамьи. Всюду располагались близкие Павлу Петровичу люди. То шла беседа, то прерывались и слушали пение или игру на рояле" [4]. Этот чудесный день заканчивался пением, декламацией, танцами, играми. Ближе к ночи начинались проводы гостей и прогулка по парку.
Семья Чистяковых на северной веранде
Слева направо 1 ряд: Всеволод Павлович Чистяков (сын художника)
2 ряд: Вера Егоровна Чистякова (с вязанием), Анна Павловна Мерц (дочь художника), Павел Петрович Чистяков, Вера Павловна Чистякова (с собачкой) 

В такие дни большие окна и двери первого этажа распахивались, наполняя дом ароматами сада и выпуская звуки голосов и музыки. Эту уникальную атмосферу старались сохранить специалисты, проводившие в 1980-х годах реставрацию здания. Сегодня комнаты дома-музея наполняют вещи и произведения искусства, хранившиеся в архиве и у родственников Чистякова.
К сожалению, во время нашего визита в музей, у всех смотрителей было разное представление о правилах посещения. В одних залах нам разрешали фотографировать, а в других за это ругали. Поэтому фотографии интерьеров получились не самыми подробными и качественными😒
Лестница в прихожей

Из прихожей можно пройти в угловую (малую) гостиную, в которой проводят временные выставки.
Во время нашего посещения музея, в ней был воссоздан милый дамский уголок со швейной машиной, бельевым комодом и рукоделием

Со временем Чистяковы, как тогда было принято, определились с назначением всех комнат в доме. На первом этаже с южной стороны находилась кухня, столовая и помещения для прислуги, а с северной - большая и малая гостиные. На второй этаж вели две лестницы. Наверху была мастерская Павла Петровича и три комнаты, включая кабинет художника.
Оформляя интерьеры дачного дома, Вера Егоровна Чистякова стремилась создать комфортную обстановку с практичной меблировкой. Будучи ограниченной в средствах, она выбирала мебель "по случаю" - недорогую, но добротную. "Несмотря на скромность, даже бедность убранства, по наблюдению Н. В. Дурдиной, в доме "на всем была печать какой-то одухотворенной красоты" [4]. Планируя дачные интерьеры, Вере Егоровне приходилось задумываться не только об удобстве домочадцев, но и многочисленных гостей, которые нередко оставались на ночь или задерживались на несколько дней.
Часть интерьера столовой

Повернув налево из прихожей, гости проходят в столовую. В процессе реставрации было решено не восстанавливать утилитарные пространства (ванну, кухню, комнату прислуги), поэтому все большое помещение вдоль южного фасада носит название "Столовая". Здесь представлены материалы об истории дачи и жизненном пути Павла Петровича Чистякова.  Внимание посетителей привлекает "Портрет П. П. Чистякова" работы В. Е. Савинского. Картины и фотографии наполняют комнату, рассказывая о людях, живших некогда в этом доме.
Интерьер столовой

Милые мелочи и деталь интерьера столовой

По моде начала XX века весь дом Чистяковых изнутри был обит деревом. Павел Петрович сам с увлечением создавал рисунки для оформления стен, карнизов, наличников. Предметом особой гордости хозяина дома было то, что вся древесина для отделки была произведена из деревьев собственного сада. Окна и арка в центре столовой были декорированы занавесами из зеленого плюша. В центре комнаты стоял длинный стол, созданный по эскизу Павла Петровича. Стол застилали белой скатертью и перед каждым чаепитием каждому гостю "выдавали" кусочек желтой клеенки.
"В длинной столовой пахнет керосином, скипидаром и масляными красками. В углу у образов теплится лампада. Широкое, низкое окно, тянущееся от образов, длинный стол, покрытый белым со светло-голубым скатертью, маленькое окошко, в которое виден снег и чужие сараи"[4].
Большая гостиная

Из столовой гости переходят в Большую гостиную. Здесь семья Чистяковых принимала своих гостей. На царскосельской даче бывали многочисленные ученики и коллеги художника, семья Дмитрия Менделеева, тенор Иван Ершов, пианистка Луиза Бонафеде, геолог Александр Карпинский, Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, Дмитрий Философов, Максимилиан Волошин, Ольга Форш и многие другие представители русской интеллигенции. Из Большой гостиной можно было выйти на веранду. В дни праздников дверь открывали, чтобы слушать игру на рояле.
Над роялем находится автопортрет Павла Петровича Чистякова. В Большой столовой также можно увидеть автопортрет Веры Егоровны Чистяковой (Мейер), картины П. П. Чистякова "Девушка в турецкой шали", "Джованнина", "Девушка с собачкой".
Деталь интерьера Большой гостиной

✳️ П. П. Чистяков Девушка в турецкой шали (Н. Е. Пименова). 1885 г. Бумага, акварель
✳️ П. П. Чистяков Портет 10-летней девочки-римлянки. Джованнина. 1863 г. Холст, масло.

Далее по лестнице из прихожей гости поднимаются на второй этаж. Здесь располагается мемориальная мастерская П. П. Чистякова, в которой хранятся работы итальянского периода, пейзажи и акварели. Как и раньше, здесь много мольбертов, подиум с задником, кресло и ширма для натурщика. Мольберты, кисти, очки, тициановская шапочка и рабочая блуза художника словно еще хранят тепло рук мастера.
Интерьер мастерской в доме-музее П. П. Чистякова

Интерьер мастерской

В мастерскую можно было попасть из сада или подняться по внутренней лестнице из прихожей. По воспоминаниям Наталья Валериановны Дурдиной (жены внука П. П. Чистякова - Ярослава Васильевича Дурдина) по внутренней лестнице было не всегда приятно подниматься. "Дело в том, что у Чистяковых были всегда какие-то очень странные собаки, а тогда была одна белая, другая черная, очень злая и некрасивая... У неё было длинное туловище, с длинной мордой и с длинным хвостом.., на коротких кривых лапах... какая-то помесь таксы с "крокодилом"! [...] Она очень любила сидеть на этой лестнице [...]. Это был какой-то домашний цербер, который, по-видимому, считал своим долгом охранять мастерскую Павла Петровича..."[4].
Часть интерьера мастерской
У окна рабочий стол Павла Петровича Чистякова и его любимое ампирное кресло

Интерьер мастерской
Над диваном висит портрет Анны Павловны Чистяковой, матери художника. Напротив дивана находится изразцовая белая печь, приносящая атмосферу уюта и тепла в чистое, белое пространство мастерской

Помимо мастерской на втором этаже располагается лекционный зал, оборудованный в одной из бывших спален. Здесь гостям предлагают посмотреть фильм о Павле Петровиче Чистякове, познакомиться с основами его педагогической системы и работами его учеников. 
Обстановка лекционного зала

Рисунки учеников П. П. Чистякова - В. Е. Савинского и В. М. Баруздиной

"На Московском шоссе, на веранде большой деревянной дачи Павел Петрович Чистяков рассыпал за самоваром свои то суровые, то веселые сентенции. На нем черная тициановская шапочка, просторный сюртук, сапоги с мягкими голенищами ("хорошие, дворянские сапоги у меня"). Яркие, глубоко сидящие, далеко видящие, пытливые глаза светятся молодым огнем. У него орлиный нос под сократовским лбом и "мужицкая" бородка. С ним чаевничает его ученица и друг - О. Форш [5]. 
После отставке из Академии художеств Павел Петрович Чистяков прожил в Царском Селе семь лет. С ним рядом были две Веры - жена и младшая дочь. Его часто навещали внуки - Игорь и Ярослав (сыновья старшей дочери Анны), Изяслав и Олег (дети сына Всеволода).
Дом-музей П. П. Чистякова в зеленеющем майском саду

❇️❇️❇️

В 1918 году умерла Вера Егоровна Чистякова. Через год после неё ушел Павел Петрович. Хранить наследие родительского дома осталась Вера Павловна Чистякова. "Давно осиротела дача на Московском шоссе; грустно поблескивает из глубины сада большое окно - одинокое окно заброшенной мастерской... Заглохли флоксы, поредели осины и березы, не слышно заливистого лая Чурки. Бедняга, привыкший к строгой чистяковской школе, в эпоху Татлина и Филонова затосковал и зачах..." [5]. После кончины Веры Павловны в 1928 году за царскосельской дачей "присматривал" кружок памяти Чистякова и Варвара Баруздина (племянница и ученица художника). Однако в 1930-е годы дом был отдан под коммунальное жилье. В годы Великой Отечественной войны Царское село было оккупировано немцами, и здание сильно пострадало. После войны, вплоть до 1970-х годов, дом Павла Петровича Чистякова снова приспособили под жилье. Только 26 апреля 1987 года после длительной реставрации царскосельская дача превратилась в мемориальный музей и была открыта для посетителей.



Для будущих посетителей: страница Дома-музея П. П. Чистякова на сайте Академии художеств

Использованная литература:
[1] Журнал "Дворцы и усадьбы" № 160, 2014
[2] agepedagog.ru
[3] tsarselo.ru
[4] Е. Б. Чурилова "...Почесть, ...припоминая" П. П. Чистяков в Царском Селе
[5] Эрих Голлербах "Город муз" 


Использованы изображения с сайтов: arthive.competersburg24.ruexcava.rutsarselo.ru

До скорой встречи!

8 комментариев:

  1. Здравствуйте, Варвара!
    Замечательная виртуальная экскурсия.
    С моему стыду, я ничего не знала об этом художнике.
    Как же прекрасно обыстраивали представители старой интеллигенции места своего отдыха, сколько любви и творческих замыслов.
    А мне только немного даль, что в доме создан
    а некоторая "музейность".
    Вот если бы это было больше приближено к реальности.
    Но я понимаю, что это невозможно.
    Существуют какие-то "музейные" правила.
    Спасибо, мне было очень интересно читать этот пост.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Мне приятно слышать, что этот пост вам понравился. Педагогический талант П. П. Чистяков всегда оценивался чуть выше, чем художественный. Вероятно, по этой причине известность творчества Павла Петровича не столь широка.

      Удалить
  2. Очень интересный пост! Спасибо за такую подробную информацию, сразу захотелось побывать в этом месте. Люблю здания с историей. Только был бы внутри интерьер поживее, слишком музейно, на мой взгляд.

    alishapony.blogspot.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Спасибо! К сожалению, после долгих лет использования дачи П. П. Чистякова в качестве коммунального жилья, интерьеры были утрачены. Кроме того, в 1970-80-е годы, когда дом реставрировали, существовали немного иные взгляды на то, каким должен быть мемориальный музей. Вероятно, по этой причине в Доме-музее П. П. Чистякова и царит эта мертвенная "музейность".

      Удалить
  3. Здравствуйте, Варвара!
    Очень порадовал меня Ваш пост! Как люблю я окунуться в историю и наслаждаться такими красивыми историями жизни когда-то известных людей. К сожалению и к стыду, о Чистякове ничего не знала.
    Рассказ преинтереснейший!
    Остаюсь у Вас в ПЧ!
    С уважением, О.Голубева, блог "Пишичитай"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день, Ольга Николаевна!
      Спасибо за добрые слова. Очень приятно узнать, что я смогла заинтересовать своим рассказом и открыть что-то новое для читателя)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Варвара! С большим интересом прочитала о Доме-музее. Это не просто экскурсия, а целый творческий проект. Замечательные фотографии.
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна!
      Спасибо вам за отклик на мой пост. Всегда приятно получать одобрение)

      Удалить