понедельник, 16 ноября 2015 г.

Фантазия на тему "бараньей ноги" и шляпки гриба: Буффало

Прошел месяц со дня выхода на российских экранах фильма Гильермо дель Торо "Багровый пик". Готическая сказка, ода Викторианской эпохе взбудоражила воображение не только любителей ужасов, но и мир моды. В преддверии Хэллоуина магазин "Bergdorf Goodman" на Пятой авеню в Нью-Йорке оформил тематические витрины в честь премьеры "Багрового пика". На фоне задников, повторяющих декорации фильма, были представлены Викторианские наряды в интерпретации современной высокой моды. Волну интереса вызвала работа художника по костюмам "Багрового пика" Кейт Хоули. В ряде интервью она ответила на интересующие зрителей вопросы и раскрыла тайны процесса работы. Спустя месяц вернемся к обсуждению творений Кейт Хоули, обожающей хорроры, выросшей на сказках братьев Гримм и прочувствовавшей эстетику "Багрового пика".



Расскажите о работе с Гильермо дель Торо? Насколько глубоко он вникает в дизайн костюма?
Гильермо сразу задает самую высокую планку в работе над фильмом, вникая в каждую деталь. Уже имея опыт работы с ним над "Хоббитом" и "Тихоокеанским рубежом", я понимала его язык, пожелания и старалась на них адекватно отвечать. Мы очень много работали над цветовым решением фильма в целом и костюмов в частности, потому что цвет играет решающую роль в фильме. Когда Гильермо говорит о цвете, то он имеет в виду не просто голубой или зеленый, а всегда конкретный оттенок. Он великолепно знает историю живописи, символику и значение цветов: это эффектный и очень емкий язык.

В какой исторический период происходят события?
В фильме как бы несколько временных слоев. Один из них - реальный мир американского города Буффало начала XX века в эпоху повсеместной индустриализации. Совсем другой мир - английское поместье Аллердэйл Холл, выстроенное в псевдоготическом стиле, типичном для викторианской Англии. Костюмы его владельцев - брата и сестры Томаса и Люсиль Шарп соответствуют том у времени, когда был выстроен этот страшный дом. А затем мы перемешали оба мира между собой, внеся своего рода стилистический анахронизм в общий сюжет фильма.

Поскольку сам фильм - это фэнтези, дало ли это больше свободы в подходе к дизайну костюмов или вы пытались сделать их как можно более аутентичными?
Ткани, которые мы использовали для костюмов, - шелк, бархат, блестящий атлас - точно такие же, как те, что использовались сто лет назад. Но когда мы работали над силуэтами костюмов, то решили отойти от исторических пропорций в сторону намеренного преувеличения некоторых деталей: в первую очередь это касалось рукавов Эдит или шлейфов платьев, которые мы сделали в три раза длиннее реальных. Из-за этого в костюмах появляется что-то театральное. Мне кажется, что это больше соответствует готическому, романтическому настроению драмы.
Для большей выразительности мы пренебрегли историческими условностями и представлениями о дресс-коде. В сцене бала в Буффало Люсиль одета в платье из багрового атласа точно такого же кроя, как и то темно-синее с черной отделкой, в котором она появляется в сцене в Аллердэйл Холле. То есть в родном поместье с неё как бы спадает пелена, обнаруживая её темную сторону. Она выглядит старше и отталкивающе под стать своему разрушающемуся дому.

Как вы обычно приступаете к работе над костюмами?
Разумеется, начинаю со сценария. На этот раз у меня было довольно много времени, что само по себе очень ценно. К образам, рождавшимся в голове, я подбирала визуальный материал, который складывался из исторических фотографий, живописи, современных изображений, каким-то образом могущих представить конкретный отрывок из сценария, персонажа, его костюм и среду обитания, цветовую гамму и фактуру. В то время моя команда, с которой я уже давно работаю, собирает различные, порой самые неожиданные предметы, относящиеся к эпохе: фрагменты тканей, предметы обихода и костюма викторианской Англии, принесли даже чучело канарейки. Мы долго работаем над формой костюмов, делаем много прототипов, чтобы четко определиться с пропорциями, особенно если они несколько гипертрофированы. В процессе заигрывались как дети, особенно когда созданную своими же руками красоту нужно было испортить или уничтожить.
1. Первый образ, найденный Кейт Хоули и добавленный в мудборд. Джон Эверетт Миллес "Подружка невесты". 1851 г., дерево, масло, 20,3 х 27,9 см. Музей Фицуильяма, Кембридж, Великобритания. 2. Миа Васиковска в образе Эдит Кушинг.

Были какие-то неожиданные сложности, с которыми вы столкнулись на съемочной площадке?
Съемки - это всегда сложный процесс. "Багровый пик" стал для меня первым фильмом, пусть и фантастическим, связанным с конкретным историческим периодом. Это предполагает комплексный подход в внешнему виду героя, который складывается из огромного количества деталей: шляп, перчаток, сумок, нижнего белья, корсетов - все это нужно иметь в голове, ничего не упуская. Невозможно, например, игнорировать многослойность нарядов, потому что она задает необходимый силуэт.
Мужские и женские костюмы в основном сшиты в ручную и украшены вышивками, на которые мастера потратили много часов. Многие костюмы были изготовлены в нескольких экземплярах, потому что безвозвратно погибали из-за пятен глины, крови, снега и прочего. И все же по возможности вещи чинили, перекрашивали, чистили, а это долгий процесс.

1. Эскиз костюма Эдит Кушинг для сцен на улицах Буффало, в издательстве, архитектурном бюро мистера Кушинга и кабинете доктора Макмайкла. Все богатство, изобилие, власть города нашли отражение в колорите костюма - мёд, золото, коньяк, темный табак. 2. Силуэт Эдит формирует приталенный жакет с рукавами "жиго" ("баранья нога", leg o'mutton) и юбка-венчик (volubilis). 3. Платье для визитов (1896 год). 4. Кокетливая вуалетка раскрывает в Эдит романтическую натуру. 5. Золотая булавка в форме черепа на галстуке служит напоминанием о значении смерти в Викторианской культуре - память о близких, memento mori.

Наряд Эдит достаточно лаконичен, в качестве декоративных элементов выступают лишь крупные пуговицы. Дополнением служит черный галстук, перчатки с раструбами, канотье с бархатной лентой и вуалью. Под влиянием суфражизма в гардероб дам, желающих построить карьеру, входят элементы мужского костюма - рубашки, пиджаки, канотье, воротнички, галстуки. Эдит не исключение, она носит маску независимой и свободомыслящей "новой женщины". Однако вуалетка, складка на полах жакета, которой не хватает только турнюра и нежная шелковая рубашка подчеркивают женственность Эдит. Показная строгость в одежде и поведении становится защитой для девушки конца XIX века, которая в 24 года еще не замужем. Положение Эдит в обществе дало ей уверенность и смелость, но не спасло от насмешек и не принесло долгожданной любви.


По какому принципу создавались костюмы героев? Важна была их историческая точность или символическая функция?
Ключевая идея, на которой основывалась вся работа над костюмами, - цветовые коды. Здесь очень важную роль играет цвет - он практически выступает одним из главных героев фильма. Буффало и Аллердэйл - два основных места действия в картине, олицетворяющих Новый и Старый Свет. 
Вы заметите - когда действие разворачивается в богатом, процветающем Буффало в штате Нью-Йорк, на экране преобладают теплые золотистые оттенки, в то время как Аллердэйл на Северо-Западе Англии - олицетворение вечной зимы, поэтому когда мы перемещаемся туда, нас встречает палитра с преобладанием оттенков синего.
1. Образцы тканей и декоративных элементом костюмов. Оливково-зеленый бархат и нежно-розовые цветы принадлежат капоту Эдит из сцены перед балом в доме Кушингов. 2. Кадр из фильма. Эдит Кушинг в домашнем капоте. 3. Проповедник эстетизма Оскар Уайльд, посетивший США с лекциями в 1882 году, был также известен пристрастием к бархатным костюмам, два из которых по проекту заказчика в Нью-Йорке сшил портной Виртц. 4. Платье Liberty Со, 1894 г. Бархат, вышивка гладью, радужный бисер. Музей Виктории и Альберта. Лондон.

Интерес Эдит к сэру Томасу Шарпу наиболее полно раскрывается в домашней сцене перед балом. Она остается одна и обращается к книжной статье об Аллердэйл Холле. Эдит думает о Томасе, видя в нем романтического героя - смелого, честного и отвергнутого. Мысли заняты порочной идеей, столь любимой женщинами, "Он" - непризнанный гений, не такой как все, но видит это лишь одна она. Настроение Эдит столь очевидно, что это чувствует даже призрак матери, пришедший в этот вечер.
Домашний капот оливкового бархата с оранжевой подкладкой, коричневая лента с белым кантом выступает в роли кушака, вышивка и аппликация в виде блежно-розовых соцветий, напоминающих гортензию, украшают лиф и рукава. Капот, надетый поверх кружевной рубашки, с его объемными рукавами "жиго" и акцентом на талии, создает типичный для Эдит силуэт. Свободный крой, не стесняющий движения, и приглушенный цвет капота напоминают модели "эстетического" платья.
В прическе Эдит можно заметить одну деталь, свойственную периоду Ар Нуво, - гребень (вспомним Рене Лалика и его роскошные гребни - шедевры среди украшений для волос). 

Расскажите о платье Эдит.
На нем цветут цветы и порхают бабочки. Цветы - это символ плодородия, противоположного смерти. Когда Эдит влюбляется в англичанина сэра Томаса Шарпа, идеального романтического героя, на её платье начинают расти цветы. Когда же она едет с ним в Англию, то романтизм постепенно уступает место реализму. В фильме очень реалистично изображен процесс умирания, загнивания дома, в котором живут герои.

1. Эдит Кушинг в жемчужно-розовой праздничной накидке сорти-де-баль со стоячим веерообразным воротником "Медичи", напоминающим о романтическом увлечении модой эпохи Ренессанс. 2. Эдит Кушинг в бальном платье. 3. Кадр из фильма со сценой приглашения Эдит сэром Томасом Шарпом на танец. 4. Бальное платье (1899 год). 5. Леди Люсиль Шарп за роялем. 6. Красное платье Люсиль Шарп. 7. Кадр из фильма. Затейливая прическа, представляющая собой высокую корону из кос, характерна для 1870 - 1880-х годов. Благодаря крупным украшениям в волосах, укладка Люсиль отдаленно напоминает мне образ Елизаветы Баварской с картины работы Франца Винтерхальтера, 1865 г.

Несмотря на то, что временной отрезок, указанный в фильме - начало XX века, кое-где фигурирует дала 1901 год, платья Эдит скорее напоминают моду середины 1890-х годов. Ближе всего к заявленному периоду приближаются бальные наряды Эдит, миссис Макмайкл и её дочери Юнис. Сцена бала, отличающаяся разнообразием стилей и фасонов, наиболее фантазийна.
На Эдит бальное платье жемчужного атласа. Жемчуг в XIX веке - часты подарок молодым девушкам и будущим невестам, но и символ слез (которые в изобилии прольет Эдит). Наряд достаточно откровенный - обнаженные плечи, приоткрытая грудь, нити жемчуга, напоминавшие упавшие с плеч бретели. Лиф платья с клинообразным низом, слегка выдающимся вперед, напоминает S-образные корсеты конца 1890-х годов. На мой взгляд, лиф несколько тяжел и, в соотношении с передней частью подола, нарушает пропорции фигуры, все меняет в движении шлейф, который во время танца Эдит поддерживает с помощью ленты "пажа". Волосы мисс Кушинг высоко зачесаны и уложены в прическу буфант (bouffant), ставшую популярной благодаря американскому иллюстратору Чарльзу Дана Гибсону и героине его работ "девушке Гибсона", чей образ был популярен вплоть до первой мировой войны. Прическу украшает заколка в виде бабочки - символ нежной души Эдит.
Кроваво-красное платье Люсиль является единственным красным пятном (помимо броши в виде розы) в мире Буффало, как напоминание об Аллердэйл Холле. Леди Шарп самая "закрытая" персона в бальном зале, её вышедший из моды наряд скрывает тело и душу героини подобно панцирю. Гипертрофированный трен платья напоминает огромную лужу крови. Кейт Хоули, неравнодушная к складкам, оборкам, плиссировке, воланам, заставляет увидеть в каждом своем костюме частицу внутренней поверхности шляпки гриба.

Хочется спросить о некоторых деталях. Первое, что бросается в глаза: в сцене, где Люсиль играет на пианино в изысканом платье из багрового шелка, с её запястья свисают серебряные наконечники стрел, которые придают ей угрожающие черты.
Это было достаточно целостное платье, одно из последних, что мы сделали. Гильермо и Джессика решили, что нам нужно еще одно платье, а у нас оставалось примерно две недели. Для создания синего платья было где-то шесть недель после воспроизведения образцов! Это были попытки получить правильный красный и правильные детали, в шнуровке старались передать ощущение позвоночника; я видела перед собой картины голода в мире Аллердэйл. А Джессика это женщина с красивыми изгибами, если вы видели её в лицо - она на самом деле довольно чувственная при своем небольшом размере, но я хотела создать впечатление костей, так что мы сделали это с помощью цвета. Мы стремились передать костюмам трагедию мира дома.
1. Эдит Кушинг и сэр Томас Шарп на пикнике. 2. Мемориальное украшение - браслет, сплетенный из волос. Две руки, соединенный в рукопожатие, всегда были символом верности, но первоначально использовались для обручальных колец (кольца Fede), скрепляющих любовный союз. 3. Кадр из фильма. Люсиль Шарп рассказывает Эдит историю о мотыльках и бабочках, олицетворяющую из собственную судьбу. 4. Влюбленная Эдит Кушинг под золотым зонтиком на пикнике. При создании блузы Кейт Хоули изменила рукаву "жиго", выбрав Bishop sleeve. 5. Костюм леди Люсиль Шарп. Остроконечный воротник и манжеты из тонкого белого кружева - вспомним сдержанные голландские портреты XVII века. Тяжелое бархатное платье декорировано бахромой, плетеными листьями винограда и подвесками в виде желудей. Нижняя юбка из черной плиссированной ткани является противоположностью светлым "складчатым" нарядам Эдит. На груди "горит" алая брошь в форме розы - символ страстной любви, печать преступления и знак Аллердэйл Холла. 6. Зеленое платье с треном начало 1880-х годов. 7. Томас и Люсиль Шарп, Леди Шарп носит митенки, в XIX веке выполнявшие чисто эстетическую функцию, но, возможно, она защищает руки от чуждого ей солнечного света. 

Как велась работа по подготовке гардероба актеров?
Мне потребовался месяц для изучения темы, так сказать "личного расследования", на основе которого я собрала мудборд, в который, как сорока, собирала все идеи от и до, и смогла сделать эскизы. Когда собираешь идеи, на нужную мысль может навести вообще все, что угодно - лицо в толпе, увиденный ландшафт. Помню, как увидела в парке на скамейке напротив пожилую леди, похожую на фею - белые туфли "мери-джейн", кружевные чулки, белый макинтош, седые волосы. Её образ буквально застрял в моей голове, и я использовала его в качестве основы для костюма героини в фильме.
За сбором материала и созданием эскизов последовали пять месяцев изготовления костюмов и три месяца съемок. В процессе подготовки мы с дель Торо отсмотрели множество картин викторианской эпохи, изучили творчество художников периода символизма, а также характерные особенности моды, которые утрировали в гардеробе героинь.
Викторианская эпоха - эпоха "траурной" моды, поэтому в рамках её канонов главная героиня носит в волосах ленты своей умершей матери, её же драгоценности, а еще пояс, сплетенный из её волос. При этом наряды отделаны цветами, вырезанными из антикварного бархата, траурными викторианскими кружевами и сочетаются с винтажными драгоценностями. С другой стороны, на меня повлияла и эстетика архитектурных шедевров из осенних коллекций Alexander McQueen и Oscar de la Renta в готическом настроению Все свои идеи я презентовала режиссеру, и если он давал добро, мы тут же приступали к работе.
1. Платье плиссированного шелка золотисто-персикового оттенка на розовой подкладке, многослойные манжеты, декоративные вставки в виде рукавов-крылышек, оборки воротника-стойки. 2. Джеймс Эббот Макнил Уистлер "Симфония в белом № 1". 1862 г., холст, масло, 213 х 107,9 см. Национальная галерея искусств. Вашингтон. 3. Эскиз платья Эдит Кушинг. "Когда Эдит влюбляется рукава её платьев становятся объемнее, цвета усиливаются и преувеличиваются" Кейт Хоули. 4. "Гильермо хотел передать ощущение мастерства этого периода... мы дали название каждому платью" Кейт Хоули. 5. Густав Климт "Портрет Сони Книпс". 1898 г., 145 х 145 см., холст, масло. Бельведер. Вена. 

В этом платье Эдит теряет любовь во время ужина в доме мистера Кушинга и находит её вновь следующим утром. В сценах на улицах Буффало, в отеле и морге, поверх наряда надето черное пальто - едва ли не самый простой предмет гардероба Эдит. Клинообразный черный пояс и темная шелковая шаль, дополняющие платье, украшены цветочной вышивкой и обладают явным восточным колоритом, напоминая о китайской лаковой миниатюре и вышивке шелком. В 1840-1850-х годах XIX века Япония и Китай стали открытыми для внешнего мира, в Европу начали завозить восточные товары и произведения искусства, очень быстро нашедшие своих ценителей и ставшие модными. Китай был своего рода полуколонией Британской империи, и шаль Эдит можно назвать колониальным товаром - дорогим и экзотичным. Небольшие "восточные" детали в сочетании с нежным светлым платьем часто выбирал для героин своих картин увлеченный Востоком Джеймс Уистлер - "Симфония в белом" № 1,2,3, "Симфония в сияющем и розовом".
1. Буффало провожает зрителей тем же событием, которым встречало - похоронами в семействе Кушинг. Эдит прижимается к груди Томаса Шарпа, на пальце её кровавый обручальный перстень, а на воротнике брошь с каплевидной жемчужиной - символом слез. 2. Кадр из фильма. Маленькая Эдит на похоронах матери. Черное бархатное пальто с пелеринкой, муфта, большой черный бант, завязанный под подбородком, и белые поля шляпы как нимб над златокудрой головкой. 3. Клео де Мерод, чей образ оказал влияние на Кейт Хоули при создания изящного траурного туалета Эдит. 4. Джеймс Тиссо "Сирота". 1879 г., холст, масло. Частная коллекция.


Полный текст интервью с Кейт Хоули читайте на сайтах: здесь,здесь и здесь

Комментариев нет:

Отправить комментарий