пятница, 20 ноября 2015 г.

Фантазия на тему "бараньей ноги" и шляпки гриба: Аллердэйл Холл

Продолжим разговор о фильме "Багровый пик", а точнее, о гардеробе его героинь, созданном Кейт Хоули - костюмером и добрым единомышленником режиссера Гильермо дель Торо. Она долгое время сокрушалась, что ей не удается поработать с "романтичными девичьими платьями в оборках": "Каждый раз, когда агент сообщает мне о новом проекте, я буквально молю: "Пожалуйста! Скажите, что это будут платья!" И вот этот час настал:)
Переместимся в Аллердэйл Холл...





Как вы охарактеризовали для себя дом, в котором происходит действие? Ведь это именно он подчиняет себе особенности выбора костюмов?
Да, все верно. В этом смысле на дель Торо повлияла эстетика Джейн Эйр, "Невеста Франкенштейна" и "Логово дьявола" Роберта Уайза, потому он представлял себе этакий дом с приведениями. Сначала планировали найти готовое здание, но потом решили отстроить дом с нуля специально для съемок. Важно было, чтобы герои, их внешний вид, их характеры и сам дом стали как бы единым целым, живым организмом. И этот дом для меня действительно словно живой. Например, глина просачивается сквозь трещины в его стенах, создавая впечатление, что они кровоточат. Или возьмем слово "страх", которое звучит на протяжении фильма - его можно разглядеть в узорах на обоях.
1. Джессика Честейн в роли леди Люсиль Шарп. 2. Данте Габриэль Россетти "Водяная ива", 1871 г. Холст, масло, 26,7 х 33 см. Музей искусств Делавэра, Уилмингтон.

Та же логика прослеживается и в гардеробе героев?
Именно! Вот почему все вещи, которые герои носят в Буффало, словно источают золотое сияние, блеск. Героиня Мии Ваясиковской появляется там в легких кружевах - сначала кремового цвета, а потом сочного оранжевого. Зато пребывая в Англии, герои носят холодные оттенки из палитры ледяного синего: у Томаса - синий бархат костюма, у Люсиль синее платье. Таким образом, они как бы "сливаются с местностью", становятся частью своего разваливающегося, буквально умирающего дома, в котором они прожили долгие годы. Мы как бы создаем визуальный язык, некий символический цветовой код, так что каждая деталь в фильме - часть этого кода. На платье Люсиль, например, можно заметить сплетающиеся ветви, покрытые листвой, желуди - это символ осени, за которой следует зима - пора умирания. 
1. Платье Люсиль Шарп из синего бархата с отделкой бахромой и нитяными листьями, атласной нижней юбкой. Наряд хозяйки Аллердэйл Холла давно вышел из моды, как и костюм Томаса Шарпа: "Костюм великолепно сшит, но 10 лет назад, туфли ручной работы, но потрепаны". 2. Эскиз синего платья леди Люсиль Шарп для сцен в Аллердэйл Холле. 3. Люсиль носит перстень с красным камнем и камею, которые достались ей от матери, убедиться в этом можно взглянув на портрет старшей леди Шарп. 4. На поясе у Люсиль шатлен с ключами - своеобразная замена дамской сумочке, приспособление, крепившееся к поясу, на которое подвешивалось множество нужных мелочей, в данном случае - связка ключей. 5. Для Джессики Честейн использование корсета стало настоящим тестом на прочность. "После ношения его в течение нескольких часов я слышу: "Кейт, ты должна мне помочь с ним! Этот корсет тугой. Я не могу пошевелить руками. Действительно женщины носили это?" - рассказала Кейт Хоули. 6. Деталь обоев из Аллердэйл Холл. Темно-синее платье Люсиль с болотно-зелеными элементами сочетается с обивкой мебели, покрывалом кровати, обоями, что напоминает о популярной на рубеже веков идее синтеза искусств (Gesamtkunstwerk), в рамках которой одежда должна была составлять единый ансамбль с интерьером, а иногда и домом в целом. Касалось это только женской одежды, подчеркивая домашнюю сферу "обитания" женщины и делая из неё своего рода предмет обстановки.

Кейт Хоули подчеркнула, что каждая актриса по-своему реагировала на костюмы: "Я думаю, разница в том, что Миа научилась носить корсет для фильма "Джейн Эйр", эта вещь определяет силуэт и позволяет нам играть за пределами обычных деталей периода, однажды нами в нём закрепленных, корсет подходящая вещь. Но корсеты всё поддерживают, и определяют то, как ты будешь ходить, и как люди двигались в определенный период времени. Это было очень важно, потому что мы носим наши корсеты сейчас совершенно иначе". Жесткий корсет, стягивающий грудь, талию и бедра Джессики Честейн, помогал актрисе передать движения, свойственные по этикету дамам конца XIX века, а также стал особой характеристикой её героини - Люсиль Шарп. Помимо этого, передаче движений женщины Викторианской эпохи способствовала многослойность костюмов (до шести слоев), которые, несмотря на подбор легких тканей, всё же были достаточно тяжелыми. Трехметровый трен синего платья Люсиль, связывающий её с домом словно пуповина, потребовал использования особой обуви. Кейт Хоули рассказала о паре туфель на платформе, найденных ею "в порно магазине вверх по улице" и незаметных под платьем: "7-дюймовые туфли для стриптиза, вероятно, являются маленьким секретом. Она (Джессика) взяла их и выполнила эту работу, она бегала в них - вверх и вниз по лестницам, повсюду. Я имею ввиду, что мы также купили несколько пар сапог того периода. Она рождена носить 7-дюймовые каблуки".
Поверх платья Люсиль надевает темно-серое пальто, рукава которого - цельнокроеные, узкие с воронкообразным расширением книзу - повторяют рукава женских средневековых платьев (блио). Этот предмет гардероба - родная душа псевдоготическим элементам дома. 

1. Эдит приезжает в Аллердэйл Холл в истинно цветущем виде. 2. Фиалки синего, сиреневого, фиолетового бархата украшают шляпку и муфту Эдит, гирляндой ложатся по линии кокетки светлого пальто. 3. Появление в мастерской старинного букетика искусственных фиалок послужило толчком к созданию костюма. Для Хоули фиалки - цветы памяти, но популярный в Викторианскую эпоху язык цветов наделяет их более чувственным смыслом - "мои мысли заняты любовью". 4. Реклама дамской шляпы. Франция, июнь 1898 года. 5. Схема для декорирования тесьмой платья или фланелевой юбки. Воротник-стойка и нижний край пелерины пальто украшены вышивкой сутажем, её прихотливые линии напоминают знаковую для Ар Нуво работу Германа Обриста "Удар бича". 6. Кадр из фильма. Сцена на почтовой станции. Эдит появляется в аналогичном пальто с пелериной и зеленым бантом, но без пышного цветочного декора.


1. Кадр из фильма. Утро в Аллердэйл Холле. Эдит в роскошном желто-зеленом капоте. Приглушенный блеск золота домашних туфель и флореального узора ткани наряда символизирует богатство, в котором нуждались Шарпы, и которое заполучили в лице Эдит. 2. Капот украшает жабо из складок длинной желтой плиссированной ленты и крупная жемчужина на воротнике, с подобной зритель уже встречался в сцене похорон мистера Кушинга. 3. Уильям Моррис "Очный цвет", 1876 год. Дизайн обоев. 4. Чайное платье со "спинкой Ватто" (1902 год). 5. Кадр из фильма. Сцена в ванной. Эдит в пеньюаре из вышитых шелком китайских шалей с длинной бахромой. Предназначенный для интимной атмосферы спальни, роскошный пеньюар теряет смысл в холодной среде Аллердэйл Холл. 6. Китайская вышитая шаль с бахромой. Конец XIX - начало XX века.

"Спинка Ватто" - крупные складки ткани, свободно ниспадающие от плеч до нижнего края подола. Этот элемент одежды был вдохновлен нарядами героинь с полотен Антуана Ватто. Эпоха Ар Нуво питала особый интерес к Рококо с его прихотливыми линиями, галантными сюжетами, увлечением экзотикой и разнообразием палитры. "Спинка Ватто" была излюбленным элементом чайных и эстетических платьев.

"Эстетическое платье ведет свое происхождение от капота, ранней формы одежды, которую, как правило, носили в домашней обстановке, она также известна как халат или пеньюар. Капот - длиннополое платье, регулирующееся и свободное спереди сверху до низу, со множеством вариаций. К 1880-м годам появилось чайное платье, наиболее близкая форма капота. Обычно оно надевалось во второй половине дня (во время приема гостей на послеполуденный чай - курсив мой), чайное платье шилось из изысканных, предназначенных для официальных приемов, материалов, покрывающих тело без корсета ... Из-за отсутствия корсета капоты и чайные платья свидетельствовали об интимности и, действительно, предназначались для ритуалов частного мира дома ... Эстетическое платье было ответвлением бескорсетного капота, зачастую с буфами на плечах и свободными рукавами, и использовали сложные ткани эстетических цветов (цвет листа шалфея (серовато-зеленый), Венецианский зеленый, кирпично-красный, сине-зеленый, желтый и цвет голубиного шейки (серый)). Средневековые и ренессансные мотивы - манжеты, длинные шлейфы или высокие воротники - маркировали каждый предмет, как индивидуальность, смешением исторических деталей".
(American Historical Review. Mary W. Blanchard. Boundaries and the Victorian Body: Aesthetic Fashion in Gilded Age America. P. 25-26)


1. Кадр из фильма. Эдит в мастерской Томаса Шарпа. Клинообразный низ лифа и рукава декорированы цветами - маками, тюльпанами или ирисами - выполненными в технике аппликации и вышивки с включением бусин. 2. Воротник-стойку желтого платья Эдит украшают уже знакомые зрителю каплевидные жемчужины. Обтянутые тканью пуговки "проходят" по рукавам и через весь лиф среди вертикальных складок, создающих эффект жилета, надетого поверх платья. 3. Зритель вновь встречает большой бант - из черного атласа - пришитый к задней части воротника и спускающий свои концы, вторя складкам лифа, теряясь среди драпировок подола. 4. Поверх желтого атласного платья в разных сценах Эдит надевала черную накидку с отложным воротником и застежкой "клевант". 5. Джон Эверетт Миллес "Эстер", 1865 г. Холст, масло. Частная коллекция.

Значит, Эдит олицетворяет бабочку?
Канарейки. Именно так я её вижу - канарейка в темной шахте. Поэтому в ее нарядах так много золотого.
1. Эскиз Кейт Хоули. Эдит Кушинг. 2. Воротник-стойка в сочетании с длинными вьющимися волосами является прекрасным обрамлением для лица Эдит. 3. Платье и пеньюар Эдит, брошь Люсиль в виде розы на диванчике-бабочке из спальни. 4. Эскиз ночной рубашки Эдит Кушинг. Тончайшая ткань ночной рубашки позволяет ощутить дыхание "живого" дома - потоки воздуха, сквозняки, врывающиеся ветра приводят её в движение. Воздушные буфы невесомы, пропускают лунный свет, а удлиненные рукава оставляют открытыми лишь кончики пальцев - вспомним женские портреты Рогира ван дер Вейдена, Робера Кампена, Лукаса Кранаха, тем более, что дом изобилует готическими элементами. 5. Мариано Фортуни. Платье Дельфос. 1910 г. 

В Аллердэйл Холл только Эдит появляется перед зрителем в домашних нарядах - пеньюаре, ночной рубашке, капоте. Её намерения и мысли ясны, возможно, поэтому она столь открыта и прямолинейна в своем поведении и облике. Шарпы, наоборот, и днем и ночью встречаются в одной и той же одежде, они скрытны и собраны. Лишь когда их намерения полностью раскрываются, зритель видит Люсиль в дезабилье - покровы тайны совлечены. Рубашка становится проекцией состояния Эдит - ткань проявляет очертания её тела, когда рядом Томас; напитывается красной глиной, как сердце - горечью; поглощает увечья тела, делая героиню сильнее.
Завораживающие длинные волосы Эдит и Люсиль Кейт Хоули нашла в творчестве Прерафаэлитов, для которых женские волосы стали истинным фетишем. Цвет и количество волос повествуют о чувственности или порочности героини, являются бесспорным эротическим символом. Золотые локоны Эдит, как легкие крылья бабочки, есть проекция чистой, плодородной, прощающей любви к Томасу. Черные, словно крылья мотылька, волосы Люсиль - это её болезненная, смертельная, всепоглощающая, властная любовь.

Какой среди нарядов - ваш любимый?
Наверное, это ночная сорочка - традиционное кружевное белое платье героини готического романа.
1. Для меня любимым костюмом Эдит Кушинг стал жакет зеленого бархата с воротником "Медичи", типичный для Кейт Хоули воротником-стойкой в складочках и оранжевыми деталями. В нем Эдит узнает второе название Аллердэйл Холл - Багровый пик. 2. Полы жакета на спинке дополнены кокетливым "хвостом". 3. На плечах жакета лежат спелые фрукты, сшитые из бархата в оранжево-желтой гамме. Belle Époque, Fin de siècle, как ни назови, превращали женщину в цветок, облачая её в оборки, роскошные ткани, пленительные цветовые сочетания. "Девушка в цветах" - излюбленный мотив искусства эпохи Ар Нуво. 4. Джейн Этчи (Jane Atche') Рекламный плакат бумаги для сигарет Job, 1889 год. Высокий воротник можно также встретить на пастели Одилона Редона "Портрет Марии Боткин", 1900 г. Musee d'Orsay, Париж. 5. Джон Эверетт Миллес "Офелия", 1851-1852 год. Холст, масло, 76,2 х 111, 8 см. Галерея Тейт, Лондон. 

1. Рубашка Люсиль Шарп понравилась мне больше других её костюмов. Она дополнена халатом без рукавов бледного (выцветшего от времени) сине-зеленого оттенка и ярко-красным кушаком. 2. Тончайшая белая ткань взлетает, парит при любом движении героини, превращая Люсиль в ураган, дикий призрак, движимый сумасшествием и смертельной любовью. Объемные рукава рубашки ложатся чудными полупрозрачными складками, когда она открывает шкафчики в комнате на чердаке. 3. Ворот рубашки украшен кружевом и фигурными буфами (smocking), позволяющими ткани растягиваться, быть эластичной. Эта техника появилась в Англии в Средние века, но особую популярность получила в конце XIX века, перейдя в модные гардеробы с одежды крестьян. 4. Данте Габриэль Россетти "Леди Лилит", 1866-68/1872-73 г. Холст, масло, 96,5 х 85,1 см. Художественный музей Делавэра, Уилмингтон. К сожалению, Кейт Хоули не акцентировала внимание на мудбордах, посвященных костюмам Люсиль Шарп, произведения искусства, вдохновлявшие её, остаются секретом для меня.
Кейт Хоули во время съемок "Багрового пика"

Приходилось ли идти на компромисс, когда вы не получали желанного режиссерского отклика на какие-либо из идей?
Режиссер напоминал мне, чтобы я постоянно держала в голове, что это готический хоррор, а не эпизод из реальной жизни.

А в работе с актерами?
В процессе работы я много консультировалась и с актерами, чтобы они не чувствовали себя под давлением. Были некоторые моменты, когда они с чем-то не соглашались, например по поводу утрированной пышности рукавов. Я даже начала думать - может быть, я переусердствовала? Но дель Торо успокоил меня - это необходимо в рамках идеи фильма. Именно такими рукава и должны быть. Это же кино!

В процессе работы над фильмом "Багровый пик" Кейт Хоули превратилась в женскую версию Гильермо дель Торо, прочувствовав поэзию его идей. Она создала не "просто Викторианские" костюмы, а выстроила их, сделав органичными элементами двух миров - Буффало и Аллердэйл Холл - противоположных, как желтый и синий, свет и тьма, прощение и месть.Выстоять в борьбе с увлечением дель Торо "превращать в хлам все красивое" Кейт Хоули помогла её удивительная команда. Мастера отдавали долгие часы (и даже дни) созданию уникальных костюмов, выполненных вручную в соответствии со старинными техниками, чистили и перекрашивали испачканные кровью и глиной наряды, шили новые предметы взамен безнадежно испорченным (например, 6 экземпляров ночной рубашки Эдит).
Месяц индивидуальных исследований темы (помимо книг, журналов и картин Кейт Хоули упоминает фильм "Эпоха невинности"), пять месяцев подготовки к созданию фильма и три месяца съемки. "Багровый пик" стал одой Викторианской эпохе, фантазии Гильермо дель Торо и таланту Кейт Хоули, с её привязанностью к рукавам "жиго" и плиссировке.


Полную версию интервью с Кейт Хоули вы можете найти: здесь и здесь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий