среда, 29 мая 2019 г.

The Riihitie house

"Жизнь во время путешествия - это мечта в чистом виде" (Агата Кристи). В феврале нашему с М. союзу исполнилось 5 лет, и в качестве подарка "себе любимым" мы выбрали путешествие в Хельсинки. Этот загадочный город горячо любим нами. Даже февральская серая погода и довольно высокие цены (в соотношении с нашим семейным бюджетом) не испортили эту "мечту в чистом виде". Мы жили в старинном доме, много гуляли, познакомились с новым районом, получили бесценный "парковочный" опыт и понервничали пару раз. Самым крупным событием этой поездки стало посещение Дома-музея Алвара Аалто. Это место уже пару лет входило в мой "wish-list путешественника". Потому что нельзя любить Финляндию, и не познакомиться с творчеством великого "отца скандинавского модернизма".
Алвар Аалто, пожалуй, самый известный финский архитектор и дизайнер. Рассказать о нем все - это объять необъятное. Моя задача познакомить вас лишь с одним элементом его жизни и творчества - собственным домом Алвара Аалто в Хельсинки, на улице Риихитие, 20. Поэтому предлагаю вам познакомиться с его краткой биографией здесь и основными работами здесь.

Алвар Аалто в мастерской, 1940-е годы. Фото: Eino Mäkinen

Как и большинство моих историй о домах-музеях известных художников, эта история начнется со знакомства мужчины и женщины, которое впоследствии приведет к строительству дома. 
Алвар Аалто (р. 1898) познакомился с Айно Марсио (р. 1894) в Технологическом институте Хельсинки (ныне Университет Аалто). Айно закончила обучения в 1920 году (на год раньше Алвара) и стала дипломированным архитектором. В 1923 году Алвар Аалто вернулся в родной город Ювяскюля, где открыл архитектурное бюро. Вскоре ему потребовался помощник, которым и стала бывшая однокурсница Айно.
Алвар и Айно поженились 6 октября 1924 года. По традиции, во время свадебного путешествия они посетили Италию. Алвара Аалто покорила эта яркая страна. В последствии, некоторые элементы, характерные для итальянской архитектуры, он стремился "привить" на финскую почву (патио, лоджии, дворики, связь интерьера с садом).

Айно Марсио-Аалто и Алвар Аалто. 1940-е годы. Фото: Herbert Matter

В 1927 году семья Аалто переехала в Турку и перевела сюда офис своего архитектурное бюро. Они поселились в собственной квартире в здании Сельскохозяйственного кооператива, которое было построено по проекту Алвара Аалто. Оформление интерьеров нового дома стало очередным совместным проектом для Алвара и Айно. Специально для этого они посетили Швецию, Данию, Голландию и Францию, чтобы узнать больше о современных тенденциях в строительстве и дизайне. К этому времени Алвар Аалто отступает от идеалов неоклассицизма в пользу интернационального стиля (модернизм). 
В 1925 году в семье родилась дочь Йоханна (Ханни), а в 1928 году - сын Хамилкар. 

Слева: Алвар и Айно Аалто во время путешествия по Европе, начало 1930-х годов
Справа: Алвар Аалто с детьми - Йоханной и Хамилкаром 

В 1933 году семья Аалто приняла решение о переезде в Хельсинки. Строительство библиотеки в Выборге требовало от автора частых визитов,  кроме того, столица предлагала совершенно иные возможности, чем провинциальный Турку. К тому времени, несмотря на экономический кризис 1930-х годов, имя финского архитектора стало известным благодаря строительству туберкулезного санатория «Паймио». 
Аалто приобрели участок в общине Мунккиниеми, расположенной в непосредственной близости от Хельсинки (в 1946 Мунккиниеми стал районом Хельсинки). Долгое время территория общины была почти не застроена, здесь располагались в основном пригородные усадьбы. Участок, купленный семьей Аалто, находился между улицей Риихитие и спортивной площадкой Кадетской школы, занявшей здание бывшего отеля работы Элиэля Сааринена (читайте о вилле "Виттреск").

Северный фасад дома Алвара Аалто

Дом был построен на вершине скалистого склона, выходящего на юг. В начале двадцатого века в скандинавских странах было распространено строительство домов L-образной формы. Причиной тому являлось стремление к созданию сада или внутреннего двора, защищенного от посторонних глаз. В условиях холодного климата не только сад, но и жилые комнаты должны были располагаться с южной стороны. Этот принцип был использован Алваром Аалто при строительстве собственного дома. 
На улицу Риихитие выходит северный фасад дома Алвара Аалто. Здание расположено близко к краю участка со стороны улицы. С востока дом окружает белая стена, закрывающая часть сада и ведущая непосредственно к главному входу.  За каменной оградой также скрываются окно и дверь в кухню, над которой нависает темно-коричневый прямоугольник второго этажа. Белую плоскость северного фасада «разбивает» прямоугольное окно, спрятанная в углу входная дверь и деревянные ворота гаража. 

Южный фасад здания. На переднем плане часть белого офисного крыла

Поворачивая возле гаража за угол, дорожка ведет в сад. Она тянется вдоль западного фасада, принадлежащего офисному крылу здания. Здесь расположена мастерская, возвышающаяся над остальным пространством дома, так как под ней находится подвал и сауна. Офисное крыло обладает чертами интернационального стиля - чистота белых поверхностей, четкость линий, асимметричность и плоская крыша. Довольно любопытно сочетание столь современного облика здания с простой деревянной оградой, окружающей сад и напоминающей традиционные финские заборы.


Южный фасад дома Алвара Аалто

Южный и часть восточного фасада здания

Объем белого офисного крыла контрастирует с темной деревянной отделкой жилых комнат в юго-восточной части здания.  Создается впечатление, что большой куб второго этажа нависает над узким белым основанием первого этажа, в котором располагаются гостиная и столовая. Подобное несоответствие объемов первого и второго этажей характерно для сельских амбаров в Финляндии, где внизу обычно располагалась лавка или склад, а наверху – место для сна в летнее время. В доме на Риихитие окна спален с белыми наличниками выходят на восток, чтобы в них проникали лучи утреннего солнца. Под спальнями находится навес, образующий просторную лоджию. 


Вид на сад из внутреннего дворика

Строительство дома в финансовом плане было довольно опасной идеей в экономически нестабильные 1930-е годы. Но Алвара и Айно поддерживала надежда и успех, с которым их работы появлялись на выставках в Европе. Рост продаж привел к организации в 1935 году собственной компании по производству мебели и предметов интерьера "Артек"
Дом на Риихитие во многом был экспериментальной лабораторией, предложившей Алвару и Айно Аалто реализовать собственные идеи и сделать что-то новое. С другой стороны, он задумывался как место для розничной торговли мебелью и предметами интерьера. Количество заказов побудило Алвара Аалто соединить в одном здании офисное и жилое пространство. Частные комнаты семьи имели дополнительную функцию – демонстрировали клиентам дизайнерские способности архитекторов.


Алвар и Элисса Аалто

Строительство дома на Риихитие было завершено летом 1936 года. Семья Аалто поселилась в нем вместе с прислугой - няней и домработницей. Мастерская в офисном крыле начала работать сразу после завершения строительства дома. Ежедневно на работу сюда приходили сотрудники архитектурного бюро Аалто. 
Алвар и Айно были не только супругами, они были друзьями, коллегами и "родственными душа" в отношении идей современного дизайна. Над большинством проектов они работали вместе. Айно Аалто умерла в 1949 году. Спустя три года Алвар вновь женился на архитекторе Эльзе (Элиссе) Мякиниеми. 

Первый этаж
1. Прихожая. 2. Сувенирная лавка/комната секретаря. 3. Мастерская. 4. Библиотека.
 5. Гостиная. 6. Столовая. 7. Кухня. 8. Коридор

Сегодня гостям дома-музея Алвара Аалто предлагают оставить верхнюю одежду в прихожей. Здесь же нужно переобуться - надеть бахилы или снять свою обувь (в зимний период рекомендую взять с собой сменку). Можно привести прическу в порядок, глядя в зеркало, созданное Элиссой Аалто в 1964 году. Повернув направо, гости попадают в музейную сувенирную лавку. Первоначально здесь располагалась комната секретаря, посетители  мастерской Алвара Аалто оставляли здесь верхнюю одежду. Далее маленькая лесенка из красного кирпича ведет в мастерскую.

Библиотека в доме-музее Алвара Аалто

Поднявшись в мастерскую и повернув налево, можно увидеть вход в библиотеку. На чертежах помещение, которое сегодня она занимает, носит название «комната архитектора». Однако ни Айно, ни Алвар Аалто там не работали, за исключением случаев участия в конкурсах. Комната чаще всего исполняла роль небольшого конференц-зала и библиотеки. Как и сегодня, от мастерской её отделял занавес, а вот встроенные книжные полки были установлены только после 1968 года.

Вид из библиотеки на мастерскую и галерею над ней

Между двумя маленькими лесенками из красного кирпича (из музейной лавки в мастерскую и из мастерской в библиотеку) располагается камин. Он необходим для обогрева такого большого пространства, как мастерская. В суровые зимы времен Второй мировой войны в камине была установлена печь для сжигания опилок, что помогало не только наполнять помещение теплом, но и экономить древесину. 
Вверх над камином поднимается деревянная лестница, ведущая на галерею, которая огибает южную стену мастерской. В традиционном финском строительстве хорошо используется совмещение печи с лежанкой и деревянной лесенки, помогающей забраться на лежанку. На галерее было устроено рабочее место, кроме того, с этой высокой точки было удобно руководить рабочим процессом.

Слева: Вход в библиотеку, камин из красного кирпича и деревянная лестница на галерею
Справа: Алвар и Айно Аалто за работой в мастерской


Черные стальные столбы под галереей визуально делят пространство офисного крыла на рабочую зону и коридор. Под галереей также находится дверь в гостиную и выход во внутренний дворик (патио). Рабочая зона мастерской наполнена светом, проникающим сквозь прямоугольные окна на западной стене. Пространство под окнами заполнено функциональной и легкой мебелью: чертежными столами на козлах или L-образных ножках и стульями, почти все они являются ранними моделями Аалто. Единственным массивным предметом обстановки является диван напротив камина, спроектированный Айно Аалто в 1940 году.
Все элементы мастерской созданы для выполнения главной задачи – зонирования и эффективного использования помещения. Даже отделочные материалы тонко разделяют общественное и частное пространство дома. В офисном крыле много деталей из красного кирпича, а пол возле камина выложен желтой керамической плиткой. В то же время балюстрада галереи и раздвижные двери в гостиную выполнены из плетеных джутовых циновок. Золотисто-желтый цвет циновок перекликается с оттенком деревянными элементами в гостиной. Пол в мастерской изначально был покрыт линолеумом, но в 1950-х годах, когда дом стал полностью частным и мастерская переместилась в новое здание, его заменили на серое ковровое покрытие.


Мастерская в доме Алвара Аалто (1930-е годы). Фото: Wolfgang Heine

Из мастерской в гостиную открывается раздвижная дверь, с порога которой можно окинуть взглядом не только гостиную, но и расположенную за ней столовую. Свет попадает в комнаты сквозь два больших окна, между которыми находится дверь во внутренний сад (патио). В гостиной располагается минималистичный камин из желтого кирпича, встроенный в стену, выложенную грубым белым кирпичом. Особую теплоту интерьеру предают мягкие, золотистые переливы деревянных деталей мебели и пола из дубовых досок.

Вид гостиной из мастерской

Несмотря на открытость пространства гостиной, она уютна и целостна. Все в ней менялось, но постоянными всегда были цветочные подставки под окнами, большое кресло, приобретенное Аалто в Ювяскюля в 1920-х, и металлический столик для курения, сохранившийся со времен жизни семьи в Турку.Полки на задней стене производства компании "Артек" 1930-х годов. Группа диванов и кресел собрана из коллекции "Артек" и несколько раз менялась с годами. Модели светильников, спроектированных Аалто в 1950-х, были заменены при восстановлении дома экземплярами из сложенной бумаги 1930-х и 1940-х годов. Доминантой гостиной является черный рояль, стоящий возле входа в мастерскую. Судя по сохранившимся чертежам, размер комнаты определялся размерами рояля.

Семья Аалто в гостиной, 1940-е годы

Слева: Работа французского художника и друга семьи Аалто - Фернана Леже
Справа: Вид из окна гостиной на внутренний сад и спортивную площадку

Обеденная зона, расположенная следом за гостиной, отделена короткой стеной, которую продолжает карниз со шторами на потолке. Шторы можно раздвинуть, находясь как в гостиной, так и в столовой. Из столовой можно выйти на лоджию - крытое наружное пространство под навесом на углу здания.

Вид на гостиную из столовой.  На стене у камина висит работа еще одного друга семьи Аалто - Ласло Мохой-Надя

В зоне столовой доминирует задняя стена, обшитая темно-коричневой замшей и разделенная вертикальными полукруглыми деревянными рейками. Оформление стен с помощью ткани имеет давнюю историю, но обычно ассоциируется со средневековыми замками и дворянскими особняками. В доме 1930-х такая стена выглядела необычно и оригинально. Помимо этого, идея является функциональной - стена имела акустическое значение, как резонатор в длинном пространстве первого этажа.

Вид на столовую из гостиной

Встроенная мебель в столовой состоит из буфета. На верхних застекленных полках хранится посуда. Остальные полки закрывают раздвижные дверцы из фанеры пламенной березы, которые открываются как из столовой, так и из коридора. В коридоре прислуга ставила на открытые белые полки приготовленные блюда, а хозяева дома, находящиеся в столовой, забирали их, открыв раздвижные дверцы.

Слева: Вид на столовую из сервировочной зоны в коридоре
Справа:  Портрет Алвара Аалто работы Александра Колдера

Обстановка столовой менялась с годами. Самыми постоянными её предметами оставались стулья приобретенные четой Аалто в Венеции во время свадебного путешествия в 1924 году. Круглый стол, спроектированный в 1933 году, был заменен на большой прямоугольный стол компании "Артек". Лампа Поуля Хеннингсена, купленная в Турку, сменил светильник работы Аалто. Долгое время в столовой находился белый буфет, созданный Айно Аалто, он был заменен новым буфетом, спроектированным Элиссой в 1960-х годах.

Вид на столовую из коридора

Коридор располагается между коридором и кухней. По стандартам 1930-х годов кухня была крайне функциональна, в ней была электрическая плита и место, отведенное под холодильник. Свет в неё попадает сквозь широкие, высоко расположенные окна, под которыми находится раковина и рабочая поверхность. Этот прием был использован, чтобы сделать процесс приготовления пищи более удобным. В коридоре рядом с кухонной дверью находится вход в кладовую.


Зона кухни была спроектирована таким образом, чтобы прислуга, работавшая в доме, чувствовала себя свободно и легко. С улицы в кухню ведет отдельная дверь, напротив которой располагается отдельная комната для прислуги. Спуститься в погреб, войти в кладовую и подать приготовленный обед можно было, не сталкиваясь с хозяевами дома, их гостями или коллегами, работавшими в мастерской.

Вид на коридор из прихожей

Пройдя по коридору вдоль кухни, мы вновь попадем в прихожую, из которой по лестнице можно подняться на второй этаж.

Второй этаж
1. Гостевая комната. 2. Ванная комната. 3. Спальня родителей. 4. Первая детская комната. 5. Вторая детская комната. 6. Холл с зоной отдыха. 7. Терраса.

Деревянная лестница, ведущая из прихожей на второй этаж, заворачивает наверх возле большого окна, выходящего на главный фасад. Наверху справа находится маленькая гостевая комната с кроватью на возвышении, скрывающем балку на потолке над лестницей. Окно гостевой комнаты выходит на верхнюю террасу. Изначально в комнате был зеленый линолеум и зеленые обои в крапинку.
Второй этаж. Вид гостевой комнаты

Лестница выходит в холл второго этажа, исполняющего функцию частного жилого пространства семьи Аалто. Влево от лестницы  поворачивает коридор и ведет вдоль дверей в туалетную и ванную комнату. Ванная покрыта белой плиткой, в ней стоят две раковины, спроектированные Алваром Аалто для санатория "Паймио". Эти раковины известны тем, что вода падает в них почти беззвучно. 

Второй этаж. Раковины в ванной комнате

Коридор ведет в спальню родителей и гардеробную. Спальни на втором этаже обставлены очень просто - деревянные кровати, столы, стулья и кресла в большинстве своем спроектированы самим Аалто. Линолеум в спальне родителей первоначально был зеленым, а в смежных детских комнатах - цвета охры.


Спальня родителей. Шкаф и гардероб, в котором хранятся вещи Алвара Аалто

Рядом с комнатой родителей находятся спальни Йоханны и Хамилкара. Детские были объединены в одно большое пространство, когда дети были маленькими. Позднее помещение разделили на две части, чтобы у каждого ребенка была своя комната. Кровати в детских комнатах имели ротанговые изголовья. Во времена Айно Аалто в детских висели занавески с цветочным узором, а позже из тканей компании "Артек".

Первая детская комната

Когда в доме поселилась Элисса, детские комнаты были вновь объединены в одну. Позднее, во время реставрации дома, было решено сохранить планировку второго этажа такой, какой она была при жизни Айно Аалто. Во второй детской комнате находится деревянный туалетный столик, "обступающий" колонну, поддерживающую крышу. Он был спроектирован Элиссой, и оставлен в память о её годах жизни в доме. 

Вторая детская комната

Двери детских комнат выходят в холл. В центре холла располагается камин из желтого кирпича, дополненный экраном из вертикальных деревянных рек. Этот элемент, кажущийся чисто декоративным, визуально зонирует помещение и разделяет холл на коридор и пространство для отдыха. Возле камина на втором этаже часто собиралась семья Аалто: дети делали уроки, взрослые читали, а в зимнее здесь завтракали. Обстановка холла менялась с течением времени. Изначально здесь стояли шкафы, спроектированные Айно Аалто в 1929 году, круглый стол - её студенческий проект и диван с металлическим каркасом, созданный Алваром Аалто в 1930 году. По воспоминаниям современников, Айно любила и умела гармонично сочетать объекты, различные по времени создания и стилю.

Камин в холле второго этажа

Обстановка холла на втором этаже

Из холла есть выход на террасу, которая была частным пространством семьи Аалто, не смотря на то, что к ней существовал доступ из галереи мастерской. Йоханна и Хмилкар часто проводили здесь время со своими школьными друзьями. В летнее время терраса использовалась как еще одно жилое пространство с мебелью, включавшей ротанговые кресла, шезлонги и раскладные стулья. На террасе был камин, возле которого в летние вечера собиралась семья (его также использовали для работы с бронзой). Стену рядом с дверью в холл занимала шведская стенка для занятий Алвара Аалто гимнастикой. С детства Аалто поддерживал себя в хорошей физической форме с помощью упражнений, в школе он даже был чемпионом по гимнастике. На террасе стояли большие "амеба-образные" цветочные горшки, созданные по проекту Айно Аалто.

Семья Аалто на террасе (1930-е). Фото: Eino Mäkinen

К южному фасаду дома примыкает внутренний дворик (патио). Он занимает угол между офисным и жилым крылом. Во дворик ведут три двери - из мастерской, гостиной и столовой. Дверь из столовой выходит на крытую лоджию, которую использовали для отдыха на свежем воздухе в дождливые летние дни. Здесь же хранили садовый инвентарь и мебель. Стены лоджии декорированы тонкими бамбуковыми рейками, что демонстрирует интерес Алвара Аалто к культуре Японии.

Алвар и Айно Аалто в саду собственного дома, 1936 год

Айно Аалто, сидящая в патио. Фото: Eino Mäkinen

Лоджия открывается одной из сторон во внутренний дворик, а второй - в сад. Во внутреннем дворике пол выложен плоским серым камнем и располагается выше уровня сада. Стены дома в патио покрыты вертикальными балками и увиты девичьим виноградом. 
В саду росли фруктовые деревья, летом Айно Аалто выращивала розы и агаву в больших горшках. Здесь же был вырыт небольшой квадратный бассейн. Вместе лоджия, патио и сад  создавали атмосферу южного тепла, расслабленности и покоя. Они напоминали об Италии, полотнах мастеров Ренессанса (Фра Беато Анджелико "Благовещение") и были напоминанием о свадебном путешествии по Италии.
По мнению Алвара Аалто, сад был неотъемлемой частью дома, связанной как с экстерьером, так и с интерьером дома. Большие окна гостиной и столовой должны были "размывать" восприятие стены, как границы между внутренним пространством и садом. Летом зелень деревьев и растений украшала здание, а зимой пустынность сада подчеркивала домашний уют и тепло горящего в камине огня. Создавая дом на Риихитие (как и в других своих проектах) Алвар Аалто руководствовался тремя основополагающими понятиями - человек, пространство, сад.

❇️❇️❇️


В 1945 году после поступления в университет из дома на Риихитие уехала Йоханна, а в 1953 году за ней последовал Хамилкар. Мастерскую перенесли в отдельное здание, расположенное неподалеку - на улице Тиилимяки, 20 (там сейчас открыт Музей-студия Алвара Аалто). Алвар и Элисса Аалто остались в доме вдвоем. Можно предположить, что им, как паре, был ближе Экспериментальный дом в Мууратсало, служивший им летней резиденцией и мастерской.
Алвар Аалто умер в 1976 году, Элисса продолжала жить в доме на Риихитие до своей смерти в 1994 году.
Дом оставался в собственности потомков Аалто до 1998 года, когда перешел во владение Фонда Алвара Аалто. После консервации и реставрации в 2000-2002 годах его открыли для публики.


Для тех, кто планирует посещение Дома-музея Алвара Аалто - официальный сайт музея  www.alvaraalto.fi

Использованные материалы:
1. Буклет музея "Alvar Aalto. The Riihitie house. 1935-36" автор текста Teija Isohauta 
2. Renja Suominen-Kokkonen "Aino and Alvar Aalto - A shared journey"
3. Изображения: alvaraalto.figir.rsbgcdml.netcircarq.wordpress.com
pragmatika.mediaanothermag.com


2 комментария:

  1. Спасибо за виртуальную экскурсию и подробный рассказ. Люблю дома-музеи: они дают возможность погрузиться в мир человека, узнать его привычки и увидеть атмосферу, в которой он творил. Была только в домах-музеях Булгакова, Достоевского, Островского.

    Варя, у меня в блоге проходить книжный флешмоб "Советую прочитать". Возможно, ты заинтересуешься и сможешь принять участие https://kcandrb.blogspot.com/2019/05/blog-post_31.html

    ОтветитьУдалить