вторник, 14 апреля 2020 г.

Visavuori. Дом художника

Наступили достаточно сложные времена - тревожные и непредсказуемые. Многие из нас сейчас сидят дома и без особой уверенности смотрят в завтрашний день. Чтобы отвлечь себя от неспокойных мыслей, предлагаю вам экскурсию (хоть и виртуальную) в мир искусства и гармонии - музей-усадьбу финского скульптора Эмиля Викстрёма. 
Прошлым летом мы с М. гостили в финском городе Лахти у друзей моих родителей и посетили музей Висавуори. Но только сейчас у меня появилось достаточно времени, чтобы разобрать фотографии, собрать материал и написать пост😉
Любой, кто бывал в Хельсинки или читал статьи о достопримечательностях этого города знаком с работами Эмиля Викстрёма. Гранитные исполины на здании железнодорожного вокзала и скульптура медведя на лестнице Национального музея Финляндии - это его работы. Но любимым произведением искусства самого скульптора была его загородная усадьба Висавуори. 
Сегодня музей-усадьба Висавуори включает три пространства: Верхний дом, мастерскую скульптора Эмиля Викстрёма и павильон (мастерскую) художника-карикатуриста Кари Суомалайнена. Я не смогла сжать всю информацию о Висавуори до одного поста, столько прекрасных и удивительных вещей хранит это место. Поэтому я начну с истории Верхнего дома, в котором жила семья Викстрём, а в следующем посте постараюсь рассказать о мастерских скульптора и его внука-художника.


Эмиль Эрик Викстрём родился 13 апреля 1864 года в городе Турку. Его отец умер, когда мальчику было только 4 года, поэтому детство будущего скульптора прошло в бедности и заботах. В свободное время Эмиль собирал коряги - он находил в их очертаниях скрытые фигуры, которые потом вырезал. Его деревянные скульптуры вызывали интерес у жителей Турку, благодаря чему Эмиль нашел поддержку. Мальчик поступил в художественную школу Турку и продолжил обучение в Атенеуме в Хельсинки.

Ворота музея-усадьбы Висавуори

В 19 лет Эмиль Викстрём получил стипендию, которая дала ему возможность поступить в Венскую школу прикладного искусства, а параллельно начал обучение в Академии изящных искусств. Но венский период в жизни молодого человека продлился недолго. Соблазненный призывами своего друга Аксели Галлена, Эмиль уехал в Париж. 
В Париже он был вовлечен в обширный круг скандинавских друзей. Эмиль, или Виикка, как прозвали его друзья, поселился вместе с Аксели в маленькой квартирке на чердаке и быстро адаптировался к богемному стилю жизни своего товарища. Особенно крепкая дружба связала Эмиля Викстрёма, художника Пекко Халонена и Аксели Галлена. Они называли друг друга "святое братство", и верили, что никто кроме них не способен постичь истинное значение искусства. Друзья учились в Академии Жюлиана, которая предлагала высокий уровень преподавания, доступность и работу с натурой, о чем финские художественные школы могли только мечтать.


Слева: Студенты рисовальной школы Финского художественного общества: Аксели Галлен (слева), Оскар Свеннберг, Самуэль фон Белл, Эмиль Викстрём (сидит в центре), 1883 г.
Справа: Аксели Галлен и Эмиль Викстрём (в полосатых брюках) среди друзей в Академии Жюлиана. Париж, 1889 г.

Париж стал вторым домом для молодых художников, но в конце концов они почувствовали острую тоску по родине. Вернувшись домой, каждый из них отправился в Карелию, где еще можно было найти истинную суть Финляндии, похожую на истории из "Калевалы". Эмиль Викстрём исследовал эти края в 1892 году вместе со шведским художником Луисом Спарре. У путешественников складывалось впечатление будто они блуждают по мифическим землям, по стопам Вяйнямёйнена и одновременно по землям своих предков. Архитектурное наследие Карелии оказало сильное впечатление на Викстрёма и Спарре, что в дальнейшем проявилось при строительстве их собственных домов.


Традиционный карельский дом. Дом крестьянина Ошевнева (1876 год)
Музей-заповедник "Кижи"

Аксели Галлен, Пекка Халонен и Эмиль Викстрём вернулись в "финский лесной край, чтобы построить себе усадьбы". Национальный романтизм подталкивал художников искать вдохновения для воплощения своей идеи в сельской местности и среди простых людей. Эмиль первым воплотил свою мечту. Он выиграл конкурс на создание фронтона для Дома сословий в Хельсинки, что обеспечивало его доходом. Приступая к работе, Викстрём не нашел ни одной подходящей мастерской, поэтому скульптор решил построить собственную.

Дом сословий (Хельсинки). Архитектор: Густав Нюстрём. Год постройки: 1891.
Во фронтоне барельеф с изображением императора Александра I во время исторического Сейма в Борго (Порвоо) - Эмиль Викстрём.

Подходящее место для будущей мастерской Викстрём нашел в сельской коммуне Сяялсмяки, где в 1894 году построил деревянный дом с мастерской в карельском стиле. Вслед за ним многие финские художники, скульпторы и архитекторы стали возводить собственные усадьбы. Среди них "Калела" и "Тарваспяя" Аксели Галлена, "Халосенниеми" Пекки Халонена, "Виттреск" архитекторов Э. Сааринена, Г. Гезеллиуса и А. Линдгрена. Так появился целый ряд уникальных "мастерских на природе".

"Любимое произведение искусства" Эмиля Викстрёма - Висавуори. Между 1894-1896 гг.

При выборе места для своего будущего дома Эмиль Викстрём руководствовался несколькими условиями. Во-первых, оно должно было находиться недалеко от железной дороги и иметь хорошее транспортное сообщение. Доставка в мастерскую материалов для работы, наряду с перевозкой готовых скульптур на европейские литейные заводы или покупателям, должна была быть как можно более легкой. Во-вторых, участок должен был иметь нетронутый кусок дикого леса и склон холма, обращенный на юг и хорошо освещенный. Катаясь на лодке по озеру Ванаявеси, Эмиль Викстрём нашел такой уголок. Потребовалась доля художественного воображения, чтобы превратить его в место, подходящее для строительства дома. 

Ловенкярки - место, которое Эмиль Викстрём выбрал для строительства усадьбы Висавуори

30 мая 1895 года у Висавуори появилась хозяйка. Эмиль Викстрём женился на Алисе Генриетте Хогстрём. Алиса была очень хороша собой и не имела недостатка в поклонниках. Эмиль долгое время ухаживал за ней. Его первое предложение закончилось вежливым отказом - "нет, благодарю вас". Алиса - городская девушка из высшего общества Хельсинки, из военной семьи, с хорошим образованием - никогда не думала, что может стать домохозяйкой, живущей вдали от столицы. В её родительском доме говорили на шведском и французском, а её знания финского языка были крайне скудны. Она плохо разбиралась в вопросах семейного бюджета или в том, что нужно делать на кухне и в саду. В целом роль молодой хозяйки Висавуори Алисе не совсем подходила. Однако она в конце концов всё же приняла предложение Эмиля Викстрёма. 

Алиса и Эмиль Викстрём

Эмиль Викстрём с дочками - 
Эстель Марьяттой (1897-1970), Анной-Лиисой (1900-1986), Миеликки Анной-Марией (1907-1995)

Алисе Викстрём недолго пришлось исполнять роль хозяйки Висавуори. В 1896 году в усадьбе случился пожар. Викстрём потерял не только свой дом и мастерскую, но и результаты двухлетней работы над фронтоном Дома сословий в Хельсинки, наряду с записями и проектами более ранних лет. Семья переехала жить в Париж, но в то же время было решено восстанавливать Висавуори. Уже через месяц после пожара в альбоме для зарисовок Эмиля Викстрёма появились первые наброски новых строений, было решено построить два отдельных здания - жилое и мастерскую. Скульптор тщательно продумал каждую деталь будущей усадьбы. Об отклонениях от замысла не могло быть и речи, что становилось причиной частых разногласий хозяина со строителями. Несмотря ни на что, в 1902 году было завершено строительство жилого дома, который получило название Ylätalo (Верхний дом). 

Верхний дом

Верхний дом стоит на возвышении, из его окон открывается чудный вид на озеро Ванаявеси. Дом построен из бревен, обработанных дегтем и тонированных охрой. На темно-коричневом фоне стен нарядно смотрятся декоративные элементы - зеленые наличники и перила, желтые балясины и оконные рамы, ярко-красные столбики лестниц. Праздничность резного убора в сочетании с полихромной окраской, сочетающей белый или желтый, красный, зеленый или синий цвета, характерна для архитектуры в карельском стиле. У Верхнего дома две террасы, балкон и смотровая площадка, а главный его вход сторожит красный деревянный зверь с мечом.



Эмиль Викстрём был практичным мужчиной и рачительным хозяином, забота об усадьбе Висавуори лежала на его плечах. Алиса, в свою очередь, привносила утонченность в жизнь дома. Она следила за тем, чтобы печь в прихожей топилась и создавала теплую атмосферу к приходу гостей. Чтобы на столах были живые цветы, обстановка комнат выглядела элегантно, а кухарки надевали белые, чистые передники и головные уборы. Алиса знала как развлечь, окружить вниманием и очаровать нескончаемый поток гостей. В Висавуори приезжали друзья и коллеги Эмиля, его мать - Густава Викстрём, мать и бабушка Алисы - Анна Хогстрём и Джозефина Делессер.

Прихожая
Путешествие по Верхнему дому начинается в прихожей. Первым гостей встречает скульптурный автопортрет хозяина дома, стоящий на каминной полке. В Верхнем доме находится 7 печей, которые Эмиль Викстрём лично отделал разноцветным глазурованным кирпичом. Он также выковал часть печных заслонок, продумав формы и материалы для их изготовления, чтобы печи точно вписывались в интерьер комнат. На стене в прихожей висит старинный телефонный аппарат. Телефонную линию в Висавуори провели в начале XX века, а вот электричество появилось здесь только в 1920-х годах.

Интерьер прихожей. На телефонном аппарате, как и на многих других музейных предметах в Висавуори стоят таблички с рисунками художника-карикатуриста Кари Суомалайнена (внука Эмиля Викстрёма) с надписями "Не трогай руками!" (Ei saa koskea!)

Гостиная
Практически вся обстановка гостиной была привезена из Франции. Но есть здесь предметы мебели более национальные по духу - рюйю (домотканый ворсовый ковер), кресло-качалка и кожаное кресло, изготовленное Элиэлем Саариненом. Особый колорит интерьеру придают модные в то время экзотические предметы: восточные резные столики, японская графика, китайские статуэтки. Сейчас для удобства посетителей вся мебель сдвинута к стенам, а в центре проложена "туристическая тропка ". Во времена семьи Викстрём предметы мебели были равномерно расставлены по комнате. Их можно было свободно передвигать, создавая тем самым отдельные уютные уголки для общения и работы. Гостиная наполнена памятными предметами, среди них портреты Алисы выполненные Дорой Валроос и Алексом Федерлеем, фотографии, скульптурные портреты членов семьи, исполненные самим Эмилем Викстрёмом. 



Алиса Викстрём в гостиной Висавуори и портрет Алисы, написанный Дорой Вальроос в 1913 году.
Фотографии из архива Висавуори (изображение с сайта antiikkidesign.fi)


Обеденный зал
Вся мебель столовой спроектирована самим Эмилем Викстрёмом и изготовлена прямо на месте. Простые деревянные скамьи соединяются со стенными шкафчиками, декорированными резьбой с изображением звезд, сердец, цветов и свастик. Свастика - символ солнца и чистоты, был популярным узором в Карелии, поэтому его часто использовали в период национального романтизма в Финляндии. Одна стена в столовой покрыта дранкой (тонкими пластинами из дерева) - традиционным для Финляндии кровельным материалом. Столовую украшает множество интересных предметов (посуда, рисунки, статуэтки) - это сувениры, привезенные из путешествий, или подарки друзей. Из столовой одна дверь ведет на террасу, с которой открывается чудесный вид на ширь озера Ванаявеси. Можно представить, как семья Викстрём собиралась на террасе за завтраком или вечерним чаем.





Детская 
Детскую комнату называли белой из-за находящейся в ней белой мебели. В коллекции музея сохранились игрушки девочек - кукольный театр, изготовленный Эмилем Викстрёмом, игрушечный ткацкий станок, кукольная коляска и маленькая плита, в которой по-настоящему можно разводить огонь. 





Спальня
Дни в Висавуори были полны работы и протекали по определенному расписанию. Эмиль Викстрём вставал с постели около 7:00 и приступал к работе. В 8:00 он пил утреннее какао, в 10:00 съедал кашу, в полдень обедал. Далее следовал перерыв на кофе и ужин в 17:00. В 21:00 пили вечерний чай. Иногда работа продолжалась до самого позднего вечера, а когда у хозяина не было дел в мастерской, он отправлялся в сад.
Множество различных занятий было и у другие члены семьи. В зимнее время нужно было следить за печками, которые топились дважды в день. Женщины гладили белье, прибирались в комнатах, чистили ковры в гостиной. Алиса подметала спальню и вытирала пыль - иногда дважды в день, всегда в перчатках, чтобы уберечь свой аккуратный маникюр. У детей были свои повседневные домашние обязанности, дисциплина в доме была строгая.



Служебные помещения
Следом за спальней находится прихожая, она соединяет кухню и столовую. Здесь стоит белый деревянный шкаф, который служил холодильником, в нём продукты охлаждались с помощью льда. Из прихожей также ведут двери в винный погреб и на чердак. Винный погреб в Висавуори был спроектирован самим Эмилем Викстрёмом. Скульптор выращивал виноград и абрикосы, которые давали настолько обильный урожай, что его часть оправляли друзьям. Эти редкие фрукты и ягоды принимались всеми с огромной благодарностью.
На кухне центральное место занимает большая печь с плитой. На плите стоят утюги, сковорода, кастрюля и вафельницы. Вафли с вареньем и домашним мороженым были любимым десертом семьи Викстрём. Машинка для приготовления мороженого, наряду с другой кухонной утварью, такой как прибор для полировки столовых приборов, хранится в кладовой. Рядом с дверью в кладовку находится вход в комнату кухарки. 





Комната для гостей
Комната со стороны двора использовалась в качестве детской или гостевой комнаты. Вся мебель выполнена из груши и произведена в Финляндии. Это очень красивый гарнитур, включающий комод, письменный стол, столик для умывания, прикроватную тумбочку, стеллаж для книг. Эта комната показалась мне наиболее уютной и менее "музейной" (хоть сейчас вселяйся и живи😃). В ней также представлены ранние рисунки Эмиля Викстрёма, работы его друзей, фотографии и скульптурные портреты членов семьи.





✲✲✲
Когда дочери Алисы и Эмиля Викстрём выросли и начали жить отдельно от родителей, Висавуори превратился в летний дом. Со временем усадьба наполнилась голосами многочисленных внуков. 
Старшая дочь Эстелле вышла замуж за музыканта Юрьё Суомалайнена. В этом браке родилось двое детей: Кари, ставший художником-карикатуристом, и Саския, избравшая профессию оперной певицы (сценический псевдоним Маария Эйра). 
Младшая дочь Миеликки вышла замуж за дипломата Аско Ивало. Она много путешествовала, жила в разных странах, увлекалась йогой и написала серию мемуаров, рассказывающих о жизни дипломатической семьи в разных уголках мира. 
После смерти Эмиля Викстрёма в 1942 году усадьба Висавуори оставалась летним домом для семьи. Со временем сформировалась идея превратить Висавуори в мемориальный музей. В 1966 году был создан Фонд музея Висавуори. Спустя год в качестве музейного пространства свои двери для посетителей открыла мастерская, а ещё спустя год Верхний дом пригласил первых гостей.

Эмиль Викстрём с дочерью и внуками в беседке в Висавуори



Использованы материалы:
1. Сайт музея Висавуори - www.visavuori.com
2. Пялви Мюллюля "Visavuori" (буклет)
3. Изображения и информация:
commons.wikimedia.orgcommons.wikimedia.orgkizhi.karelia.rustatues.vanderkrogt.netwww.funtampere.fiakaanseutu.fi

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Варвара! Спасибо Вам за интересную экскурсию в необычный музей! Тихое, уютное местечко!

    ОтветитьУдалить
  2. Я порекомендую всем, кто ищет бизнес-кредит, господину Бенджамину, который помог мне с ссудой в четыре миллиона долларов для запуска моего бизнеса, и это было быстро. Получив у них кредит, было удивительно, насколько легко с ними было работать. безопасный. Это определенно был положительный опыт. Избегайте мошенников здесь и свяжитесь с г-ном Бенджамином Оном. 247officedept@gmail.com. WhatsApp ... + 19893943740. Если вы ищете бизнес-кредит.

    ОтветитьУдалить
  3. «Бенджамин Бриэль Ли всегда был очень профессионален, держал меня в курсе всего, что происходило. Если у меня были какие-либо вопросы, он всегда был готов ответить. Это была моя первая покупка дома, я мало что знал о процессе получения ссуды, он очень помог мне понять, о чем у меня есть вопросы. Мне очень понравилось работать с ним ».
    Он кредитный специалист, работающий с группой инвесторов, которые готовы профинансировать любой проект или ссудить вам любую сумму с очень низким процентом. Свяжитесь с Бенджамином Бриелем Ли, электронная почта: 247officedept@gmail.com Номер Whats-App: + 1-989 -394-3740.

    ОтветитьУдалить